О престольном празднике нашего Свято-Троицкого собора мы беседуем с его ключарем о. Николаем Генсицким. Батюшка отвечает на некоторые вопросы, часто возникающие в связи с праздником Святой Троицы.
– В день, когда Дух Святой сошел на апостолов, чтобы они могли нести Благую весть по всему миру, родилась наша Церковь. А еще это личный праздник всех священнослужителей, получивших сугубую благодать во время хиротонии. Батюшка, поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями о Вашей священнической хиротонии. Что чувствует человек, когда на него сходит Святой Дух? Не раз и не два я замечала, как меняется человек, став священником. Причем очень быстро. То есть благодать меняет человека даже физически… Это впечатляет…
– Я не любитель говорить о таких вещах. По-моему, это слишком личный момент. Скажу одно: это чувство близости «Бога Живого», чувство, которое должно вести священнослужителя через всю его жизнь. Все духовные переживания таинственны, и каждый ощущает прикосновение Святого Духа по-своему, как и духовные дарования у каждого свои. Например, многие плачут во время хиротонии: просто не могут удержать обильных слез. Это и есть одно из проявлений действия благодати.
Я лучше расскажу о своем ощущении праздника Троицы… Каждая Пятидесятница для меня особенная. Это и удивительные стихиры праздника, и молитвы коленопреклонные… Каждый раз происходит нечто, чего я не могу объяснить словами… чудо, наверное. Хотя Троица – один из двунадесятых праздников, а главное ожидание христиан – это, конечно, Пасха. А я вот Троицу переживаю, может быть, даже ярче и глубже, чем Пасху.
Я пытался понять, почему это так … Наверное для меня Троица – это завершение Богоявления (хотя это название имеет другой праздник), завершение того, ради чего Христос приходил в наш мир. И я чувствую это физически, хотя не понимаю, как это происходит каждый год в день Пятидесятницы.
– Интересно, что и далекие от Церкви люди, как мне кажется, чувствуют это. Вспомните, на Троицу к нам приходит народа не меньше, чем на Пасху и Крещение. На Крещение приходят «за водичкой», а на Пасху – совершить крестный ход со свечой в руках. А чем привлекает таких невоцерковленных людей Троица? Ведь Святого Духа не увидишь, не унесешь с собой в сосуде… Видимо, многие чувствуют важность и таинственность этого дня на каком-то глубинном уровне. Может, это душа зовет человека в храм, ведь Дух Святой сошел для всех нас…
– А мне как раз кажется, что на Троицу в храме собираются все свои – постоянные прихожане и те, глубоко верующие люди, которые по каким-то причинам нечасто бывают на службах, но хорошо понимают, что это день Христовой Церкви, и нужно быть в храме непременно. Дух Святой сошел не только для апостолов, но для всех людей. Важнейшие слова об источнике воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14), Христос сказал именно самарянке, не апостолам. Святой Дух всегда пребывет среди нас, но мне кажется, что на Троицу Он проявляется с особенной силой, только не языками пламени, как в Сионской горнице, а невидимо, но очень ощутимо.
– Очень трогают слова Писания о том, что Господь не в сильном ветре, не в огне, не в землетрясении, но в тихом веянии ветра (см.: 3 Цар. 19, 11-12). Именно в тихом веянии. Нужно быть очень чутким и внимательным, чтобы почувствовать благодатную силу Святого Духа и быть благодарным Богу за это… Однажды на исповеди я поделилась со священником, что перестала испытывать враждебные чувства к человеку. Вдруг эти чувства переменились на противоположные. А я ничего для этого не делала. Батюшка сказал мне тогда: «Запомните это событие – Вас коснулась благодать». Вот так просто. И не поговори я об этом со священником, то считала бы, что это я такая вдруг праведница стала. Как легко стать неблагодарным просто по незнанию.
– Для этого нам Господь и дал Священное Писание, Таинства. Чтобы мы, учась слышать Его, понимали движения своей души. Очень важно в этом смысле научиться отделять духовное от душевного. Приведенная цитата из Ветхого Завета как раз об этом говорит. Именно этого не умели фарисеи, не научились чувствовать тонко, духовно, а требовали от Господа знамения. Об этом ярко свидетельствует удивление Спасителя полному непониманию Его слов Никодимом: «Ты ли учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Ин. 3, 10). Но такой болезнью страдали не только фарисеи, жившие во времена Иисуса Христа. Сейчас среди христиан это тоже очень распространено. Есть у нас, православных, такое слово «благода-а-ать» (уверен, именно в таком варианте его все и знают), которое можно услышать как на выходе из храма, так и возле крещенской купели. Очень часто в разряд духовного мы записываем душевные и даже физические состояния, чем закрываем себе дорогу в мир духовного.
