Храмов в честь Святой Живоначальной Троицы всегда было особенно много на Руси. Русские люди понимали святость как живую связь с Богом, как совершенное уподобление Ему человека — ради того, чтобы через человека все мироздание соединилось с Богом. Всякий храм — своего рода икона. То есть — образ. Храм в честь Святой Троицы — образ Бога, открывающего Себя людям в Триединстве Отца, Сына и Святого Духа.
Земное небо. Эта святоотеческая формула выражает наиболее сокровенное значение храма. Храм — образ Домостроительства Божия. Он — вещественное повествование о спасении, об уготовлении Богом человека в обитель Себе.
Свято-Троицкий собор представляет собою тип корабельного храма: полукруглый, с алтарной апсидой, он символически означает Церковь — ковчег спасенья. Центральная часть храма — часто встречающаяся в русской архитектуре форма, которая называется «восьмерик на четверике». Восьмигранная башня символизирует жизнь будущего века — Царство Божие. Четвероугольное основание — знаменует день сегодняшний, современную вселенную. «Восьмерик», устремленный в небо, словно ведет за собою весьма статичный «четверик». Архитектурная форма говорит о вечности, как о конечной цели и Божественном предназначении сегодняшнего временного бытия.
В устройстве Свято-Троицкого собора хорошо видно трехчастное деление по горизонтали, как во многих других православных храмах. Алтарь в полукруглой апсиде обозначает область Бытия Божия, средняя часть храма знаменует небесное бытие в творении Божием. Это образ мира Ангелов и праведников, достигнувших жизни вечной. Другими словами, средняя часть храма изображает собою Церковь Небесную, Церковь Торжествующую. Поэтому именно эта часть и называется собственно церковью. Третья часть — притвор — означает мир земной, подверженный господству пространства и времени. Он знаменует собой Церковь Земную, Воинствующую. Все эти три части храма разделены между собой мощным сводом и арками.Разделены, впрочем, только внутри храма. Снаружи здание представляется единым: в знак соединения во Христе всех тех, кто составляет Церковь — Тело Христово.
Палехская роспись в Успенском храме собораПалехская роспись в Успенском храме собораСвято-Троицкий собор замечателен уникальными росписями и иконами. Старинные изначальные росписи сохранились мало: ведь собору приходилось переживать пожары. Лишь в нижнем Успенском храме остались фрагменты орнамента XVIII века. В основном же росписи храма относительно новые. Они сделаны в 1950 году. В 1949 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I путешествовал по Волге. 22 июня он посетил Саратов и побывал в Свято-Троицком соборе, заново открытом во время войны. Конечно, собор после закрытия пришел в запустение, бороться с которым в военные и в первые послевоенные годы не было ни сил, ни возможностей. Сильнее всего пострадали росписи. Святейший Патриарх осмотрел храм и благословил произвести реставрацию фресок. Настоятель собора протоиерей Иоанн Цветков привлек к реставрации артель иконописцев из села Палех. Палех в дореволюционные годы был славен школой иконописания. В советское время традиция тщательно выкорчевывалась. К 1970-м годам искусство Палеха обратилось в ремесло — в лаковую миниатюру, повествующую о покорении космоса и трудовых свершениях колхозников.
Но в 1950-е годы традиция еще была жива. Росписи обоих храмов Свято-Троицкого собора сделаны очень умной и одухотворенной кистью. Их отличает утонченная легкость рисунка и особенная гармония цвета. Стенные росписи Свято-Троицкого собора, словно наполненные светом — это, несомненно, одно из выдающихся и, к сожалению, одно из самых последних созданий старой палехской школы.
В 1950–1954 годы известным художником-палешанином П. Л. Париловым было написано также 40 икон, составивших иконостас верхнего Троицкого храма. Иконы и росписи палешан писаны в стиле XVII века — весьма торжественном и радостном. Впрочем, это не рабская стилизация «под старину» — но живой взгляд из XX столетия, из эпохи осмысленного изучения древнего церковного искусства. Письмо палешан — это строго церковное, каноническое искусство, возводящее сердце человека, говоря словами Богослужения, «горе». Но даже и самое строгое, церковное искусство обратилось бы в музейный экспонат, если бы оно не было живо. А жизнь образа состоит в близости к Первообразу, к Тому, Чей Лик запечатлен для людей. Значение иконы — в действии через нее Божества.