В коллекции Радищевского музея хранится несколько икон, посвященных одному из самых почитаемых двунадесятых богородичных праздников – Успению Пресвятой Богородицы. Особенность произведений в том, что они не написаны красками, а выполнены в технике миниатюрной резьбы по дереву.
По преданию, первые резные иконы были привезены в Древнюю Русь в качестве ценных даров из Византии. Позднее популярность обрели паломнические реликвии, искусно выполненные на Афоне (Греция). Постепенно технологии производства подобных изделий были освоены русскими мастерами. Издревле считалось, что резьба по дереву – одно из истинно монашеских занятий, поскольку это искусство требовало исключительной сосредоточенности, большого душевного и физического напряжения, почти подвижничества.
В разное время главными центрами резного искусства являлись Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Псково-Печерский и другие монастыри. До наших дней сохранились самые древние известные памятники, датируемые XV веком. Они были исполнены выдающимся мастером своего времени троицким иноком Амвросием.
Круг изделий, выполняемый монастырскими резчиками, отличался разнообразием – многочисленные кресты, иконы, образки для монашествующих, для церквей и часовен, для подношения высшим иерархам и раздачи богомольцам. К этому числу принадлежали как высокохудожественные заказные произведения, так и продукция массового производства. Реликвии расходились по всей стране и часто становились образцами для местных умельцев.
В 1722 году согласно указу Святейшего Синода было запрещено изготавливать и применять резные иконы в убранстве храма и в личном пользовании, за исключением «малых крестов и панагий, искусною работаю деланных». Однако повторяющиеся гонения не остановили развитие этого древнейшего искусства. Резные иконы прочно вошли в жизнь народа и стали неотъемлемой частью русской православной культуры. В церковном убранстве и домашнем быту они почитались наравне с живописными образами.
Долгое время на развитие мелкой резной деревянной пластики оказывало большое влияние искусство иконописи и лицевого шитья. Для многочисленных мастеров это был неисчерпаемый источник иконографий и композиционных находок. Самыми излюбленными сюжетами наряду с образами Спасителя, Пресвятой Богородицы и Святой Троицы стали двунадесятые Праздники.
В собрании Радищевского музея хранится резная икона «Успение Пресвятой Богородицы с Праздниками», переданная в дар императором Александром III в 1887 году (рис.1). Ранее произведение являлось частью обширной коллекции князей Голицыных.
Икона была исполнена в XVIII веке киевскими мастерами. В это время наиболее крупные и авторитетные центры художественной резьбы по дереву располагались на Афоне и в Киеве. Под влиянием афонского искусства в XVII столетии возникло ремесло миниатюрной резьбы в Киево-Печерском монастыре. Поначалу это производство было привилегией исключительно монахов обители. Однако уже во второй половине XVIII века резные реликвии исполняли городские ремесленники, записанные в иконописный цех. С ростом числа паломников в ассортименте изделий стали преобладать иконы с изображением наиболее почитавшихся в Киеве святых и святынь.
Неслучайно смысловым центром композиции музейного памятника является образ, «списанный» с утраченной ныне древнейшей православной святыни – Киево-Печерской иконы «Успения Божией Матери» (рис.2). По преданию, сама Пресвятая Богородица в Константинопольском Влахернском храме вручила ее четырем византийским строителям Успенского собора Киево-Печерской Лавры. А в 1073 году зодчие привезли чудотворный образ в монастырь и передали преподобным святым Антонию и Феодосию Печерским.
Достоверные сведения об истории почитания праздника Успения Пресвятой Богородицы начинаются лишь с конца VI века. Принято считать, что он был установлен при византийском императоре Маврикии (592–602).
На основе древних церковных преданий – апокрифов, повествующих о жизни Пресвятой Богородицы после Вознесения Спасителя и Ее последних днях на земле, к X веку складывается зрелая иконография праздника. Именно в это время утверждается общая композиция сцены Успения, ставшая традиционной для русского религиозного искусства в целом. Такая древняя форма изображения праздника воссоздана в музейной резной иконе.
В центральном клейме произведения за смертным одром Богоматери представлен Спаситель с Ее душой в виде спелёнатого младенца. Вокруг ложа изображены плачущие апостолы. Музейное произведение включает в себя также сюжет о чуде отсечения рук ангелом у нечестивого иудея Авфония. Это сказание получило широкое распространение в древнерусской иконописи XV века.
Оригинальность иконы заключается не только в компиляции древних преданий о последних днях жизни Пресвятой Богородицы на земле, но и в выражении общей идеи всего произведения. Несмотря на подчеркнуто тесную символическую связь Успения с евангельской историей, тем не менее, образ посвящен именно прославлению Пресвятой Богородицы. Это видно в подборе сюжетов, окружающих центральное клеймо. Неслучайно, в композиционный строй произведения, помимо Успения, включены еще несколько богородичных праздников, повествующих о рождении, жизни и чудесах святой.
