При Свято-Троицком соборе уже более двадцати лет существует воскресная школа. С каждым годом ее воспитанников становится всё больше, группы увеличиваются, появляются новые предметы. На сегодняшний день в воскресной школе обучаются 4 группы, в которых воспитанникам преподают разные дисциплины: в младшей – Закон Божий, прикладное искусство и пение; такие же предметы в группе интерната № 5 плюс кружок по ведению домашнего хозяйства; в средней – Ветхий Завет, церковнославянский язык, пение; в старшей – практикум по церковнославянскому языку, пение и внеклассные занятия. В «Троицком листке» мы часто пишем о праздничных спектаклях, поездках, походах и других мероприятиях, проводимых в воскресной школе. А что можно сказать о простых буднях, об учебном процессе, о тех предметах, которые преподают детям? Мы решили расспросить преподавателей школы и их учеников о каждом из предметов: для чего его преподают в школе, что он дает детям и как к нему относятся сами ребята.
Священник Александр Станотин, руководитель воскресной школы, преподаватель практикума чтения на церковнославянском языке в старшей и средней группах.
Базу для чтения на церковнославянском языке мы приобретаем в средней группе, а все навыки совершенствуем в старшей, привнося туда элементы литургики. На уроке в средней группе мы с ребятами знакомимся с церковнославянской азбукой, разбираем имена букв, их цифровые значения, уже пробовали читать. Мы еще не до конца прошли алфавит и правила чтения, поэтому в основном урок строится следующим образом: проходим буквы, прописываем их, заучиваем, повторяем прошедший материал. Я обязательно предлагаю ребятам разговор на нравственную тему, отталкиваясь от имени новой буквы. К примеру, буква «а», «аз» – это Ангел; «б», «буки» – Бог; добро – «д» и «с» – слова: доброе слово и злое слово. Мы беседуем, а заодно с этим учим буквы. На будущий год будем больше читать и разбирать малопонятные слова, в частности, в утренних и вечерних молитвах. Ребята в старшей группе знакомятся с основами богослужебного Устава, читают. В этом году мы разбираем 9-й час, вечерню, утреню и 1-й час. В общем, всё, что чтецу необходимо уметь читать на вечернем богослужении. Воспитанники знакомятся с текстами, у них есть свои словарики, в которые они записывают новые слова и их перевод. Всё это, я надеюсь, даст им возможность познакомиться и лучше узнать как язык, так и церковный Устав.
Струкачев Артемий, старшая группа, церковнославянский язык.
На этом уроке мы изучаем основы чтения, читаем вечернюю службу, часы. С начала занятий ощущается развитие, прогресс. По мере сил и способностей, конечно, но все читают лучше. Мы выписываем в словарик незнакомые слова, расшифровываем их. Я сейчас уже читаю на службе, в будущем, думаю, подтянутся и остальные.
Вера Гаазе, старшая группа, церковнославянский язык.
Читать на церковнославянском я учусь уже 3 года. Два раза участвовала в конкурсе чтецов, но пока, к сожалению, никакого места не заняла. На уроках мы учимся правильно читать, переводим тексты, но всё же большее внимание уделяем технике, вспоминаем цифры. Читаем часы, отец Александр старается спросить всех, чтобы каждый смог прочитать по отрывку. В этом году к нам в группу пришла новая девочка, и за полгода она стала читать намного лучше, чем вначале. Это, конечно, здорово. Эти уроки важны для нашего развития, чтобы мы понимали, что читают за богослужением, ведь мы православные и должны уметь это делать. В будущем, конечно, мы и сами можем читать в храме. А пока я читала вслух утренние и вечерние правила в детском лагере «Солнечном». Вспоминаю случай, как на одном из уроков мы рисовали церковнославянские буквицы. В конце года у нас была контрольная работа, и наша команда проигрывала на один балл. Но тут отец Александр вспомнил, что два человека из нашей команды выполнили его задание и нарисовали эти буквицы, поэтому засчитал нам дополнительные баллы. Таким образом мы выиграли.
Кочнева Елена Васильевна, преподаватель Ветхого завета в средней группе.
Курс этот рассчитан на 3 года. С ребятами мы изучаем Ветхий Завет, Закон Божий и «Историю Русской Церкви по житиям святых». В этом году мы проходим курс Ветхого Завета, на котором ребята изучают Священную Историю. В средней группе урок построен в форме беседы, потому что Ветхий Завет ребята изучали в младшей группе, у них уже есть какая-то база. Мы знакомимся с толкованиями событий Священной Истории, я задаю им домашние задания, и, выполняя их, они зарабатывают баллы, которые могут им пригодиться на контрольной работе. В конце каждого полугодия мы проводим контрольную работу в форме брейн-ринга. В постановке театральных сценок нам всегда помогают воспитанники старшей группы. Дети слушают внимательно, как правило, задают много вопросов. Если же невнимательно – значит, я как-то неправильно подготовилась к уроку, не так ответственно, как могла бы.
