Торжество Православия

ikonaПервое воскресенье Великого поста называется Неделей Православия, или Неделей Торжества Православия. Установленное в воспоминание победы над иконоборчеством в 9 в., это Торжество празднуется как победа Церкви над всеми ересями, расколами, заблуждениями, над всеми страданиями и гонениями, бывшими в течение всей истории существования Церкви.

«Нет ничего сильнее Церкви Христовой… Когда ты воюешь с человеком, ты можешь победить или быть побежденным, а Церковь победить никакая сила не может. Церковь Божия – а Бог всего сильнее». Свт. Иоанн Златоуст

Из истории

Ересь иконоборчества, отвергающая священные изображения, возникла в 8 в., и годы ее существования стали для Христовой Церкви временем гонений более тяжких, чем перенесенные от язычников: более 100 лет почти непрерывно лилась неповинная кровь православных; были испытаны все роды скорбей и мучений – пытки, заключения в темницах, смертные казни; святые иконы были отовсюду собираемы и предавались сожжению.

Недопустимость изображения Христа иконоборцы обосновывали тем, что Христос – одновременно Бог и человек, тогда как на иконе может быть изображено только Его человеческое естество. Кроме того, они обращались к ветхозаветному запрету на изображения (см.: Исх. 20, 4–5) и обвиняли почитателей икон в идолопоклонстве. С богословской точки зрения, главным в иконоборчестве было стремление оспорить важнейший догмат христианства – догмат Боговоплощения. Защищая иконопочитание, Церковь защищала самые основы своей веры.

Идейным противником иконоборцев стал прп. Иоанн Дамаскин, написавший три трактата в защиту иконопочитания. В них он доказал, что ветхозаветная традиция не допускала изображения Бога, т. к. Бог невидим. Когда же Бог Слово сделался видимым, восприняв человеческую плоть, Его можно и должно изображать. Поклонение иконам не является идолопоклонством, т. к. материальному образу воздается поклонение, которое восходит к нематериальному Первообразу. Учение Иоанна Дамаскина легло в основу догматических определений VII Вселенского Собора, собравшегося в 787 г. в Никее для опровержения ереси. Сокрушив ересь и утвердив догматы веры, VII Вселенский Собор (как и остальные шесть, ему предшествующих) стал моментом торжества православной истины. Окончательное восстановление иконопочитания состоялось в 843 г. в первое воскресенье Великого поста.

С тех пор вплоть до наших дней Православная Церковь совершает в первое воскресенье Великого поста Торжество Православия, т. е. правой веры, которая непрерывно и неизменно сохраняется в Христовой Церкви, и продолжается, и будет продолжаться до скончания века по обетованию Господа: Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18).

А икона при этом является безмолвным и красноречивым проповедником Православия не только в Церкви, но и в чуждом, а то и враждебном по отношению к ней мире. По словам Л. Успенского, «если в период иконоборчества Церковь боролась за икону, то в наше время икона борется за Церковь».

Богослужение

В Неделю Православия Церковь совершает в главных соборных храмах особый чин Православия, включающий в себя торжественное поминовение всех, кто на протяжении веков своими трудами, а иногда и подвигами мученичества и исповедничества защищал правую веру; а также анафематствование еретиков и лжеучителей.

Этот чин совершается, как правило, после Божественной литургии, перед иконами Спасителя и Божией Матери, вынесенными на середину храма. При совершении чина Православия Церковь апостольским чтением обращает к нам призыв: блюдитеся от творящих распри и раздоры, вопреки учения, ему же вы научистеся, и уклонитеся от них. Таковии бо Господу нашему Иисусу Христу не работают… (Рим. 16, 17–19); чтением Евангелия – благовествует о воле Божией ко спасению каждого человека: Несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих; и о власти, данной от Господа Церкви – отсекать от себя непослушных (Мф. 18, 10–18). По принесении молитв Господу об обращении силою Святого Духа всех отступивших от правоверия к познанию истины, о сопричтении их к избранному стаду; о соблюдении верных в правоверии; по исповедании – чтением Символа веры – веры апостольской, отеческой, православной, вселенную утвердившей, Церковь анафематствует, т. е. отлучает от единения с собой, еретиков и лжеучителей, а защитников Православия ублажает и восхваляет.

Хотя в совершаемом ныне виде чин Православия воспринял начало в 9 в., строгий суд Православия, как необходимый по отношению к нечестию явному, упорному и соблазнительному, существовал во все времена бытия Церкви. Основанием этого суда является священная обязанность Церкви хранить Божественное Откровение и передавать его из века в век в целости и неповрежденности, в том виде, в каком оно дано ей Богом.

Хранить веру

«…Кафолическая Церковь есть правое и спасительное исповедание веры» (прп. Максим Исповедник).

«Испытай свою веру, проверь ее; критерий – единственный: Символ веры» (прп. Иустин Попович).

В словах отлучения и благословения, повторяемых во дни Великого поста в течение многих столетий, православные христиане слышат непререкаемое свидетельство Божественной и спасительной истины, хранимой Церковью, к которой они принадлежат. И получают вместе с тем и Божие благословение на хранение этой истины – предвозвещенной пророками, принесенной на землю Воплотившимся Богом, проповеданной апостолами, сохраненной Отцами, запечатленной в краткой, но точной формуле Символа веры. Произнося Символ веры, мы исповедуем христианские догматы, за каждый из которых пролита кровь сонмов мучеников и исповедников всех веков христианства. Отцы Церкви называют православную веру нашим главным богатством. Мы призваны беречь это богатство, хранить небесного происхождения догматы. Если наша вера в чем-то расходится с Символом веры, есть повод обеспокоиться: мы отступаем от истины и вступаем в область заблуждения. Иногда говорят: «Какая разница – верить так или иначе? На Страшном Суде нас спросят не о догматах, а о наших добрых делах». Святые Отцы смотрят на это иначе – они свидетельствуют: без правых догматов нас не спасут и добрые дела. Свт. Иоанн Златоуст об этом пишет: «Нравственность представляет собою как бы тело, а соединенное с нею познание догматов занимает положение благоустроенной души. Подобно тому, как в теле, когда оно разъединено с душой, состав членов бесполезен… так точно и красота нравственности мертва, если не одушевляется силой догматов…»

Подготовила Людмила Кузнецова