Пасха – самый светлый, радостный и ожидаемый праздник у христиан, торжество из торжеств, как называют его святые отцы. Как солнце затмевает сияние звёзд, так Пасха светит среди остальных праздников. Церковь называет Пасху «великою, двери райския нам отверзающей» и призывает к её прославлению землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное». Православная Церковь празднует это торжество особенно величаво, с «размахом».
Празднику соответствует высокая и особенная торжественность, пышность богослужения, совершаемого как в день праздника, так и во всю последующую Светлую седмицу. Пасхальная неделя, пропитанная светом и торжеством, словно становится одним большим праздничным днём. А главной отличительной особенностью Пасхального богослужения от других праздничных последований является то, что оно полностью поется.
Действительно, и в Пасхальную ночь, и в Светлую седмицу, чтения на богослужениях мы почти не слышим. В знак величия и значимости светлого праздника Воскресения в ходе богослужения поётся абсолютно всё – часы, тропари, стихиры, канон. Откуда пошла эта традиция?
В древности все праздничное богослужение было пронизано пением. Основные части церковного последования исполнялись нараспев. Музыка буквально наполняла храм, создавая молитвенное настроение. Время в пении молитв начинало тянуться незаметно, словно растягивалось. На смену вечеру незримо приходила ночь, её сменяло утро, а музыка в храмах всё звучала…
Со временем традиция музыкального оформления богослужений стала вытесняться. На смену пению пришли чтения, псалмодии и музыкально-хоровые исполнения «читком». Лишь Пасхальное богослужение не утратило своей музыкальности и по сей день. Праздник этот настолько велик, что сохранил ход богослужения в первоначальном, «омузыкаленном» варианте, именно так, как было принято прославлять Бога в глубокой древности.
Важен также тот факт, что песнопения Пасхальной седмицы могут исполнять все желающие, независимо от того, хорошо или не очень эти люди музыкально образованы. В честь значимости Великого праздника всю Светлую седмицу верующие упражняются в храмах в псалмах, пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя о Восставшем Господе. И это неслучайно, ведь Пасха – праздник прощения, всеобщности и всеучастия. Она призывает людей прийти не для того, чтобы слушать, а чтобы участвовать, соединиться одним общим ликованием.
Но музыкальное сопровождение Пасхального богослужения, кроме идеи соборности, имеет и другой глубокий смысл. Это суть музыкального искусства вообще. Ведь музыка – самый абстрактный вид искусства. В ней нет «видимой» конкретности, но таинственным образом музыка передаёт настрой души, то состояние духа, которое было вложено автором в его произведения.
Не отвлекая молящегося от молитвы, музыка помогает услышать текст, расставляет смысловые акценты, сопереживает словам молитвы. Общеизвестным также является тот факт, что слова, положенные на музыку, запоминаются быстрее. Именно поэтому церковное пение на Пасхальном богослужении так важно! Даже обращение «Христос воскресе!» в Православии приобрело особую, музыкальную, интонацию. И особенно радость Пасхи связывается с тем, что священнослужитель именно с этой музыкальной интонацией произносит, особым образом подчёркивая второй слог «Христос воскресе!», на что верующие также радостно и музыкально отвечают «Воистину воскресе!» В интонировании, высоте, характере голоса заключается выражение религиозного чувства людей, их желание влиться в Пасхальное торжество. Никакое другое проявление радости о Воскресшем Господе не может быть выше и совершеннее, чем само пение — музыкальное воплощение молитвенного настроя души!
Свт. Григорий Нисский в своих трудах писал, что человек устроен подобно мировому музыкальному инструменту: флейта – гортань, магада – нёбо, работа языка, губ, щёк – это игра плектра на струнах. «Хвалите Его во струнах и органе» (Пс. 150) – под органом (царём музыкальных инструментов) подразумевается наше тело, струны – жилы, которые Дух Святый гармонически настраивает, и, трогая их, извлекает звуки голоса.
Православному человеку не требуется игра на музыкальных инструментах во время богослужения, т.к. он сам – молящийся человек – является разумным, одухотворённым музыкальным инструментом. Поэтому так важно исполнительское, певческое участие молящихся в праздник Воскресения Христова – величайшего торжества года.
В Пасхальном богослужении не исполняются многие произведения, свойственные обиходным службам. Им на смену приходит музыкальное, ликующее исполнение праздничных песнопений. Пение «Святый Боже» заменяется на «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (ап. Павел). Апостол сравнивал Крещение с облачением, одеванием во Христа. Видимо, это можно сравнить с тем, как речь облекается в музыку, приобретая какое-то дополнительное, причём важнейшее измерение, свойственное только великим праздникам.
Но венец всех духовных песней, исполняющихся на Пасху – Пасхальный канон, творение прп. Иоанна Дамаскина, составляющий существенную часть Пасхальной утрени. Здесь сосредоточена вся радость и Божественный смысл праздника, отражено содержание и ощущение Пасхальной службы.
Чеканные богословские формулировки автор облёк в незабываемые поэтические образы, точные и строгие по смыслу ирмосы канона, положенные на музыку – непревзойденное музыкальное выражение пасхального ликования. Они «сверкают» яркостью созвучий, мощностью хоровых красок и вносят ощущение всенародного торжества. Слух, зрение, сердце, душа переполняются ни с чем не сравнимой, незабываемой радостью.
Новая волна праздничного воспевания – стихиры «Да воскреснет Бог». Это одно из любимейших народом пасхальных песнопений, доступное любому хору и исполнителю. Торжественный и победительный распев стихир достойно венчает Пасхальную заутреню, подводя её к завершению – мощному и величественному огласительному Слову Иоанна Златоуста «Аще кто благочестив» (единственному читающемуся эпизоду Пасхальной службы). Это кульминационный момент в ходе богослужения, призывающий соединиться всех верующих людей и прославить Воскресшего Христа.
Все пасхальные песнопения, о которых шла речь выше, звучат на будничных и воскресных службах сорок дней, вплоть до Отдания Пасхи. Это и создаёт удивительное чувство длящегося праздника. Непрестанно, ежедневно доносящееся с клироса «Христос воскресе из мертвых» в эти благословенные дни властно ведёт нас «от смерти…к жизни и от земли к небеси…». Душа радуется приходу Пасхи, потому что праздник несёт ей покой и облегчение от множества трудов, она сбрасывает с себя зимнюю угрюмость, вновь расцветает, оживает и, конечно же,…поёт:
«Христос воскресе из мертвых,
Смертию смерть поправ,
И сущим во гробех живот даровав!»
Вера Попечителева