Новый номер нашей газеты посвящен самому главному для христиан празднику – Воскресению Христову. Господь, побеждая смерть и власть греха, дает возможность каждому человеку воскреснуть для новой жизни. В наши дни нередки случаи, когда человек приходит в храм, оставляя позади большую часть своей жизни. О том, как происходит это обращение, что помогает человеку обрести Христа в своем сердце, мы размышляем вместе с клириком Свято-Троицкого собора иеродиаконом Паисием (Шурухиным).
– Отец Паисий, расскажите, пожалуйста, немного о своей жизни.
– Родился я в 1940 году в семье саратовских служащих. Сразу после моего рождения наша семья переехала в Таганрог, где на авиационном заводе работал отец. Во время войны мы с мамой вернулись в Саратов, а отца перевели в Тбилиси. Там он до конца войны строил самолеты для фронта. После войны семья наша воссоединилась.
Ярким впечатлением детства стали парады в День Победы. Помню отношение к фронтовикам. На них смотрели с большой любовью. Да и вообще, люди были более сплоченными, отзывчивыми, готовыми в любой момент прийти на помощь друг другу.
Верующих в нашей семье практически не было. Хотя, по семейному преданию, меня крестили несколько раз. Время от времени одна из теток спохватывалась и вела всех детей крестить в Троицкий собор. Но о Боге и Церкви в семье не говорили. И тем не менее, мысли о Боге возникали, в старших классах я даже думал поступать в семинарию. Мы с другом даже ходили ее искать. Но потом эта мысль как-то пропала.
И после школы я поступил работать сборщиком точных механизмов в ПО «Корпус». Но родители хотели, чтобы я получил образование. По их настоянию после года работы решил идти учиться. В этот момент в институты документы уже не принимали, и я пошел вместе с друзьями в строительный техникум учиться по специальности «Строительство мостов, тоннелей и прочих искусственных сооружений».
На пред дипломной практике пришлось немного строить Саратовский мост. После окончания техникума год по направлению отработал на Карельском перешейке. Тогда как раз строили дорогу «Ленинград –Мурманск». Работать было сложно, но очень интересно.
Тут вспомнил обо мне военкомат. И мы с ребятами написали заявление в саратовское ракетное училище. Не то чтобы я мечтал о карьере военного. Возможно,влияние оказал родной брат отца – Павел Иванович. Он был дважды Героем Советского Союза, воевал в Сталинграде, дошел до Берлина.
Однако, проучившись год в училище, я понял, что это все-таки не мое, и отчислился. Два года дослуживал в одной из ракетных частей в Марийской республике. И тут я полюбил электронику. После армии вернулся в ПО «Корпус»,техником-конструктором в конструкторское бюро. И поступил в Политехнический институт на отделение «Автоматика и телемеханика».
Тридцать лет проработал в конструкторском бюро – инженером, старшим инженером, ведущим инженером, начальником лаборатории. Работа была исключительно интересной. Мы проектировали новую аппаратуру с применением электронной техники для космической промышленности.
Так я проработал до начала девяностых,когда все в стране и в промышленности стало разваливаться. И завод наш в том числе. Меня переманили в организацию,которая многообещающе называлась Научно-производственный внедренческий центр «Диагностика». Но контора эта скоро полностью перешла на коммерцию.Перепродавали, что только могли.
В это время я начал понимать, насколько жестким, авторитарным человеком становлюсь. И на семейном совете мы приняли решение, что надо мне оттуда уходить. Написал заявление и пошел работать на обслуживание радиостанций в тепловые сети. Затем в Саратовском Техническом университете мне предложили разрабатывать системы теплосчетчиков. Тогда как раз пошла мода на энергосбережение. Мы создали такую систему, постарались ее внедрить на практике.
В те годы я уже был прихожанином Троицкого собора, помогал с ремонтом. И когда настоятель собора отец Сергий Демешкевич предложил мне стать завхозом, я согласился.
– А как складывался Ваш путь к Богу?
– Я к Богу сознательно не шел. Случилось так, что Господь просто Сам открыл мне Себя. Это произошло в считанные дни – я сердцем почувствовал, что Бог есть. Умом мне не к чему было приходить: я понятия не имел о Православии. И только потом стал разбираться, выяснять: что Бог дает человеку, что же такое Церковь. Это случилось как раз в девяностые годы. В это время в моей душе уже было что-то такое,что не давало спокойно жить. Я начал понимать, что нельзя служить двум господам. Пора делать выбор.
Дальнейший мой путь Господь устроил промыслительно. У меня не было знакомых священников, верующих людей. И я начал читать св. Отцов. В первое время у меня в голове был совершенно бессистемный винегрет. Я читал все вперемешку: и современных отцов, и древних, и Добротолюбие.
В это время мне многое разъяснил свт. Игнатий Брянчанинов, который изложил учение св. Отцов для практически современной нам действительности. Святитель стал одним из первых моих наставников и очень мне помог. Как и сейчас помогает.
Меня буквально потрясло единодушие св.Отцов. Ведь все они жили в совершенно разные эпохи, а как похожи они по духу, как повторяют друг друга в главном!
Затем появились знакомые священники,верующие прихожане. Моя младшая дочь стала встречаться с семинаристом. Он и его друзья часто приходили к нам домой, мы говорили, обсуждали, спорили. Эти ребята мне очень многое дали.
