Тихое служение Степана Петровича Покровского

str8Есть люди, чья жизнь напоминает приключенческий роман, полный знаменательных встреч и громких открытий. А есть незаметные труженики, которые изо дня в день, из года в год просто и тихо делают свое дело. Когда они уходят, воспоминаний о них остается не очень много – разве что на небольшую статью. И все они сводятся к тому, что просто был прекрасным человеком, с усердием делал свое дело. Но кто знает, как сложилась бы наша история, если бы не было рядом с нами таких людей. К числу которых можно отнести Степана Петровича Покровского – на протяжении двадцати с лишним лет бессменного регента хора Свято-Троицкого собора.

Семья

Степан  Петрович Покровский родился в апреле 1913 г. в г. Хвалынске Саратовской губернии. Его отец – протоиерей Петр Андреевич Покровский – был настоятелем храма во имя свт. Николая Чудотворца г. Хвалынска. Отец Петр был родом из Нижегородской губернии и происходил из духовного сословия. Известно, что один из его братьев также был священником.

В Хвалынск отец Петр приехал будучи семинаристом. Здесь он познакомился с дочерью протоиерея Геннадия Дроздова Анной, которая впоследствии стала его женой. По воспоминаниям прихожан храма, отец Петр был глубоко верующим, отзывчивым человеком. В четыре утра, благословив жену и детей, отправлялся он соборовать, исповедовать, причащать больных и умирающих и домой возвращался лишь поздним вечером.

В семье отца Петра и матушки Анны родилось семеро детей. Все они получили прекрасное домашнее воспитание. Отец Петр был очень образованным человеком, хорошо знал четыре иностранных языка, потому смог привить любовь к учебе и своим детям.

Степан  Петрович читал шестопсалмие с шести лет, а петь на клиросе стал в самом юном возрасте. Он окончил церковно-приходскую школу. Но получить высшее образование Степану Петровичу так и не удалось – революция нарушила мирное течение жизни большой и дружной семьи.

В конце 20-х гг. протоиерей Петр Покровский был арестован и судим. Его приговорили к принудительным работам и отправили на строительство железнодорожного моста за Увеком – место гибели многих священнослужителей. Анна Геннадьевна ходила его навещать. 12 декабря 1931 г. пришло известие о смерти отца Петра. В этом же году закрыли Никольский храм в Хвалынске, в котором он служил.

После ареста  отца Петра  матушка Анна с детьми  переехала к старшей  дочери Марии в г. Петровск. Мария Петровна к тому времени уже получила образование и тоже стала матушкой. Она вышла замуж за будущего священника Владимира Соколова – сына протоиерея Павла Соколова.

Впоследствии  протоиерей Павел Соколов, похоронивший к тому времени супругу, был пострижен  в монашество с именем Петр и рукоположен во епископа. Он был епископом Вольским, викарием Саратовской епархии в 1923 – 1924 гг. и много сделал для борьбы с обновленческим  расколом в епархии. Владыку Петра несколько раз арестовывали. Выйти из последнего заключения ему не удалось, в 1937 г. он скончался под арестом. Тогда же, в 1937 г., в Саратове был расстрелян священник Владимир Павлович Соколов – муж Марии Петровны. Так жизнь Степана Петровича Покровского была связана с несколькими исповедниками, отдавшими свою жизнь за веру во Христа.

Начало  певческого служения

После ареста и расстрела иерея Владимира  Соколова вся семья Покровских перебралась в Саратов. Степан Петрович переехал в Саратов несколько ранее – в начале 30-х гг. По приезде он устроился псаломщиком, а затем и регентом храма в честь Рождества Христова г. Саратова и служил в нем до закрытия храма в 1935 г. В этом храме в 1933 г. он познакомился со своей будущей женой. Евдокия Архиповна совсем еще юной девушкой пела на клиросе. Она происходила из многодетной семьи раскулаченного крестьянина Архипа Матвеевича Данилова.

В 1938 г. молодые люди поженились. К тому времени все храмы в Саратове были закрыты. Поэтому несколько лет супруги Покровские работали в миру. В 40-е гг., после рождения долгожданной дочери, они вновь переехали в Петровск, где в 1944 г. была открыта церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Степан Петрович стал регентом, а Евдокия Архиповна певчей в церковном хоре.

