Как часто мы, по зову своего сердца или просьбе души, попадая в Храм Божий, созерцаем с волнением и трепетом его убранство. Словно погружаемся в новый, неизвестный нам мир добра и чистоты, и что-то внутри нас замирает, успокаивается. «Мирскому» искусству, оставшемуся где-то там, далеко, за спиной, противостоит искусство «церковное», призванное отражать «вовек незыблемые божественные истины». Духовная музыка раскрывает в нас новые грани, заставляет задуматься о себе, о близких. Не случайно святые отцы называют музыку «поющим богословием». Ведь она, плавно соединяясь с каноническими текстами, начинает «рассказывать».
Музыка возникает из текста как эмоциональный отклик на идеи, выраженные словами. Знаменитый русский композитор, регент С.Трубачёв охарактеризовал явление духовной музыки так: «Исцеляющая сила песнопений – в воздействии слова и напева … мысль заключена в слове, слово – в напеве, напев раскрывает значение слова, заключённую в нём мысль, идею… Воспринимая напев, мы воспринимаем слова, рождающие напев».
Многие жителей нашего города хотя бы один раз посетили Свято-Троицкий собор и слышали духовные песнопения в исполнении правого хора под управлением регента С. Хахалиной.
Хор издавна славится своим профессиональным вокальным мастерством и особой духовной эмоциональностью или одухотворенностью исполнения. Чем же заслужил Троицкий хор столь высокую оценку? В чём секрет всё возрастающего интереса к стилю и манере исполнения этого коллектива? Один из ответов на эти вопросы кроется в удачно подобранном музыкальном репертуаре, в грамотно и логично выбранных регентом хора богослужебных песнопениях духовных композиторов, чья музыка заставляет растопить даже «гаснущие» сердца.
Ещё несколько лет назад музыкальный репертуар хора мало чем отличался от песнопений, исполняемых в других храмах города. В Троицком соборе часто звучали произведения Д. Бортнянского, Дж. Сарти, А. Веделя, С. Дегтярёва – русских композиторов XVIII века, писавших в так называемых западно-еврорейских музыкальных традициях. Но затем многое изменилось. В обиход хора вошли песнопения композиторов Московского синодального училища, которые были широко известны во многих российских городах, но в Саратове исполнялись в единичных случаях. Среди авторов духовной музыки были А. Кастальский, А. Никольский, В. Калинников, П. Чесноков, А. Гречанинов и др. Это композиторы так называемого московского направления духовно-музыкального искусства, которое явилось результатом вековой богослужебно-певческой традиции. Их духовные сочинения поистине уникальны, так как именно эти авторы обратились к самой истории русского церковного пения, её душе – знаменному распеву, отошедшему в эпоху партесного гармонического пения на второй план. Это прогрессивные, ищущие композиторы, которые стремились дать древнерусским обиходным напевам новую жизнь. Они гармонизовали (или обрабатывали) старинные одноголосные мелодии для современных партесных хоров, сохраняя архаические звучности напевов. Знаменный распев – со свойственным ему оттенком сдержанности, суровости, характером глубинного созерцания – стал для них основой, из которой композиторы черпали вдохновение. В результате на свет появились лучшие образцы церковно-певческого искусства, соединившие в себе достижения современной музыкальной культуры и старинной знаменной традиции.
Поначалу, при разучивании духовных сочинений авторов московской школы, хор Троицкого собора столкнулся с массой трудностей, связанных с отсутствием нотных партитур, с другой манерой хорового исполнения, необычностью голосоведения. Даже, когда произведения были выучены, казалось – чего-то не хватает. Певчие хора прослушали большое количество музыкальных записей этих песнопений, много репетировали, была создана музыкальная библиотека при Троицком соборе. Наконец, стало ясным то, чего так не доставало исполнителям… Стоило только понять, полюбить эту необычную для Саратова духовную музыку (иначе говоря – «впеться в неё»), как всё стало получаться само собой. Конечно, всё благодаря терпению, кропотливому труду и вниманию С. Хахалиной (регента хора) и обстоятельным рекомендациям отца Пахомия, который часто посещает репетиции хора, даёт советы, делится впечатлениями.
В настоящее время Троицкий хор регулярно исполняет духовную музыку композиторов Московской школы на Богослужениях; ведёт активную концертную деятельность, связанную с приобщением людей к истокам церковной музыки; год назад хором был записан музыкальный диск, где частично прозвучали песнопения авторов московского направления. Зимой певчие хора посетили Москву и участвовали в фестивале духовной музыки, представив на суд слушателей отдельные сочинения композиторов Синодального училища.
Впереди ещё много творческих планов, связанных с концертной деятельностью хора, но главное, что певческая практика музыкантов будет связана со столь удивительным направлением духовной традиции как Московская школа церковно-певческого искусства. Ведь именно эта музыка поистине является исконно русской духовной музыкой, а, значит, сердцем русского народа!
певчая хора Свято-Троицкого собора Вера Попечителева