В разговорном обиходе под Церковью часто понимают храмовое здание, помещение, в котором совершается богослужение. На самом деле Церковь Христова – неизмеримо большее, нежели стены и купол. Церковь – место встречи Бога и человека. Святой Дух, действующий в Церкви, преображает каждого человека, если только он сам того желает.
Главный дар Богочеловека миру – Церковь. В ней все дары Троичного Божества. Прп. Иустин Попович
На Пятидесятницу Святой Дух сошел с Неба в Богочеловеческое тело Церкви и навеки остался в нем как его всеживотворящая душа. Пятидесятница, или День Святой Троицы, является днем рождения Христовой Церкви и называется в церковном богослужении «конечным праздником». Он завершает Богочеловеческое домостроительство спасения и объясняет все праздники, все события из жизни Спасителя: Благовещение, Рождество, Богоявление, Преображение, Страсти, Воскресение, Вознесение. Для чего все это? Ради создания Церкви Христовой и спасения мира в ней.
Между тем в наши дни многие люди, крещеные и считающие себя христианами, уверены, что для них достаточно иметь «веру в душе», а церковная жизнь – это что-то лишнее, по крайней мере – не обязательное. Это неверно. Христиане, т.е. Христовы, должны верить и во Христа, и в каждое из дел, которые Он совершил. Создание Церкви – важнейшее из этих дел. Без него домостроительство спасения осталось бы незавершенным и спасение не состоялось. «Вне Церкви – вне спасения», – единогласно утверждают св. отцы и многократно подтверждают Вселенские Соборы.
Так что же такое Церковь и почему без нее нет спасения?
Спасение и Церковь
Церковь – Богочеловеческая мастерская, в которой люди с помощью Святых Таинств и святых добродетелей обогочеловечиваются … обоживаются, преображаются в боголюдей по благодати, в богов по благодати. Прп. Иустин Попович
Господь Иисус Христос Своей земной жизнью, Своим Богочеловеческим подвигом спас человечество от последствий грехопадения: власти диавола, греха, смерти и ада, вернул ему возможность Богообщения, обожения, святости.
Термин «обожение», в большей степени богословский, и более традиционные термины «спасение», «святость» по сути выражают одно и то же: достижение человеком того, к чему он изначально призван как сотворенный по образу и подобию Божиим и возможность чего утратил грехопадением – соединения с Богом, благодатного к Нему приобщения. Суть христианства и цель Боговоплощения выражаются известной святоотеческой формулой: «Бог воплотился, чтобы человек обожился. Бог стал человеком, чтобы человек стал богом по благодати».
«Грешный потомок Адама, ободрись!.. – пишет свт. Игнатий Брянчанинов. – Бог нисшел в дольнюю страну твоего изгнания, чтобы возвести тебя в потерянное тобою твое горнее отечество…»
Господь Иисус Христос спас весь человеческий род: людей всех времен и народов. Для того, чтобы каждый конкретный человек мог реально усвоить себе это спасение, Господь создал Церковь. В ней находятся все необходимые для этого средства, и в первую очередь – благодать Святого Духа.
Церковь – это место, где спасение, совершенное по благоволению Бога Отца Сыном Божиим, Господом Иисусом Христом, усваивается Духом Святым всякому человеку, пожелавшему этого, где бы и когда бы он ни жил. Церковь – орудие спасения человека Богом.
«Примирение с Богом, совершение Таинств, очищение и освящение христиан, возведение к христианскому совершенству, спасение – вот цель на земле Церкви Божией», – пишет св. прав. Иоанн Кронштадтский.
Церковь есть «вместилище», «жилище» Святого Духа, место, где Он особым, нарочитым образом пребывает. И вне Церкви возможно некое касание Божества человеческому сердцу: «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3,8). Но только в Церкви действует спасающая благодать Святого Духа – т.е. такая, которая соединяет человека со Христом и приобщает его Божественной жизни. Только в Церкви при условии веры и нравственной жизни Святой Дух усвояет спасение Христово человеку и в совершенстве являет свое действие христианской душе. «Дух Святой – обожение всех», – возвещает Церковь языком своей литургики. Церковь – это непрерывный Духов день, личная Пятидесятница каждого христианина.
