Пасха – это центр церковной жизни, точка отсчета всех церковных богослужений. И это самое радостное переживание, которое испытывают верующие. Оно же составляет сокровенный смысл всего христианства. «Если бы Христос не воскрес, наша вера была бы бессмысленной», — говорят христиане. Но что это за загадочное явление – Воскресение? Как Господь мог воскреснуть из мертвых, ведь это противоречит законам природы? И что значит это «странное» выражение: Христос победил смерть? Что это, фигура речи, смысловая галлюцинация или реальный факт, смысл которого доступен только для «избранных»?
Марина Шмелева – преподаватель Саратовской государственной академии права, редактор приходской газеты, сайта, директор воскресной школы и прихожанка Свято-Троицкого собора. Для нее Пасха – главный праздник в году, который в сто раз важнее обычных светских праздников – Нового года и дня рождения. «Новый год с Пасхой даже сравнивать странно, а день рождения – это вообще достаточно условная дата какого-то личного подведения итогов. Но в Церкви понимаешь: то, что Христос воскрес, в миллионы раз важнее того, что я родилась…»
А начиналось все, как у всех: яйца, куличи, уборка в Чистый четверг.
Уже взрослой стала ходить Великим постом на богослужения. Тогда-то и пришло настоящее понимание. Радость от запаха свежих куличей сменилась радостью Воскресения. «Пасха всегда была для меня достаточно важным праздником, даже когда я смутно представляла, что же там происходит, – рассказывает Марина. – Моя бабушка была верующей, и мне кажется, что у русских людей какое-то воспоминание о Пасхе, пусть на уровне куличиков и крашенок, есть всегда. Даже не будучи еще церковными людьми, мы с подругой в 14 лет постились в Страстную седмицу. И было понимание, что мы не просто хотим очистить организм или похудеть, а что идет Страстная седмица и надо хотя бы вот этот небольшой отрезок попоститься…»
Марина говорит, что верующие люди, которые осознают и принимают Воскресение как реально свершившийся факт, начинают даже к смерти своих близких относиться по-другому. Она уже не повергает их в беспросветное уныние именно потому, что Христос победил смерть. И это не просто какая-то мысль или образ, который нам внушили, а реально переживаемое ощущение, которое особенно явно чувствуется во время Пасхального богослужения.
Логически доказать Воскресение невозможно. И хотя «вещественные доказательства» бытия Божия, такие, как Туринская плащаница, чудо схождения Благодатного огня, существуют, человеку неверующему сами по себе они вряд ли о чем-то скажут. И этим вера отличается от объективного знания. По словам Марины, Пасхальная радость – это радость совершенно другого, не мирского порядка. Возникает другое ощущение времени, человек словно прикасается к вечности.
«Воскресение – это не только чудо, но и назидание для нас, – говорит Марина. – Первый, к кому приходит Воскресший Христос, это не Понтий Пилат. Хотя по человеческим меркам любой бы из нас пришел к своему обидчику и сказал: ну вот, смотрите, а вы не верили. А Он этого не делает. А приходит к Богородице, к Марии Магдалине – к тем, кто оказался самым верным, кто Его любил до конца. Приходит обрадовать и утешить тех, кому это нужно…»
Чистый четверг: мыть или не мыть?
Пасха в силу своей глобальности – единственный церковный праздник, к которому так долго готовятся. Ей предшествует семинедельный Великий пост, во время которого верующие внутренне готовят себя к встрече Светлого Воскресения. В последние дни перед праздником идет генеральная уборка в храмах, чистится священническое облачение и церковная утварь. Иконы украшают живыми цветами.
На Западе главным праздником считается Рождество. В последнее время оно превратилось в домашний милый праздник. Люди порой даже не помнят, кто именно родился. В Православии даже Рождество просматривается через Смерть и Воскресение Спасителя. «Смысл не в том, что Он родился, а в том, что Он умер и освободил нас от греха», – говорят верующие.
Страстная седмица – особое время, когда даже работающие люди стараются как можно чаще бывать в храме. Самые печальные дни – среда и пятница. В среду Иуда предал Христа, в пятницу приказом Понтия Пилата Он был распят.
Накануне в четверг Господь на Тайной вечере установил таинство причастия. Этот день еще называют Чистым четвергом. Многие воспринимают это название как повод для глобальной уборки. Но очиститься надо в первую очередь духовно — исповедаться и причаститься. Священники говорят: будет лучше, если вы лишний часок постоите на службе, чем убьете все время и силы на «великое мытье полов».
В четверг в храмах идет служба, которую называют Чтением двенадцати Евангелий. На ней вспоминается Крестный путь Спасителя – от момента ареста до смерти. Служба очень долгая, но и очень красивая, идет примерно четыре с половиной часа. Верующие стоят со свечами и фонариками, символизирующими свет Христовой Истины. После службы фонарики с зажженными свечами уносят домой.
