Великий пост – время особенное в жизни каждого христианина. Святые отцы называют его странствием, полным трудов и лишений. Цель этого странствия – Пасха, радость Воскресения Христова. Но для того чтобы стать соучастниками пасхальной радости нужен духовный труд, который нельзя свести только к отказу от скоромной пищи, развлечений или телевизора. В этом очень помогает чтение духовных книг. Одна из таких книг, которые можно посоветовать для чтения во время Великого поста, – «Луг духовный» блаженного Иоанна Мосха.
Как писал в своей книге «Великий пост» протоиерей Александр Шмеман, цель духовного чтения «не только расширение нашего религиозного кругозора, но главное – очищение нашего ума от всего, что его обычно засоряет. Кажется просто невероятным, насколько наш ум заполнен и засорен всякого рода заботами, интересами, беспокойствами и впечатлениями, и как трудно бывает во всем этом разобраться. Чтение книги религиозного содержания, когда ум сосредоточен на чем-то совершенно отличном от обычного круга наших мыслей, само по себе создает другую умственную и духовную атмосферу».
Книга Иоанна Мосха не содержит в себе подробных сведений о церковной истории, богословии или длинных рассуждений об аскетике. В ней собраны живые и удивительно простые рассказы о епископах, великих старцах, отшельниках Палестины и Египта, которые своей жизнью создавали историю, на практике обучались аскетике и много сделали для утверждения правой веры. Автор книги – не отвлеченный бытописатель, а заинтересованный собеседник своих героев, на практике познавший монашеское делание.
Иоанн Мосх родился, предположительно, в Дамаске. О его детстве и юности сведений не сохранилось. Известно, что первым монастырем, в который поступил прп. Иоанн, была обитель во имя св. Илии на берегу Иордана. Он прожил здесь около десяти лет, пребывая иногда в полном уединении в близлежащей пещере. Это было в 568 – 579 гг.
Затем подвижник вынужден был покинуть обитель и на несколько лет отправиться в Египет для борьбы с монофизитской ересью. В конце 6 в. он вернулся в Палестину, поселившись в Лавре прп. Феодосия Великого. Здесь Иоанн Мосх познакомился со своим знаменитым учеником Софронием, будущим патриархом Иерусалимским.
В монастыре они узнали о великих подвижниках и решили посетить и другие знаменитые обители Востока, чтобы побеседовать с опытными старцами. Их путешествие продолжалось десятки лет. Прежде всего они обошли палестинские обители: преп. Герасима, «Башен», Каламонскую, св. Петра, обитель Евфимия Великого, монастыри в окрестностях Мертвого моря, обитель св. Саввы и др. Поклонившись св. местам Иерусалима и Вифлеема, они остановились на время в Новой Лавре св. Саввы, при истоке Иордана из Галилейского озера.
Из Северной Палестины путешественники отправились в Антиохию и Киликийские обители. Около 603 г. они посетили Антиохию, Ливан, гору Росс, Селевкию, Эги, Тарс и Аназарв. В дальнейшем, после утомительного путешествия по Аравийской пустыне, они достигли священной горы Синай. Проведя здесь некоторое время в подвигах молитвы и богомыслия, они обошли пустыни: Синайскую, Фаран, Раиф. Встречаясь с великими старцами, они собирали сведения о подвижниках отдаленных пустынь. Наконец, в районе Суэцкого перешейка, они перешли в Египет и около 607 г. прибыли в Александрию. Затем они посетили отшельников знаменитой Нитрийской пустыни.
В 619 г. паломники посетили Константинополь. Поклонившись святыням православной столицы, путники решили отправиться на Запад, в Рим. Этот город стал конечным пунктом их совместных путешествий. В Риме прп. Иоанн Мосх провел последние два года своей жизни. Он систематизировал и привел в порядок свои многочисленные записи о подвижниках, с которыми им привелось встретиться на протяжении своего поистине великого странствия. Так появился на свет «Луг духовный», который подвижник посвятил своему «верному чаду» Софронию.
Перед смертью прп. Иоанн попросил у своих учеников перевезти его прах в родную Лавру прп. Феодосия. Просьба его была выполнена, и до сегодняшнего дня могила Иоанна Мосха находится на территории Лавры в пещере Волхвов. В той самой, где, по преданию, останавливались волхвы на обратном пути в Египет и где долгие годы подвизался сам прп. Феодосий.
«Луг духовный» имеет большое значение не только в нравственно-аскетическом, но и догматическом, историческом отношении. Главы «Жизнь инока, подвизавшегося на Елеонской горе, и о почитании образа Пресвятой Богородицы» и «Жизнь отшельника Иоанна, обитавшего в пещере близ Соха» были прочитаны на Седьмом Вселенском Соборе в подтверждение догмата иконопочитания. Прп. Иоанн и его ученик обошли Египет и Палестину незадолго до разрушительного арабского нашествия, которое стерло с лица земли многие обители и на столетия поработило христианский Восток. Читая эту книгу, мы можем представить себе, как цвело в этих землях христианство, и воспользоваться по мере сил мудростью давно ушедших старцев.
Читатель «Луга духовного» с первых страниц, посвященных описанию святой жизни древних палестинских и египетских подвижников, будет захвачен особой атмосферой простоты, безыскусности и в то же время величия нравов людей, полностью посвятивших себя служению Христу. Автор не пытается художественными приемами, долгим описанием привлечь внимание слушателей. Некоторые рассказы очень коротки и лаконичны: «Пятьдесят лет подвизался великий старец в своей пещере: не пил вина, не ел хлеба, а только отруби и три раза в неделю приобщался». Чтобы понять величие такой жизни, и тем более извлечь из нее урок, нужен труд не только писателя, но и читателя.
Однако не только о подвигах и высокой жизни рассказывает прп. Иоанн своим слушателям и читателям. Не скрывает он и падений, и греховных помыслов отцов, для того чтобы слушатели могли извлечь духовный урок и усилить собственное покаяние. «Луг духовный» – не поляна для отдыха и почивания на лаврах, а поле брани, на котором и победителем, и побежденным может оказаться каждый.
Возникает вопрос: как можем мы применить пример древних подвижников к нашей жизни? Наша жизнь настолько далека от той, которой жили эти люди. И, конечно, нам невозможно, да и не нужно воспроизводить устав древнего аскета-отшельника в своей семье. Но хотя бы немного поревновать о более собранной, более внимательной и строгой жизни, прочтя эти рассказы, может каждый. Ведь как писал еще древнегреческий философ Плутарх, ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь.
Марина Шмелева