«Дух», πνεύμα ап. Павла охватывает собою столько сторон внутренней жизни человека, что найти ему точное определение невозможно. Вообще, духовность в такой мере была жизнью и опытом каждого христианина, что искать точных определений этому просто немыслимо. Во всяком случае, «дух» есть нечто не плотское, не земное, нематериальное».
Мысль апостола Павла уходит своими корнями в учение Ветхого Завета (даже больше, чем мысль первого иудейского философа, Филона Александрийского). Поэтому неудивительно, что πνεῦμα (Дух) у апостола Павла всегда неразрывно связан с Самим Богом. При этом πνεῦμα у апостола Павла тесно ассоциируется с Богом, даже если используется в отношении составляющей человека. Истоки учения апостола Павла о Духе – в религиозном опыте первых христиан (включая свой собственный мистический опыт), в Ветхом Завете, в иудаизме Второго храма (палестинском иудаизме), а также (отчасти) в эллинистическом иудаизме.
Выражениями «Дух», «духовный», «в духе» Апостол пользуется так часто и разнообразно, что они у него имеют характер и психологический и этико‑богословский. В 14 Посланиях апостола Павла термин πνεῦμα находим более 140 раз (больше всего – в Послании к Римлянам) в трех основных значениях:
1) Святого Духа (Духа Божия, πνεῦμα θεοῦ),
2) действия Святого Духа (как манифестации Бога Отца),
3) [редко] разумно-духовного начала в человеке, связующего его с Богом.
Примеры употребления апостолом Павлом термина πνεῦμα в первых двух (основных) значениях: «нам же Бог открыл Духом Святым… Мы же не духа мiра сего прияхом, но Духа иже от Бога» (1 Кор. 2,11-14), «мнюся бо и аз Духа Божия имети» (1 Кор. 7,40), «яко любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым, данным нам» (Рим. 5,5). Апостол Павел описывает πνεῦμα с помощью различных эпитетов, которые связывают Дух с различными христианскими переживаниями: «плоды Духа» (Гал. 5,22), «проявление Духа» (1 Кор. 12,7), «любовь Духа» (Рим. 15,30) и т. д.
Также приведем значения эпитета πνευματικός «духовный» (по проф. С.И Смирнову):
озарённый Святым Духом (1 Кор. 14:37),
проникающий в тайны боговедения (1 Кор. 2:15),
просветлённый духовно-нравственно (Гал. 6:1).
В целом, в употреблении понятия πνεῦμα апостол Павел стоит на фундаменте ветхозаветного иудаизма, но заметно влияние и эллинистического иудаизма: встречаются фрагменты, в которых говорится о непосредственном присутствии в человеке Духа Божия (πνεῦμα θεοῦ), дарованного Богом человеку в Крещении. Например, апостол говорит о пребывании Духа Святого в душе верующего в Посланиях к Коринфянам и Римлянам: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16), «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас» (Рим. 8:9).
В то же время, апостол признает (однако лишь в нескольких фрагментах) наличие в человеке его собственного индивидуального духа. Примером может служить 1 Кор 2:11 – «Ибо кто знает, что в человеке, кроме духа человеческого». Таким образом, в некоторых (хотя и редких) фрагментах термин πνεῦμα несет в себе значение «индивидуального сущностного компонента человека», что характерно для литературы эллинистического иудаизма.
Что касается взаимосвязи индивидуального духа и души, ап. Павел только два раза разграничивает индивидуальный дух и душу в человеке: «Слово Божие… проникает до разделения души и духа» (Евр. 4:12) и «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока…» (Фесс. 5:23). Вообще, аналитическое трехчастное учение о духе-душе-теле не характерно для антропологии апостола Павла, в целом его антропология холистична, как и ветхозаветная.
Стоит остановится на противопоставлении духа (πνεῦμα) и плоти (σαρξ) в Посланиях к Римлянам и Галатам. Дух не только отличен от плоти и души, но и противостоит им:
Су́щiи бо по пло́ти плотска́я му́дрствуютъ: а и́же по ду́ху, духо́вная. Мудрова́нiе бо плотско́е [τῆς σαρκὸς] сме́рть е́сть, а мудрова́нiе духо́вное [τοῦ πνεύματος] живо́тъ и ми́ръ (Рим. 8:5).
Пло́ть [σαρξ] бо похотству́етъ на ду́ха, ду́хъ [πνεῦμα] же на пло́ть: сiя́ же дру́гъ дру́гу проти́вятся, да не я́же хо́щете, сiя́ творите́ (Гал. 5:17).
Слово σαρξ «плоть» есть один из наиболее употребительных терминов (91 раз) апостола Павла, будучи по существу своему понятием отрицательным. Если πνεῦμα предстает той стороной человека, которая приближает его к Богу, то σάρξ есть та часть человеческой природы, которая сближает человека с животными. Первое есть положительное понятие, второе – отрицательное, и потому они безусловно противополагаются друг другу. Этот контраст, скорее нравственного порядка, чем метафизического. Моральное противопоставление ‘πνεῦμα-σαρξ’ у ап. Павла исходит из того же источника, что и противопоставление “духа Правды” и “духа Кривды” у ессеев Кумранской общины.
Итак, несмотря на то что в употреблении понятия πνεῦμα (и σαρξ) апостол Павел стоит на фундаменте ветхозаветного иудаизма, заметно влияние и эллинистического иудаизма: в некоторых Посланиях апостола подразумевается непосредственное присутствие в крещенном человеке Духа Божия (в качестве его индивидуального духа?). В силу этой фактической неразличимости Духа и духа, индивидуальный дух человека получает у апостола Павла (а в дальнейшем и во всей раннехристианской антропологии) метафизическое значение, становясь манифестацией Божественного в человеке.
Дух – это «та нематериальная часть человека, которая его связывает с вечным и непреходящим миром». Это то начало возрожденной жизни, которое Адам не мог передать своим потомкам, но которое дается Христом; это душа, возвышенная благодатью.
Кандидат физико-математических наук,
магистр теологии Алексей Клецов
Троицкий листок, 07.01.2024 год