Во все времена образ Богоматери занимал особое место в сознании и духовной жизни верующих. Следуя преданию, в прославляющих церковных песнопениях Деву Марию именовали «начатком спасения». Именно Она, жительница Земли, дала плоть вочеловечившемуся ради людей Богу. В день блаженной кончины Богоматери все человечество ощутило Ее утрату, но обрело неустанную Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу перед Господом.
Значимую роль в раскрытии и восприятии сакрального смысла иконы играет технология ее изготовления. Благодаря опыту и профессиональным знаниям мастеру удалось создать цельный гармоничный образ. Единство композиции достигнуто им с помощью применения разных видов филигранной миниатюрной резьбы, также обращения к повторяющимся мотивам – овальным клеймами и изысканным растительным узорам. Использование в качестве материала древесины кипариса, а для фона – подложки из цветной фольги, – являлось отличительной чертой работы киевских мастеров.
Помимо иконы «Успение Пресвятой Богородицы с Праздниками» в коллекции Радищевского музея хранятся еще три миниатюрных резных образа, включающих сцену Успения. Их история бытования неизвестна. Памятники поступили в собрание в 1930 году из церковно-художественного отдела Саратовского Губернского музея. По всей видимости, они были предметами личного благочестия или вкладными реликвиями в местные храмы и монастыри.
По своему художественному уровню произведения значительно уступают музейной резной иконе XVIII века. Скорее всего, эти изделия были изготовлены гораздо позднее в XIX веке, в период расцвета паломнического движения в России. Они предназначались для широкого круга богомольцев, обладающих скромными денежными средствами и невзыскательным вкусом.
Однако в подобных изделиях ценилась не внешняя красота, а мемориальность. Реликвии служили своим владельцам напоминанием о проделанном путешествии в святые места Киева. Неслучайно в произведениях появляется символичный образ прославленного собора Успения Пресвятой Богородицы Киево-Печерской лавры, где по преданию хранилась почитаемая богородичная икона (рис.3).
История возникновения монашеской обители в киевских землях тесно связана с именами ее отцов-основателей, преподобных Антония (983–1073) и Феодосия († 1074) Печерских. Ежегодно поклониться их мощам приезжали тысячи верующих со всех уголков страны. Память о них сохранялась и в резных произведениях. В музейных памятниках ростовые и поясные образы святых предстоят иконе Успения (рис.4).
Особенный интерес представляет резная икона с многофигурным изображением в клеймах (рис.5). Здесь располагаются образы архангела Михаила и христианской великомученицы Варвары (273–306). Изображение святой утрачено, но известно по резной надписи над клеймом. По преданию, мощи святой Варвары хранились в Михайловском Златоверхом монастыре, основанном в честь небесного покровителя Киева Архистратига Михаила.
Композиция музейной реликвии также включает в себя резное изображение почитаемого святителя Илариона, митрополита Киевского и Всея Руси († 1054/1055). В историю Русской Церкви он вошел как первый предстоятель из славян, поставленный на митрополию Собором архиереев. По преданию, святой Иларион являлся автором «Слова о законе и благодати» (1037–1050), одного из величайших произведений древнерусской литературы.
В искусстве мелкой резной деревянной пластики излюбленным был образ преподобного Иоанна Киево-Печерского, Многострадального († 1160). Летопись Киево-Печерского монастыря бережно хранит его имя. Она повествует о монахе-затворнике, удалившемся в пещеры в молодые годы и принявшем тяжелые испытания веры. Со временем для людей святой Иоанн стал символом несокрушимой победы духа над человеческой плотью. Характерной особенностью иконографии святого было изображение под сводами пещеры поясной нагой фигуры со смиренно сложенными на груди руками и склоненной головой.
Примечательное отличие всех представленных изделий позднего периода, выполненных в киевских мастерских, – сохранение традиции применения сложнейшей сквозной резьбы «на проём». Переняв знания и навыки у предков, местные умельцы продолжали создавать свои собственные оригинальные произведения. В них мастера прославляли киевских святых и святыни, почитаемые Русской православной церковью.
Однако центральное место в творчестве резчиков всегда занимал воспетый образ Успения Пресвятой Богородицы. Работы мастеров служили верующим напоминанием о древнем чуде, об истории святой киевской обители, но прежде всего о том, что Божия Матерь не оставила мир. Она слышит молитвы всех, кто искренне обращается к Ней.
Богатырева Ольга, научный сотрудник
саратовского Радищевского музея