В детях нужно воспитывать самоиронию

010615-01Хотим мы того или нет, наших детей воспитывают не только родители, но и среда, в которой они растут, учатся и общаются. В какой школе — православной или обычной, светской — лучше учиться ребенку из верующей семьи? Правильно ли это — видеть в православном учебном заведении защиту от всех сегодняшних соблазнов и вредных влияний? Какие проблемы могут возникнуть у верующего подростка в обычной школе, как помочь ему их разрешить? В чем ребенку нужно предоставить свободу, а в чем, напротив, проконтролировать, чтобы уберечь от соблазнов? Об этом мы беседуем с главным редактором православного журнала для молодых людей «Наследник», отцом девятерых детей протоиереем Максимом Первозванским.

— Отец Максим, как Вы думаете, верующему ребенку лучше учиться в обычной или в православной школе?

— Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов. В первую очередь нужно смотреть на то, какой ребенок, какая семья и какая православная школа. Все это нужно учесть, принимая решение о выборе школы для своего ребенка. Ведь православная школа не является панацеей от всех детских бед. Достаточно вспомнить, что многие наши исторические деятели заканчивали не только православные школы, но и семинарии, что не помешало им впоследствии стать борцами с Церковью.

Конечно, православная школьная среда, в том случае если ребенок в нее удачно вписывается и у него не возникает внутреннего отторжения, может помочь родителям в его воспитании. Для детей ведь очень важно увидеть, что они не одиноки в своей вере. Мне православные гимназисты не раз говорили: «Раньше мы и представить себе не могли, что на свете столько верующих людей, в том числе и детей». Обучение в православной среде помогает ребенку понять, что Православие — это не только мировоззрение его семьи.

Еще многое зависит от того, сколько детей в семье. Если ребенка воспитывает мать-одиночка, то очень полезно отдать его в православную школу. Мама в неполной семье при переходном возрасте ребенка очень часто не имеет достаточного авторитета для него, поэтому наличие православной среды может подействовать весьма благотворно. Но только в том случае, если это не вызывает у ребенка дополнительного психологического надлома (особенно если это школа с постоянным проживанием) или отторжения.

Часто бывает так, что до православной школы далеко добираться. Тут надо смотреть, насколько это оправданно. Понятно, что образование, воспитание само по себе очень ценно и ради этого можно и добираться куда надо. Но будут ли те плюсы, которые ребенок получает в православной школе, компенсировать минусы: его усталость, отсутствие времени на отдых и домашние дела?

Если семья только начала воцерковляться, и ребенок не с раннего детства воспитывался в церковной среде, то отдать его в православную школу очень полезно: там он может получить ответы на те вопросы, на которые не могут пока ответить его родители. А для ребенка из воцерковленной семьи, из среды верующих, может быть, и полезно поучиться — в старших, по крайней мере, классах — в обычной школе, чтобы укрепиться в своей мировоззренческой позиции.

Следует учитывать, что отношение к постам, к молитвам, к внешней церковности и ее связи с действительной внутренней духовной жизнью в православных школах разное, и потому это может по-разному влиять на детей. Я достаточно долго работал в православных школах, в том числе и в пансионах, где дети проживают постоянно, и могу сказать, что в большинстве случаев обучение в них благотворно влияет на детей как из православных, так и из неправославных семей. Однако мне известны примеры, когда подобная среда оттолкнула детей от Церкви. Потому что все неудачи в учебе, в отношениях с учителями, сверстниками, все негативные поступки одноклассников (а это в православной школе тоже бывает, хотя и реже, чем в обычной) могут способствовать этому отторжению.

На мой взгляд, это очень хорошо для ребенка: в начальной школе и в первых классах средней школы находиться в дружественной, родственной ему духовно православной среде. Потому что есть примеры, когда дети отходят от Церкви под влиянием сверстников. Но есть и противоположные примеры, когда детям, наоборот, удается утвердить самоидентификацию православного человека в противопоставлении нецерковной среде. Это зависит от очень многих факторов, и в первую очередь от личностных качеств ребенка.

— Если ребенок учится в обычной школе, нужно ли сразу сообщить классному руководителю о том, что он из церковной семьи, или пусть это постепенно выяснится само собой?

