Вера в Бога, молитва – это очень сокровенно для каждого человека. Даже если ему пять-шесть лет. А можно ли вере научить? Об этом мы беседуем с преподавателем воскресной школы и пономарем Свято-Троицкого собора Александром Владимировичем Станотиным (ныне клириком Свято-Троицкого собора иереем Александром).
– Александр Владимирович, Вы учились в воскресной школе нашего собора в первые годы ее работы. Почему Вы решили в нее прийти?
– В воскресную школу Свято-Троицкого собора меня привел один мой знакомый зимой 1992 г. Мы «случайно» встретились с ним в булочной. Он рассказал, что занимается в воскресной школе, пригласил туда и меня. В это время мне было 16 лет – время напряженных духовных поисков. Потому я с радостью согласился и в следующее воскресение пришел в Троицкий собор на занятия.
– Как происходило в то время обучение в школе?
– По воскресным дням после поздней Литургии в трапезной собора настоятель протоиерей Евгений Зубович проводил с нами беседы. Они длились минут 20–30, потом мы расходились по домам. Основные уроки у нас проходили в течение недели: по средам и субботам после уроков в обычной школе мы отправлялись на занятия в воскресную школу. Нам преподавали Закон Божий, историю Церкви и церковное искусство. Преподавателями были протоиерей Всеволод Кулешов, протоиерей Николай Архангельский и несколько прихожан собора. Мы обучались в одной разновозрастной группе, было нас человек 10–15. Выпускники нашей школы в настоящее время служат в священном сане, несколько человек приняли монашество, кто-то работает в храмах. В школу я проходил год с небольшим и потом поступил в Саратовскую православную духовную семинарию.
– Когда Вы решили стать преподавателем?
– Сразу после окончания семинарии в 1997 г. У меня было желание применить на практике полученные знания. А кроме того, я понимал, что необходимо заниматься именно с детьми, говорить им о вере, давать знания, которые впоследствии смогут стать для них ориентиром в жизни.
В то время в школе была также одна разновозрастная группа. Я преподавал Закон Божий, еще один преподаватель вел музыку и готовил с детьми праздничные постановки. Через неделю к нам приходила сотрудница музея Павла Кузнецова и наша прихожанка Ольга Бельская – вела прикладное творчество.
– Легко ли говорить о вере с маленькими детьми?
– Нелегко. И в первую очередь потому, что чувствуешь свое духовное несовершенство, а говорить приходится о высокодуховном. Например, одна из самых сложных тем для меня – заповеди блаженств. Как рассказать о них, чтобы дети не просто усвоили информацию, а захотели жить по этим заповедям? Ответить на этот вопрос сложно. Помню, как поразил меня рассказ одного человека, который во взрослом возрасте отошел от Церкви. Он вспоминал, как нудно и скучно рассказывали им о заповедях блаженств на уроке Закона Божия.
Сложно сделать так, чтобы ребенок почувствовал, что слова Священного Писания – это не рассказ об истории двухтысячелетней давности (ведь реалии того времени очень далеки от нас), что они близки и необходимы каждому из нас. Сложно помочь детям полюбить Евангелие. И я не уверен, что полностью преодолеваю эти сложности в своей работе.
– А вообще дети в таком возрасте способны понять разговоры о Боге?
– Конечно, способны. Правда, некоторые события из Священного Писания с детьми сразу обсуждать не стоит. Это связано не с тем, что есть какие-то закрытые темы для разговора, но с особенностями духовного и физического развития самого ребенка. То же самое мы видим и в общеобразовательной школе. Ведь никто не пытается в первом классе объяснить ученику высшую математику.
– Как строится урок Закона Божия в младшей группе?
– Мой урок идет примерно 25–30 минут. В начале занятия я объясняю тему в соответствии с программой, составленной на учебный год. Затем мы беседуем с детьми, после чего они выполняют небольшое задание на закрепление пройденного. Стараюсь рассказывать так, чтобы вызвать у ребят интерес, вопросы. Хотя, признаюсь, больше вопросов задают не мне, а отцу Александру Степовику, когда он приходит к нам на занятия. Все-таки о духовной жизни даже детям легче спрашивать у священника.
– Вы преподаете «Основы православной культуры» в младших классах Русской классической гимназии. Как встретили Вас ученики? Преподавать в общеобразовательной школе труднее, чем в воскресной?
– Встретили по-разному: кто-то не понимал, зачем нужны эти уроки, кто-то, напротив, заинтересовался нашими беседами. Но в целом отношение было доброжелательное. Хотелось бы вот что отметить. По моему мнению, такие уроки в общеобразовательных школах нужны, интерес детей тому подтверждение. Но, на мой взгляд, нужно настраивать и детей, и родителей к приходу в их школу священника, учителя ОПК. Если принято решение преподавать этот курс, нужно в классе провести предварительное вводное занятие, на котором объяснить его цель. Тогда детям будет легче воспринимать изучаемый материал.
