Шестопсалмием называется одна из важнейших частей утреннего богослужения Православной Церкви, состоящая из шести избранных псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Это один из самых строгих моментов утрени – затворяются царские врата, гасится свет, тушатся свечи… Все это говорит о том, что эта часть богослужения очень важна. Но хорошо ли мы представляем себе, почему?
Шестопсалмие читается ежедневно, даже в воскресенья и праздники, за исключением Светлой седмицы. Устав предписывает слушать его с полным благоговением и тишиною. Более того, шестопсалмие, как важнейшую часть службы, Типикон назначает читать предстоятелю.
Главная мысль шестопсалмия — пришествие в мир Спасителя – подчеркивается расположением его в богослужении: после вечерни, в самом начале утрени. То есть как бы между ветхозаветным временем, символизируемым вечерней, и рождением Спасителя, новозаветным временем, символизируемым утреней. Чтение шестопсалмия предваряется троекратным повторением радостного славословия, воспетого Ангелами в ночь рождения Иисуса Христа: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14). После этого дважды повторяются слова покаянного псалма: Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 17). За этой краткой молитвой следует уже чтение шестопсалмия.
Если рассмотреть все шесть псалмов, то перед нами предстанет картина постепенных изменений душевного и духовного состояния псалмопевца.
Псалом 3. Праведник, гонимый врагами, — это не только Давид, это душа, обратившаяся к Христу и терпящая нападения от бесов. Вражеские силы смущают душу, внушая, что «нет спасения в Бозе его». Но душа отражает нападения молитвой: «Ты же, Господи, заступник мой ecu, слава моя и возносяй главу мою». Так обычно чувствует себя новоначальный, еще не умудренный духовным опытом, но поддерживаемый благодатию Божией.
Псалом 37. На смелый вызов третьего псалма — «не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя» (под словом «людей» св. отцы понимают полчища демонов, «тем» – множества), враг отвечает усиленным нападением: псалмопевец, всеми оставленный и осмеянный, терпит нравственные скорби и физические болезни, враги его усиливаются. Как же ведет себя гонимый праведник в такой ситуации? Он обращает взор свой на свои собственные грехи и кается в них пред Богом.
Псалом 62. В подписании этого псалма неслучайно упоминается пустыня Иудейская. Пустыня — это место духовного укрепления, именно в пустыне стяжали благодать Божию многочисленные подвижники христианства. Но также «земля пуста, непроходна и безводна» — это душа без Бога. Только почувствовав свою опустошенность, душа становится готовой к принятию слова Божия. Псалмопевец жаждет Бога и взывает к Нему: «лучши милость Твоя паче живот», «Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя».
Псалом 87. Это самый печальный из всех шести псалмов. Псалмопевец видит себя покинутым всеми, а главное — Самим Богом: «бых яко человек без помощи, подобно мертвым, которые от руки Твоея отриновени быша». Св. отцы учат, что скорби Господь посылает нам не просто так: они очищают душу и смиряют человека. Так и псалмопевец уже просит Бога лишь не отвращать лица Своего от него.
Псалом 102. Господь принимает молитву праведника и посылает благодать Свою, «очищает его, исцеляет недуги, избавляет от истления (рабства греху), венчает милостию и щедротами». Душа, очищенная страданием и умудренная духовным опытом, получает второе дыхание: «обновится яко орля юность твоя». И первое движение души, выведенной из рабства страстей, – благодарение Бога и восхваление Его. Этот псалом говорит о Промысле Божием: Господь, подобно любящему отцу, печется о людях Своих и поступает с ними не как они заслуживают, но по милости Своей.
Псалом 142. На псалмопевца опять нападают враги и смущают его душу, так как пока человек жив, враг не оставит его в покое. Но перед нами уже закаленный в духовной брани боец. Он знает, как опасен и коварен враг, и имеет опыт борьбы с ним: «помянух дни древния, поучахся во всех делех Твоих», просит Бога указать ему путь жизни, научить его творить волю Господню. Умение всего себя предавать в волю Божию вселяет в человека уверенность в счастливом исходе: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву».
Итак, шесть рассмотренных псалмов предстают перед нами как шесть последовательных ступеней духовной лествицы христианина. Шестопсалмие показывает нам, как душа проходит путь искушений, возрастает, укрепляется, преодолевает, с помощью Божией, бесовские нападения и достигает состояния истинной свободы — свободы жить по воле Божией.
Помимо духовно-нравственного наполнения, каждый из псалмов содержит пророческие стихи, образующие его мессианскую тему. Они прикровенно говорят о смерти и воскресении Христа, о Его крестных муках, о созданной Им Церкви и установленных Таинствах. К примеру, 102 псалом пророчествует о новозаветной Церкви, о ее дарах человечеству: «очищение от беззаконий», «исцеление от недугов», «избавление от истления» (т.е. от власти диавола и страстей) и дарование Своим чадам «милости и щедрот», исполнение их «благих желаний». Св. отцы видят в этом псалме и указание на будущее воскресение мертвых и дарование человеку нового тела.
Очевидным становится, что автор шестопсалмия был ведом Духом Святым. Шестопсалмие говорит о Церкви Христовой, о Таинствах, установленных Христом. Закономерности, проявляющиеся в композиции шестопсалмия, – духовные законы, которым следует в своем движении ко Христу душа. Во время чтения шестопсалмия душа каждого молящегося проходит этот путь и в радостном ожидании спасения раскрывается навстречу Грядущему Спасителю, о котором торжественно возвещает Церковь по окончании шестопсалмия: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне!».
Иерей Александр Степовик