— Вообще, в нормальной школе при поступлении в нее, да и перед началом каждого учебного года родители заполняют анкету, в которой пишут все особенности ребенка и образа жизни семьи. Нельзя же ребенка в школу (неважно, в православную или нет) отдать, как в омут кинуть. Всегда нужно познакомиться с учителями, классным руководителем, поговорить с ними. Да и, к слову сказать, далеко не везде религиозность семьи вызывает негативное отношение. В Москве, например, сейчас большое количество школьных учителей — верующие люди. И когда в школе оказываются дети из православных семей, это не вызывает никакого отторжения.010615-02

Конечно, везде есть исключения. Проблемы возникают с учителями истории, биологии в старших классах. К сожалению, наша школа довольно медленно меняется. По своему родительскому опыту знаю случаи, когда ребенку было сложно доказать сначала учителю-словеснику, а потом уже целой комиссии, что Катерина из «Грозы» А. Н. Островского не является положительным образом, поскольку она покончила жизнь самоубийством, что является грехом с точки зрения Православия. А для светских педагогов она до сих пор «луч света в темном царстве».Очень важно, чтобы родители общались с ребенком: давали ему соответствующие книги, фильмы вместе смотрели, обсуждали их. Тогда семья станет для ребенка альтернативным источником информации, и именно там будет формироваться его мировоззрение.

— Должен ли ребенок рассказывать сверстникам о своей вере? Где грань между скромностью, нежеланием навязывать окружающим свои убеждения и трусостью, отступлением от веры?

— Я думаю, что специально проповедью не стоит заниматься не только ребенку, но и взрослому. Апостол Пётр четко сформулировал православную миссионерскую доктрину: Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). Поэтому не надо ребенка настраивать на то, чтобы он всем рассказывал, какой он православный. Тем более если он не самый сильный, не самый умный в классе. Это может вызвать негативное отношение вплоть до травли. Но в то же время все мы помним и слова Господа: Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38). И на конкретный вопрос: «Ты что, веришь в Бога и ходишь в церковь?», — ребенок должен быть готов дать утвердительный ответ.

— Как быть с постом в обычной школе?

— На Архиерейском совещании, которое прошло в начале февраля этого года, был принят документ «Об участии верных в Евхаристии». И там написано, в частности, что пост перед причащением может быть сокращен, облегчен или отменен для христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения). То же правило можно применить и к детям, обучающимся в школе, и в том числе во время многодневных постов.

Предполагается, что ребенок из церковной семьи постится дома. А в школе он соблюдает пост, если у него есть такая возможность. К примеру, в школу полного дня ребенок попадает в 8 утра и выходит из нее в 6 вечера. Его там кормят завтраком и обедом. А дети из многодетных семей к тому же питаются бесплатно, что является существенным материальным подспорьем для семьи. Поэтому сложно совершенно отказаться от приема непостной пищи в школе. Можно выбрать рыбу вместо котлеты или тройной гарнир без сосиски. Или съесть борщ, но не есть мясо. Да и дело-то ведь не в мясе. Можно в пост ограничить или вообще исключить употребление сладкого.

Пост вводит некоторые ограничения, но он не должен ухудшать состояние здоровья, память, интеллект. Тем более у детей. В принципе для ребенка пост не вреден, но если нет возможности организовать нормальное постное питание, это может привести к ухудшению здоровья.

— В светской школе педагоги из самых лучших побуждений могут организовать праздник, который противоречит религиозным и нравственным убеждениям православного человека. В каких мероприятиях ребенок может, а в каких не должен принимать участие? Кто и как должен сообщить о его отказе учителям: он сам или родители?

— К счастью, сейчас светская школа начинает освобождаться от мероприятий типа Хэллоуина. По крайней мере, в 2014 году в Москве его проведение в школах было запрещено на официальном уровне. И православная общественность совершенно правильно борется с такими праздниками.

Когда родители не хотят, чтобы их ребенок принимал участие в том или ином мероприятии, подход должен быть разным — в зависимости от возраста ребенка. В начальной школе у ребенка можно и не спрашивать, хочет ли он пойти на праздник, а просто решить, что он туда не идет. При этом я рекомендую не противопоставлять себя классу: мол, вы все сатанисты, а мы хорошие, поэтому мы не будем участвовать. Лучше просто написать записку классному руководителю, что ребенок не может принять участие в этом мероприятии по семейным обстоятельствам. Так же можно поступать, когда в школе учебный день, а ребенок хочет пойти в храм на двунадесятый праздник. Если отношения в школе в принципе нормальные, а у родителей есть контакт и с классным руководителем, и с родительским комитетом, все всё понимают, и вопросов обычно не возникает.

А со старшими детьми этот вопрос необходимо согласовывать, потому что порой представления о допустимом у родителей и детей резко расходятся. Мама категорически против любых вечеринок, а ребенок с этим не согласен. Или он может считать, что нет ничего страшного в посещении Дарвинского музея, куда класс отправился посмотреть на динозавров, а родители категорически против учения Дарвина об эволюции. Здесь важно проявлять мудрость и не просто запрещать ребенку, а обсуждать с ним свою позицию и быть готовым на какие-то уступки.