Преподавать в гимназии в чем-то сложнее, а в чем-то и легче, чем в воскресной школе. В воскресной школе дети уже наслышаны о Боге, о Церкви. Это не значит, что они все знают, но порой заинтересовать их темой, которая кажется им хотя бы поверхностно знакомой, очень нелегко. В гимназии я начал, как говорится, с чистого листа. Поэтому дети там задавали гораздо больше вопросов, чем в воскресной школе.
– Бывает ли так, что дети удивляют Вас, заставляют задуматься?
–Меня удивила реакция детей, судя по всему нецерковных, на уроках в гимназии. Я попросил их написать для меня вопросы, чтобы в последующем отвечать на них во время уроков. Один мальчик из третьего класса спросил: «Куда мне нужно пойти учиться, чтобы стать священником?» Другой написал: «А если я принадлежу к другой религии, любит ли меня Бог?» В четвертом классе дети задали мне вопрос: «Если согрешили Адам и Ева, почему мы должны за них расплачиваться?» Признаюсь, я не ожидал услышать такое от восьми-девятилетних детей в светской школе. Это свидетельствует о том, что они ищут ответы на серьезные вопросы. Или уроки подтолкнули их к таким серьезным размышлениям.
А одна девочка меня очень растрогала. Она подарила мне наклейку бабочки со своей тетрадки и сказала: «Это Вам. Вы очень интересно рассказываете». Для меня это было высшей похвалой.
– В воскресной школе Вы также преподаете церковнославянский язык. Чем он заинтересовал лично Вас?
– Церковнославянский язык я преподаю в школе по благословению настоятеля нашего собора отца Пахомия. Но и сам я очень люблю церковно-славянский. Это очень красивый, наполненный образами язык, который помогает лучше понять смысл знакомых с детства слов, увидеть глубину стоящих за ним понятий.
– Взрослый прихожанин может ли сам изучить церковнославянский язык?
– Конечно. Не только может, но и должен. При желании несложно понять азы, глубину, поэтичность этого языка, на котором звучат молитвы в нашем храме. Это же не какой-то иностранный или мертвый язык, а предшественник нашего русского языка. Тем более, что сейчас доступны учебники церковнославянского. Можно посоветовать «Буквицу славянскую» Н.П. Саблиной, «Славянорусский корнеслов» А.С. Шишкова. Тому, кто хочет узнать правила словообразования, использования слов, можно порекомендовать «Грамматику церковнославянского языка» иеромонаха Алипия (Гамановича).
– Вы часто проводите экскурсии по нашему собору для школьников из светских школ, для взрослых людей, порой далеких от Церкви. Как они реагируют на Ваш рассказ?
– По-разному, конечно. Но в основной своей массе и дети, и взрослые слушают с большим интересом. Ведь в каждом из нас живет осознанное или подсознательное стремление к Богу. Это может выражаться в интересе ко всему таинственному, мистическому. И когда человек попадает в храм и слышит о том, что эта таинственная реальность действительно существует, это вызывает интерес. Не всегда меня о чем-то спрашивают во время экскурсий, но это не свидетельствует об отсутствии интереса. Услышанное в храме сначала нужно обдумать. И я надеюсь, что эти люди придут искать ответы на вопросы, которые у них появятся в дальнейшем, именно в храм. Или, по крайней мере, станут искать их в православной литературе, начиная, конечно, с Евангелия.
– Что бы Вы пожелали нашим прихожанам в престольный праздник, а родителям – еще и в деле духовного воспитания детей?
– Прихожанам я пожелал бы оставаться верующими людьми всегда и во всем, не поступаться своей верой ради временных интересов.
А родителям – полагаться в деле духовного воспитания детей прежде всего на себя. Не стоит думать, что если вы привели ребенка в храм, в воскресную школу, он автоматически станет благочестивым, верующим человеком. Благочестие закладывается в первую очередь в семье. В житиях многих святых говорится: «Вырос в семье благочестивых родителей». И это не просто слова. Ребенок, впитав в себя благочестие родителей, смог достичь святости.
Нельзя переложить ответственность на воскресную школу, она лишь помощница семье в воспитании ребенка. И если наши дети ленятся молиться, не хотят идти в храм, нам нужно задать вопрос: а всегда ли с желанием и верой молимся мы сами? Хороший ли мы пример для собственных детей, нет ли в нашей вере фарисейства? Ведь как сказал поэт Вячеслав Сподик, дети – это строгая оценка, которую выставляет нам сама жизнь.
Беседовала Марина Шмелева