Пятница – день сугубого поста, когда верующие по возможности стараются максимально ограничить себя в еде или даже отказаться от нее вовсе. Утром на Литургии служатся Царские часы. В обед в храмах совершается вынос Плащаницы. Конечно, это не сама Плащаница, в которую был обернут Спаситель после снятия с Креста. Настоящая находится сейчас в итальянском городе Турине. Она известна тем, что на ней чудесным образом отразилось изображение Христа, Его пресветлый лик. В храмах же плащаницей называют полотно с вышитой иконой умершего Христа. Вечером Плащаницу под погребальный звон обносят вокруг храма и оставляют для поклонения верующих в центре храма. Вечерняя служба погребения позволяет верующим приобщиться тем немногим людям, которые остались с Христом в момент Его смерти.
Великая суббота – это суббота покоя, когда Господь пребывал во гробе. Утром в этот день служится особенная Литургия. Вечерней службы нет. В 8 вечера все желающие причаститься приходят на исповедь. Пасхальная литургия начнется во всех саратовских храмах в субботу, 18 апреля, за час до полуночи и продлится до раннего утра.
Крестный ход: «инструкция по применению»
Пасхальный крестный ход – событие и радостное, и красивое. Под перезвон колоколов духовенство и миряне с хоругвями и иконами обходят вокруг храма. Для людей воцерковленных это всего лишь часть праздничного богослужения, ничуть не более и не менее важная самой службы. Для обывателей же Пасхальный крестный ход сродни некому талисману, кто-то воспринимает его чуть ли не как мистический ритуал. Многие пытаются подойти к этому событию с утилитарной точки зрения. Мол, пришел в церковь, когда пробило двенадцать, походил кругом с зажженными свечами, получил у Бога «зачет». И теперь все в жизни будет хорошо: задуманное исполнится, дача построится, квартира купится, здоровье наладится, муж бросит пить, а нерадивые работодатели возьмутся за ум и перестанут задерживать зарплату…
Меж тем Крестный ход – это не магический круг, который очерчивается ночью вокруг церкви. Попадание в него вовсе не сулит его участникам автоматического результата в виде долгожданной «сбычи мечт». Единственный смысл участия в нем – это быть рядом с Воскресшим Богом, разделять с Ним и со всеми людьми радость этого великого события.
«Тем, кто не пережил этой радости, трудно объяснить ее смысл, – говорит Марина. – У меня самой тоже были годы, когда я приходила только на крестный ход. Потом выяснилось, что это тоже были этапы пути. Господь ведь промышляет о каждом человеке. Иногда человек приходит с потребительским настроем, а уходит преображенным. Никто не может знать, что Господь вложит в сердце тому, кто пришел в церковь в такую ночь…»
Нет более удивительной службы, чем Пасхальная Литургия. Я помню свою первую Пасху. Тогда я решила отстоять всю ночь. Часам к трем ночи тело стало подавать тревожные сигналы: спина ныла, ноги деревенели. Казалось, еще чуть-чуть, и… Но тут я увидела бабушек – очень стареньких бабушек, которые стояли, «как огурчики», словно и не было позади этих долгих часов. Глядя на них, можно было подумать, что при необходимости они будут стоять здесь до второго пришествия. Это наблюдение меня поразило. Остаток времени я простояла гораздо легче.
«Вообще и смешно, и грустно наблюдать за людьми, которые думают: ну, слава Богу, крестный ход прошли, можно ехать праздновать. А самое интересное ведь только начинается», – улыбается Марина.
Только в Пасхальную ночь священники читают Евангелие на разных языках – русском, славянском, греческом, немецком, английском, французском, молдавском и других. «А отец Евгений Ланский читает у нас Евангелие… на китайском! В этот момент все, даже те, кто успел уснуть, просыпаются от удивления», – смеется Марина.
Всю Светлую седмицу служат такую же службу, как и в Пасхальную ночь. Она также сопровождается крестным ходом. В сам день праздника, кроме ночного, идет еще богослужение в 9 часов утра. На нем удобно бывать с маленькими детьми, а также тем, кто по тем или иным причинам не смог провести в церкви Пасхальную ночь. В воскресенье вечером все желающие идут в Покровский храм помолиться во время Пасхальной вечерни и получить благодатный огонь. Его привозят из Иерусалима в Москву и оттуда – в Саратов. Он сходит раз в году в храме гроба Господня и только на Православную Пасху. Первые секунды Благодатный Огонь не обжигает. Огонь, который попадет в руки саратовцев, это уже скорее символ – отблеск явленного в Иерусалиме чуда. Это тот самый огонь, только ставший более «вещественным».
«С яйцами иногда доходит до абсурда, их красят в зеленый, серо-буро-малиновый, украшают собачками, ангелочками, наклеивают икону – и как это яйцо после этого разбивать?» – недоумевает Марина. Лучше красить яйца в традиционный красный цвет. В Православии – это символ победы Христа над смертью…»
Что зазвонят опять колокола…
В Пасхальную ночь и на протяжении всей Светлой седмицы будут звонить в колокола. В Саратове сложилась традиция: любой желающий может прийти в эти дни на колокольню и в присутствии звонарей позвонить в колокола. Обычай пользуется среди саратовцев большой популярностью. По словам Марины, приходят и люди совершенно не умеющие звонить, и даже те, кому медведь на ухо наступил. «Звонят, конечно, кто в лес, кто по дрова, зато сколько радости», – улыбается девушка.
Газета «Саратовская панорама» Елена Балаян