— Как родители могут помочь ребенку адаптироваться в нецерковной среде?

— Родители вообще (а не только в обсуждаемой ситуации) могут помочь своему ребенку лишь в том случае, если у них будет с ним душевный контакт, если они будут готовы выслушивать ребенка, дружить с ним, учитывать его мнение, поддерживать в любой ситуации. Для ребенка семья — мощнейшее средство психологической и духовной поддержки. Если он понимает, что любим и уважаем, что его внутреннее состояние волнует других членов семьи, велика вероятность, что ему удастся сохранить свою веру в любой среде.

— Мера контроля за ребенком, посещающим обычную школу, должна быть выше, чем в православной? В чем должен проявляться этот контроль?

— Мне кажется, нет. Хотя понятие «обычная школа» очень расплывчато. Если у родителей доверительные отношения с ребенком, если им удается его правильно воспитывать, то каких-то специальных мер контроля не требуется вообще. Если же этого нет, то, как правило, никакие меры контроля ни к чему не приводят. И в православной школе можно многое встретить, в том числе и беременности старшеклассниц. Я лично знаю такие примеры.

— Стоит ли родителям пытаться определять круг школьных друзей? Нужно ли вмешиваться, если друзья далеки от жизни по христианским заповедям и дурно влияют на ребенка?

— Да, мне кажется, что родителям полезно следить за тем, с кем дружит их ребенок, хотя и не всегда это удается сделать. Каждый раз, когда ребенок выбирает друга или подругу, которые не нравятся его родителям, для последних это серьезный повод задуматься: почему так происходит? Мы же тянемся к тому, чего нам не хватает или что нам тайно или явно нравится. Всегда интересно в этой ситуации разобраться. Но категорически запрещать дружить можно лишь в крайнем случае. И если это не выпускной класс, то можно даже в другую школу перевести, когда видишь очень серьезное негативное влияние.

— Могут ли и должны ли родители стремиться стать старшими друзьями для компании своего ребенка и его сверстников?

— Мне кажется, что это совсем не обязательно. Это ведь тема не только детская. Должен ли я подружиться с друзьями моего брата? Еще более остро встает этот вопрос, когда я женюсь и мне нужно полюбить тещу и тестя. А я, собственно, не на них женился. Программа минимум здесь — нормальные отношения. То же и с друзьями детей. Совсем не обязательно с ними дружить, надо просто знать, кто они, кто их родители, и поддерживать с ними добрые отношения.

— Дабы избежать негативного влияния, не лучше ли верующим родителям всегда собирать детей у себя дома? Ну, чтобы по улице не гуляли.

— Ребенку полезно гулять. Понятно, что родители должны знать, где гуляет их ребенок. Но у любого человека, в том числе и у ребенка, должна быть зона ненаблюдаемости. Поэтому совершенно необязательно устанавливать над детьми тотальный контроль. Другое дело, что ребенок должен быть занят, и у него не должно быть времени просто шляться по району.

— На собственном опыте как Вы можете прокомментировать ситуацию в современной школе — часто у верующих детей возникают проблемы из-за веры?

— Я не вижу сейчас какой-то негативной тенденции. Другое дело, что у ребенка могут возникнуть вообще проблемы с одноклассниками. Иногда они могут принять форму проблем из-за веры. Всегда в детской среде могут возникнуть проблемы, если ты другой. Вопрос в том, какой ты другой? Если ты другой крутой (то есть это вызывает уважение), тогда это хорошо. Если ты другой — слабак, тогда это плохо и вызывает неприятие. Слабак не в смысле смиренный, а именно в смысле слабый. Мы же понимаем, что христианская заповедь о том, что нужно подставить левую щеку, если ударили по правой (см.: Мф. 5, 39), — она для сильных, для тех, кто в принципе смог бы себя защитить. Так же и слова Христа: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери… не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26) — не являются призывом к настоящей ненависти. Мне однажды молодой человек сказал: «Я тут прочитал в Евангелии о том, что нужно возненавидеть отца и мать. Все говорят, что это очень сложно. А чего тут сложного, я их и так ненавижу». Понятно же, что эти слова для тех, кто научился любить.010615-03

Очень важно, чтобы мы не прикрывали собственную несостоятельность или конфликты с окружающими тем, что мы православные. Бывает так, что мы видим причину своих конфликтов с окружающими нас людьми в том, что мы христиане, а на самом деле причина в нашем неуживчивом характере или недобрых поступках.