– В связи с этим хочется вспомнить следующую цитату из Евангелия: «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3, 8).
Иногда приходится удивляться, что некоторые творческие люди, по своему образу жизни далекие от благочестия, вдруг создают произведения искусства такой духовной силы, что хочешь не хочешь, а приходится при-знать, что Господь донес до нас с вами нечто важное именно через данного человека. А кто-то, считающий себя более достойным, искушается этим.
– Сложно проникнуть в мотивы чужих решений (со своими не всегда это удается). Тем более бессмысленно пытаться дать оценку Божественному волению. Но, мне кажется, сделать предположение на этот счет может тот, кто какое-то время побыл организатором или начальником. Каждому руководителю приходилось хоть однажды делать назначения и кадровые перемещения, не понятные не только остальному коллективу, но иногда и самому назначаемому. И лишь руководитель видит в человеке некий скрытый потенциал, который может раскрыться с новой силой. Таким образом Господь дает возможность человеку узнать самого себя. Правда, человек иногда начинает говорить: «Мне здесь прекрасно… тепло и сыро!» Бог в отличие от нас, скорых на суждение и осуждение, видит сердце человека и силы, которые могут дать миру гораздо больше, чем мир ждет от него.
– В Евангелии говорится: «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 32).
Почему это так? Почему хула на Сына Божия прощается, а на Духа нет? Разве Троица не едина?
– Здесь речь идет об особом устроении человеческой души, о явном противоборстве Богу, сознательном сопротивлении Его воле.
Люди, которые не поняли, что Христос – Сын Божий, и хулили Его – согрешили против Христа – человека, по незнанию, и их грех может быть прощен, если они покаются. Например, жители Назарета не понимали, как это сын плотника может учить в синагоге. А Духа Святого хулили, например, фарисеи, у которых были все доказательства того, что перед ними Бог (об этом очень подробно говорится в 5 главе Евангелия от Иоанна), но они из гордости не захотели этого принять и признать. Ведь даже после Воскресения Христова, они велели стражникам не говорить об этом никому, а сказать, что тело Его украли ученики. Речь идет о диавольском устроении души, ведь и «бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19), но продолжают противоборствовать Богу.
То есть, говоря так, Господь не различает степень прегрешения, совершенного по отношению к Нему (мне вообще не близко католическое разделение грехов на смертные и не тяжкие), Он различает глубину падения человеческой души.
– Мы знаем, что после сошествия Святого Духа апостолы заговорили на разных языках, чтобы их могли понять многие народы. В наши дни такое чудо едва ли может повториться, но нечто подобное все-таки происходит и сегодня. Я имею в виду следующее. Иногда слушаешь священника – на исповеди, или это проповедь. И вдруг слышишь что-то тебе давно известное от родителей, учителей, из книг. Но в этот раз слово звучит совсем по-другому, попадает прямо в душу. Причем священник может быть и не очень-то красноречивым, говорить может просто, обыденно, а до тебя «вдруг» доходит, простое слово тебя переворачивает…
– Я думаю, что это проявление синергии, когда Бог идет навстречу человеку, ищущему Его, что-то открывает ему по мере этого движения. Поэтому и рекомендуется верующим постоянно перечитывать Евангелие. Каждый раз Господь открывает человеку новую глубину Своих слов. Для меня синергия – это очень важная, и при этом практическая составляющая моей веры.
– Батюшка, дайте совет читателям «Троицкого листка» – как лучше подготовиться к предстоящему празднику, чтобы во всей полноте почувствовать его, проникнуться его величием, и принести частичку полученной благодати ближним?
– К таким значительным праздникам, я считаю, нужно готовиться, читая Евангелие. А перед Троицей лучше прочитать Евангелие от Иоанна, что нам и предлагает Церковь на богослужениях в этот период. Желаю всем читателям нашей приходской газеты достойно встретить престольный праздник.
Беседовала Елена Гаазе