Без Церкви спасение невозможно. Люди, которые «верят в душе», считают, что Христос приемлется верой. Церковь же утверждает, что Он приемлется Духом Святым в Церкви, через Таинства и жизнь по духу Церкви. Вера – условие для этого принятия, но не само оно. Без Церкви спасение мечтательно, в Церкви оно становится реальным.
Священное Писание и святые отцы о понятии «Церковь»
Вполне исчерпывающего определения Церкви нет ни в Священном Писании, ни в святоотеческой литературе. Церковь, как мистический Богочеловеческий организм, Тело Христово, не есть явление земного порядка, сущность его трудно выразить в логических определениях. По словам сщмч. Илариона Троицкого, «таинственная жизнь Церкви непосредственно дается тому, кто в ней участвует».
Уяснить характер Церкви помогают ее библейские уподобления: Пастырю и овцам (Ин. 10, 1–16); виноградной лозе и ветвям (Ин 15, 1-8); Телу Христову (Еф 1, 22-23); невесте Христовой (2 Кор. 11, 2); храму Божию (2 Кор. 6, 16); дому духовному (1 Пет. 2,5). Святоотеческая традиция добавляет сравнения Церкви с кораблем спасения, духовной лечебницей.
Согласно катехизическому определению свт. Филарета Московского, «Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами».
Церковь называют «земным Небом», и всякий раз, когда мы входим в храм, участвуем в богослужении, Таинствах, мы приобщаемся небесной благодати и отчасти принадлежим уже вечности.
Но расслабляться при этом не стоит, имея в виду, что соединение с Богом не есть плод какого-нибудь органического бессознательного процесса: оно совершается в человеческой личности Духом Святым и нашей свободной волей. Бог не спасает человека без самого человека. Когда спросили у прп. Серафима Саровского, нет ли у христиан какой-нибудь недостачи, препятствующей им приносить те же плоды святости, какие изобиловали раньше, преподобный ответил, что им недостает только одного – собственной решимости.
Что содержит Церковь для нашего спасения
«Святая Церковь Православная есть сокровищница благ спасения. Что бы тебе ни нужно было для спасения – все то найдешь в ней – и только в ней. Помимо нее и Сам Господь не дает сих благ … Он не иначе действует во спасение наше, как чрез Тело Свое. И не ищи к Его сокровищам другого доступа. Его нет», – пишет свт. Феофан Затворник.
Основными из этих средств спасения являются: Таинства, через которые человек главным образом и получает освящение; Божественное Откровение (с его правильным толкованием) и вытекающие из него догматическое и нравственно-аскетическое учения, определяющие устроение всей церковной жизни; духовный опыт Церкви по спасению людей.
В Церкви существует законная иерархия (священноначалие), призванная учить людей Православной вере и вообще руководить ими на пути духовной жизни, совершать Таинства и другие священнодействия.
Все необходимое для спасения находится лишь в истинной Церкви. Признаки истинной Церкви определены Символом веры.
Догмат о Церкви
Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Так в девятом члене Символа веры исповедует каждый православный христианин свою веру в истинную Церковь. Многочисленные свойства Церкви богомудрые отцы II Вселенского Собора, руководимые Духом Святым, свели к четырем, самым существенным. Эти свойства: единство, святость, соборность и апостоличность, точно определяют характер Церкви, которым она как Богочеловеческое учреждение и сообщество отличается от всякого учреждения и сообщества человеческого.
Во все времена бытия Церкви возникали ереси и заблуждения, стремившиеся исказить истинное учение о Церкви. Существуют они и сейчас. Это и теория «бесцерковного христианства», и «теория ветвей», утверждающая нормальность и даже провиденциальность существования христианства в виде отдельных конфессий, и утверждения о равноправности и равноспасительности всех конфессий, о неопределенности границ Церкви и многое-многое другое.
