В ожидании чуда

благодатный огоньВскоре после Воскресения Спасителя, по свидетельству апостолов и святых отцов, Гроб Господень осветил нетварный Свет. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия Памфила и Сильвии Аквитанской. В их трудах есть описание и более ранних схождений. Однажды, как повествует в своей “Церковной истории” Евсевий Памфил, не хватило лампадного масла. Тогда патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели.

Сошедший с неба Огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей Пасхальной службы. Благодатный Огонь сходит только по молитвам православного Патриарха Иерусалимского и только под Пасху, празднуемую по старому стилю, по которому живет Православная Церковь.

Это подтверждает истинность и чистоту православной веры.

В XVII веке представители армянской Церкви сумели убедить турецкую администрацию, предоставить честь получения Благодатного Огня армянскому Патриарху. Православным не разрешили присутствовать в храме, затворив перед ними дверь. Благодатный Огонь в этот день не появлялся очень долго. Затем раздался громовой удар, и треснула одна из мраморных колонн при входе. Из трещины вышел Огонь. Православный Патриарх, молившийся перед храмом, зажег от него свечи и раздал собравшимся. А внутри храма Огонь так и не появился.

В Великую Субботу иерусалимский патриарх и духовенство трижды обходят крестным ходом вокруг Кувуклии. В храме погашен весь огонь: свечи, лампады. Двери Кувуклии запечатаны особой восковой печатью. Раньше печать ставилась для предупреждения обмана, теперь же это дань традиции и символ стражи у Тела Господа. Патриарх берет в руки два пучка свечей, в каждом – тридцать три свечки, по числу лет земной жизни Спасителя. Затем он разоблачается, оставаясь в подризнике и епитрахили, кланяется народу и под пение «Свете тихий» входит в Кувуклию для тайной молитвы. Священнослужители других конфессий остаются в приделе Ангела. Наступают минуты всеобщего ожидания. Сколько придется ждать схождения Благодатного Огня в этот раз, не знает никто – может быть 5 минут, а может и несколько часов. Вдруг храм озаряется яркими вспышками света. Схождение Огня каждый видит по-своему – в виде дождя, молнии, потока света. Огонь появляется в храмовых часовнях, зажигает на Голгофе одну из лампад, сверкает над Камнем Миропомазания. Патриарх с пучками горящих свечей выходит к верующим. В первые 10-15 минут этот Огонь не обжигает, от него не загорается одежда. Через несколько минут он приобретает обычные свойства. Благодатный Огонь сохраняется в храме весь год и гасится только под следующую Великую Субботу.

В последние годы Фонд апостола Андрея Первозванного организует доставку Благодатного Огня в Россию. Специальным авиарейсом его привозят в Москву на пасхальное богослужение, возглавляемое Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. С 2005 года по благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина Благодатный Огонь стали привозить в Саратовскую епархию. Возможность привезти Огонь в наш город была предоставлена клирику Свято-Троицкого собора иерею Павлу Усову. В 2005 году отец Павел ездил за ним в Нижний Новгород, а в 2006 году в Москву. Сюда, в московский аэропорт Внуково, вечером Великой Субботы пришли священники, журналисты, верующие, чтобы получить Благодатный Огонь. «В аэропорту царила незабываемая атмосфера радости, праздника, – рассказывает отец Павел, – собравшиеся пели праздничные тропари, славили Спасителя». В Саратов Огонь доставили к Великой Пасхальной Вечерне в Покровский храм. По традиции на этой службе собирается все духовенство города, множество верующих. После богослужения Благодатный Огонь раздали собравшимся. В этом году Благодатный Огонь доставят в Саратов вечером 8 апреля.

Ольга Усова