Урок проходит не в форме монолога: ученики говорят со мной, приводят примеры из жизни, сказок, литературных произведений, которые можно соотнести со Священным Преданием.
В прошлом году был пройден очень интересный курс «История Русской Церкви по житиям святых». Ребята с 5 класса изучают историю в школе, и наш курс им даже помогал в изучении этого предмета. На уроках они узнавали о жизни наших русских святых, и это помогло им по-другому отнестись к истории, не так, как в школе. Лично для меня преподавание – это, во-первых, самообразование. Я учусь вместе с детьми, только немного опережаю их. Именно преподавание Ветхого Завета помогло мне понять Псалтирь. После первого полугодового курса, я поняла, что до этого я Псалтирь вообще не понимала и не знала, что это такое.
Заговенко Константин, средняя группа, второй год обучения, Ветхий Завет.
Я бы хотел сказать об изучении Ветхого Завета. Хоть мы изучали его в младшей группе, сейчас мы смотрим на этот предмет с другой стороны, изучаем более подробно, что-то вспоминаем, что-то для себя новое открываем. Мы рассматриваем его параллельно дню сегодняшнему, Ветхий Завет важен для нас сейчас и как история, и как какой-то урок для жизни. Та, прошлая ситуация может произойти и сегодня, и нам важно знать, как поступить, чтобы человеку было лучше. Мне нравится стиль преподавания, полная готовность преподавателя к уроку.
Компанейцева Светлана Борисовна. Проводит внеклассные занятия в старшей группе.
В этом году мы разрабатываем краеведческие темы, конкретно сейчас я рассказываю о знаменитых земляках. В связи с этой темой мы посещали Краеведческий музей, где нам рассказали о выдающихся саратовцах, дети готовили свои работы, например, девочки у нас готовили сообщение о скульпторе А.П. Кибальникове, еще одна ученица – о композиторе А. Г. Шнитке. Рассказывала ребятам об основателе города Саратова Г. О. Засекине, сегодня будем беседовать о саратовском иконописце Льве Игоревиче Степанове. Он расписывал Покровский собор г. Саратова. Параллельно с этим мы посещали Радищевский музей, где проходила выставка к 400-летию Дома Романовых. Кроме того, выпустили с детьми Рождественский диск с аудиопостановками, где дети сами читали рассказы – это всё тоже входит в нашу внеклассную работу. Планируем познакомиться с историей Троицкого собора, чтобы дети знали про тот храм, в который они ходят, в котором растут и живут. Мне хочется, чтобы дети знали о своем городе, о том месте, где они учатся, о тех улицах, по которым они ходят и про которые они многого не знают. Ведь гораздо интересней, когда ты идешь по улице и знаешь, что в этом доме жил этот человек, а вот эту роспись сделал вот такой-то художник, мой земляк, который жил в этом городе так же, как и я. Чтобы дети знали свою родную землю. Мне кажется, чем больше человек знает свой город, тем больше он его будет любить. Урок мой внеклассный, то есть как такового этого предмета нет, меня никто не ограничивает в темах, у меня нет учебного плана. Мы просто пробуем, экспериментируем, смотрим, как ребята отзываются на ту или иную тему, на те или иные формы работы. Смотрим, что детям нравится. У ребят очень разнообразные интересы. Дети, которые учатся в старшей группе, как правило, уже «прошли» и старшую, и среднюю группы. Поэтому хочется как-то разнообразить их жизнь в воскресной школе.
Муравьева Дарья, старшая группа, внеклассный урок.
На внеклассном уроке мы делаем газеты, узнаем о знаменитых саратовцах, ходим в музеи. Мне урок очень интересен. Здорово узнавать о саратовцах, о том, как они жили, чем знамениты, узнавать историю родного города.
Афанасьева Полина, старшая группа, внеклассный урок.
Мне очень нравится этот урок, потому что он интересный: нам рассказывают про саратовских иконописцев, выдающихся людей, узнаем очень много, и даже то, о чем мы не знали. Также мы устраиваем конкурсы, посиделки. Я стараюсь помогать Светлане Борисовне, ищу заранее информацию, переключаю слайды на компьютере, придумываю походы в музей или катание на горке. Этот урок важен для нашего общего развития, иногда даже помогает в школе ответить на какой-нибудь вопрос.
В следующем номере мы продолжим разговор с учениками и их преподавателями и подробнее узнаем о церковном пении, занятиях группы интерната № 5 и предметах, преподаваемых самым младшим детям.
Беседовала Юлия Ульянова