Между тем очень важно иметь правильное понятие о Церкви. Ведь догмат о Церкви называют церковным самосознанием.
В последующем изложении мы остановимся лишь на первом свойстве Церкви – единстве, имея намерение рассмотреть остальные три в будущем.
Единство и единственность Церкви. Тело Христово
Почему Церковь … едина? Потому что она есть одно духовное Тело, имеет одну Главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим.
Свт. Филарет Московский. Православный катехизис
О единстве Церкви как Тела, Главой которого является Христос, а членами все христиане, неоднократно писал в своих Посланиях ап. Павел (Еф. 1, 22-23, 5, 29-30; 1 Кор. 12, 12-14, 27).
Св. отцы раскрывают понятие духовно-нравственного единства Церкви с различных сторон. Они видят его в единстве Евхаристии, веры, Духа, единомыслия и любви. Церковь – реализация первосвященнической молитвы Христа о единстве по образу Пресвятой Троицы «… да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17, 22).
Согласно своей Богочеловеческой сущности, Церковь не только едина, но и единственна, как един и единственен Богочеловек Иисус Христос. Церковь неделима, как неделим Господь. Поэтому разделения Церкви никогда не было и быть не может, а были и будут только отпадения от Церкви. Прп. Иустин Попович пишет: «От единственной и неделимой Церкви Христовой в разное время отделялись и отпадали еретики и раскольники и тем самым переставали быть членами Церкви и сотелесниками ее Богочеловеческого тела. Так, сначала отпали гностики, затем ариане, а за ними духоборцы, монофизиты, иконоборцы, католики (включая будущих протестантов), униаты и … так по порядку … все приверженцы еретическо-раскольнического легиона».
Церковь всегда строго и принципиально относилась как к тем, кто выступал против чистоты вероучения (еретикам), так и к тем, кто привносил в нее разделения и смуты (раскольникам).
Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Хотя бы мы совершали тысячу добрых дел, подвергнемся осуждению не меньше тех, которые терзали Тело Его, если сами будем расторгать Тело Церкви».
Согласно православному вероучению, Церковь не утрачивает единства при отступлении от нее еретиков и раскольников. Отпадение от Церкви происходит по принципу отсечения ветви от ствола. При этом ствол сохраняет свое единство, тогда как отсеченная ветвь усыхает.
Православная Церковь скорбит о духовной судьбе отделившихся, об утрате ими пути спасения и хранит готовность принять их покаяние и возвращение в лоно Церкви. Она постоянно приносит Богу молитвы и прошения о «соединении всех».
Грех против единства Церкви свидетельствуется прерыванием евхаристического общения. Православная Церковь исключает всякую возможность литургического общения с неправославными.
Норму отношения членов Церкви к тем, кто пребывает в отделившихся от нее сообществах, можно определить словами свт. Григория Богослова: «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас». В собственном смысле слова «еретик» – это не какое-то ругательное понятие. Греческое слово «айресис» означает «отделение».
Будучи единой по существу, Вселенская Церковь подразделяется на ряд самостоятельных Поместных Православных Церквей. Самостоятельность их имеет не идейный, а внешний, территориально-административный характер и не нарушает единства веры и духа между ними, их взаимного общения, в том числе в молитвах и Таинствах.
***
Своей Церкви – Церкви Православной – Господь дал обетование о неодолимости ее вратами ада (Мф. 16, 18). Ей он обещал пребывать с ней до скончания века (Мф. 28, 20). Она – столп и утверждение Истины (1 Тим. 3, 15).
Великое благо быть членом этой единственной Церкви, быть членом Тела Христова, иметь с ним общую жизнь и получать от него эту жизнь. К нам, членам Церкви, обращены слова св. Иоанна Златоуста, великого святителя и великого мученика за правду Божию: «Церковь – наша общая мать … не удаляйся от нее, потому что нет ничего сильнее Церкви, твоя надежда – Церковь, твое спасение – Церковь, твое убежище – Церковь».
Людмила Кузнецова