На определенном этапе у меня было искушение создать для себя удобное Православие, которое успокаивало бы мою совесть и не мешало бы жить. Поэтому, зная свою эмоциональность, я решил, что буду стараться следовать советам св. Отцов,которые открыл для себя в духовной литературе, и искать то Православие,которое они проповедовали в своих творениях. Это оказалось очень трудно,пришлось от многого отказаться, буквально резать по живому. Сразу пришло понимание своей немощи, которую я осознаю и до сих пор. Хотя с другой стороны, человеку,пришедшему к вере, становится и легче, т. к. все в его жизни возвращается в нормальное состояние – встает с «головы на ноги». И то, что было доселе непонятным,становится, с позиций христианства,объяснимым.
А путь к Богу продолжается и сейчас. Ведь Господь – это Абсолют, к которому мы никогда не приблизимся, который никогда не постигнем полностью. Постоянное движение к Нему в борьбе со своими немощами и должно стать деланием всей нашей жизни.
– Вы пришли в Церковь уже в зрелом возрасте. Тяжело ли было столь кардинально изменить свою жизнь?
— Конечно, тяжело, впрочем, как и всем людям, которые в зрелом возрасте приходят в храм. Пришлось оставлять старый образ жизни, мыслей, привычки, пристрастия.
Вот, к примеру, телевизор. Многие из тех,кто приходил к Богу в те годы, и наша семья в том числе, просто выкидывали его. Можно по-разному относиться к этому шагу: с иронией, с удивлением. Но если человеком движет не гордость, не импульс, я считаю,что это серьезный шаг. Ведь в те годы как раз шли первые сериалы. Пределом счастья было прибежать с работы, с порога кинуться к телевизору и включить «Санта-Барбару». Я уже не говорю о пошлости, о грязи, которая лилась с экранов. Как программист я понимал, что люди легко попадают в зависимость от машины.
Кроме того, это определенный вызов обществу. Человек работает в миру. В коллективе обсуждают последние новости,сериалы. «А ты?» «А я не смотрю». Белая ворона. Постепенно вокруг тебя образуется пустота, тебя начинают сторониться. Ты –другой. Через все это пришлось пройти и мне.
– Как восприняли эти перемены Ваши родственники, друзья?
– По-разному. Кто-то просто отвернулся.Кто-то еще долго не мог поверить, что человек может так измениться. Некоторые после бесед и разговоров о Боге, Церкви сами пришли в храм. В семье мы с женой пришли к вере практически одновременно. И это было одно из чудес, которое Господь явил мне, грешному. Мама моя поверила,исповедовалась, причащалась перед смертью. Отец до сих пор не может сделать последний шаг, хотя многое уже понял,читает книги.
– Вы не просто пришли в Церковь, а стали иноком. Как Вы приняли это решение?
– Я это решение не принимал. Эта мысль возникла у нашего настоятеля отца Пахомия. В то время я работал завхозом. Я и помыслить не мог о постриге, т. к. считал (да и сейчас считаю), что не достоин этого ни по своей прежней жизни, ни по внутреннему состоянию. И потому предложение отца Пахомия стало для меня полной неожиданностью. Были, конечно,раздумья, были беседы с Владыкой. Постригал меня отец Пахомий в Свято-Никольском монастыре. Он же стал моим восприемником и духовным наставником.
– Вы несете диаконское послушание в соборе, где большинство клириков значительно младше Вас. Много ли в связи с этим возникает сложностей?
– Этот вопрос я разделил бы на две части:отношение пожилого человека к молодым соработникам и отношение пожилого диакона к молодым священникам. Что касается первой части, мне абсолютно не мешает разница в возрасте. У меня нет чувства старости, превосходства, желания их поучать. Мне интересны темы, которые интересны им. Но мне в каком-то смысле легче, ведь я уже был на их месте. Могу их предупредить о каких-то сложностях,возможных ошибках. Но послушают они меня или нет – это их дело. Давить, навязывать здесь ни в коем случае нельзя.
А что касается моих отношений с ними как диакона со священниками, то я прекрасно понимаю, как важна иерархия в Церкви.Сколько бы лет ни было священнику, он –священник. А я – диакон. И мое дело исполнять то, что мне говорят. Тем более что все наши священники образованы,прекрасно знают богослужение. Если мне что-то непонятно, возникают недоразумения, можно подойти и выяснить после службы. Или обратиться к настоятелю.
– Помогает ли Вам опыт, полученный в мирской деятельности, исполнять послушания в Церкви?
– С одной стороны, абсолютно все, чему я научился в миру, пригодилось мне в храме – умение работать, общаться с людьми,заниматься хозяйственной деятельностью.Но в плане служения Христу нужно признать самое главное – что жизнь моя без Бога проходила зря. И никому не нужны были мои подвиги, мои открытия. Кроме того,авторитаризм, привычка давить на людей мешали мне и до пострига и уж тем более стали мешать после. Я привык быть всегда правым, привык, что последнее слово за мной. А эта привычка плохо совмещается со смирением и послушанием.
Конечно, я завидую белой завистью тем людям, которые приходят к Богу в молодости. Но с другой стороны, если бы я не пережил всего, что было в моей жизни, не понял суть соблазна, наверное, не стал бы тем, кем сейчас являюсь.
– Что Вы пожелаете нашим читателям в светлый праздник Воскресения Христова?
– Именно воскресения я и хочу всем пожелать. Не только после смерти, но и до нее. Для меня это означает победу над нашим ветхим человеком, который представляет собой средоточие всех неправедных мыслей, действий, мирских привязанностей. Желаю всем нам побеждать страсти, возрастая в меру возраста Христова. Чтобы еще до нашей физической смерти Господь смог сказать о нас:
«… сын мой, был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 24). И если мы воскреснем для Бога в этой жизни, то смерть нам точно нестрашна.
Беседовала Марина Шмелева