— Должен ли родитель вмешиваться в конфликт между детьми, если ему кажется, что причина все-таки в вере?

— Да, в этом случае он должен вмешаться сам и привлечь классного руководителя. У нас ведь на законодательном уровне закреплена неприкосновенность личности, и эта норма должна соблюдаться. И если твоего ребенка бьют в школе, ты должен его защитить. Ты не можешь настаивать на том, чтобы его приняли в ту компанию, в которую тебе хочется, но обеспечить его безопасность, в том числе и психологическую, ты как родитель должен.

Если дело не дошло до чего-то очень серьезного, надо постараться решить проблему по-хорошему. Сначала нужно привлечь классного руководителя, у которого есть возможность поговорить с детьми и на классных часах, и индивидуально. Если такие разговоры не помогают, можно придумывать другие способы. Мне вот недавно рассказали, что одному мальчику, которого очень сильно обижали и унижали в классе, помог старший брат, который сказал: «Если вы его еще раз тронете, будете иметь дело со мной». Он при этом никого не бил, не унижал, просто строго сказал.

— В современной школе часто детей нацеливают на внешний успех, воспитание активных лидерских качеств. Каждый ребенок собирает портфолио своих личных достижений. И вот мы уже видим, что иной ребенок стишок даром не станет рассказывать. Ваше отношение к этому?

— Знаете, я что-то с этим и не сталкивался, хотя у меня шестеро детей учатся в школе. Они, конечно, портфолио собирают, но каких-то преувеличенных форм это не принимает. Ребенок нуждается в здоровом поощрении. Ведь не случайно детям в школе ставят оценки, и попытка работать без них, а просто за знания, как правило, не приводит к нормальным результатам. То же касается различных грамот, орденов и медалей. Вот на войне выплачивали определенное довольствие за каждый подбитый танк или самолет. Конечно, люди сражались не за деньги, массовый героизм об этом говорит. Но просто приятно, что тебя ценят. Это было хорошим дополнительным стимулом.

— Стимул — это хорошо, но что делать, если он становится сверхценностью?

— Переболеем, я думаю. Всегда маятник качается туда-сюда. Мне кажется, что мы сегодня ко многим вещам относимся слишком серьезно, в том числе и к себе как к христианам. Определенная доза иронии по отношению к самим себе нам была бы полезна, и в детях нужно воспитывать такую самоиронию, не перерастающую, конечно, в цинизм. И если ребенок получает какую-то грамоту просто за участие, можно вместе с ним посмеяться: «Смотри, тебе дали очередную бумажку». То есть у родителей всегда есть возможность ребенка похвалить, кому-то о его победах и наградах рассказать. И, наоборот, с юмором отнестись к тому, что неважно, что далось даром, не потребовало труда. Но при этом, если для самого ребенка это важно и ценно и родители это чувствуют, ни в коем случае нельзя подвергать сомнениям и высмеиванию его награду. Должен быть определенный такт.

Что касается лидерских качеств — лидерами ведь становятся не более четырех процентов от живущих среди нас. Поэтому, если они у человека есть, их надо развивать, если нет — опять-таки с определенной долей иронии нужно к этому относиться.

— Ваши пожелания родителям?

— Когда я еще в школе работал, наш библиотекарь, мудрая женщина с жизненным опытом, сказала мне: «Знаете, отец Максим, Вы часто недооцениваете силу молитв и всемогущество Божие». И я понял, что она права. Я действительно считаю, что многие вопросы должен обязательно решить, ко многим вещам как-то правильно отнестись. А ведь очень часто достаточно просто помолиться, и Господь Сам все расставит по своим местам. Поэтому я желаю родителям некоторой самоиронии, здорового скептицизма и веселого к себе и к жизни отношения. Ведь неслучайно на войне, где по-настоящему тяжело, где умирают люди, так ценится шутка. К каким-то вещам в жизни нужно относиться проще. Знаете, одна многодетная мама, очень уставшая от нескончаемых бытовых проблем, мне сказала: «Меня утешает только одно, что дети когда-нибудь вырастут, а я когда-нибудь умру». Если к этому относиться серьезно, то это страшные слова. Но если с юмором, все встает на свои места. И в этих словах есть мудрость.

Журнал «Православие и современность» № 33 (49)

Протоиерей Максим Первозванский

Беседовала Марина Шмелева

www.eparhia-saratov.ru/Articles/v-detyakh-nuzhno-vospityvat-samoironiyu