По  воспоминаниям Евгении Петровны Стрекаловой, с десятилетнего возраста певшей в церковном хоре Казанского храма г. Петровска, Степан Петрович был не просто хорошим регентом, но прежде всего верующим и очень деликатным человеком. Он никогда не делал резких выговоров и старался замечания высказать всем сразу и никому в отдельности.

Возвращение

В 1949 г. семья Покровских вновь возвращается в Саратов. В это время в нашем городе действовал всего один храм – Свято-Троицкий собор. Степан Петрович становится регентом вначале левого, будничного, а спустя несколько лет и правого, праздничного, хора собора.

В 1955 г. на Саратовскую кафедру был назначен епископ Вениамин (Милов). Владыка Вениамин выделил среди сотрудников собора по простоте, кротости и душевным качествам Степана Петровича Покровского. Но, к сожалению, дружба владыки Вениамина и Степана Петровича длилась недолго. 2 августа 1955 г., всего несколько месяцев прослужив в Саратовской епархии, владыка Вениамин скончался. Степан Петрович, несмотря на тяжелый недуг (воспаление легких), регентовал хором во время отпевания владыки. Так случилось, что священнослужители собора не знали в точности, как следует отпевать архиерея. И во всем советовались со Степаном Петровичем. Регент собора знал Устав до тонкостей, был образцовым уставщиком и ходячей энциклопедией.

Регент  архиерейского хора

str8-1По  впечатлению старейших клириков и прихожан собора, звучание архиерейского хора в те годы было проникновенным, молитвенным. Большая заслуга в этом регента хора Степана Петровича Покровского. Клирик храма в честь Казанской иконы Божией Матери протоиерей Лазарь Новокрещенных вспоминает об этом времени: «Я начал свое служение в соборе в 1961 г. Служил я диаконом, затем протодиаконом и потому мне особенно был близок хор и его руководитель – беззаветный труженик, искренний, горячо преданный Церкви человек. Он приходил в храм очень рано – раньше всех священнослужителей. Долгое время я думал, что Степан Петрович живет где-то рядом с собором, и впоследствии с удивлением узнал, что он каждое утро добирался с Вокзальной улицы, где теперь находится храм в честь Рождества Христова».

Каждое  утро Степан Петрович собственноручно  раскладывал ноты по партиям. Затем он входил в алтарь, делал три земных поклона у престола, испрашивал благословения у служащего священника. Во время проскомидии он читал поминовение по личному увесистому синодику, исписанному каллиграфическим почерком. В этом синодике были записаны саратовские митрополиты, архиепископы, епископы, священнослужители собора, близкие и знакомые Степана Петровича. И он постоянно поминал их в алтаре. Кроме того, он помнил обстоятельства их жизни, даты кончины, место погребения на Воскресенском кладбище. «У него была феноменальная память, – отмечает отец Лазарь. – Вот приходит Степан Петрович на службу и говорит: “Сегодня память владыки Досифея (Протопопова)”. Мы смотрим в недоумении – кто это? А наш регент кратко, но очень емко и содержательно рассказывает нам о жизни покойного владыки, возглавлявшего Саратовскую епархию с 1917 по 1927 гг.». Помнил он также и дни памяти церковных композиторов, старался отметить их. Например, в день памяти П.И. Чайковского хор во время Литургии исполнял только его произведения.

Степана Петровича отличала высокая культура: всегда идеально чисто одет, аккуратен, собран. Он производил впечатление очень образованного человека: всего в нескольких словах мог точно передать суть любого явления. Степан Петрович был очень улыбчивым, добродушным человеком – про таких говорят, что с ними легко общаться. Пройдя через тяжелые испытания, потеряв в юности отца, он смог сохранить благородство души и не озлобиться. Любимой присказкой Степана Петровича было: «Мы не вправе никого судить».

Степан Петрович никогда не повышал голоса на певчих, его не было слышно во время службы. Замечания делал очень деликатно, не обличая и не высмеивая конкретного человека. Регент по камертону задавал тон в начале службы, а в конце можно было проверять также по камертону – хор заканчивал петь в той же самой тональности.

Степан  Петрович старался разнообразить репертуар  хора. По воспоминаниям отца Лазаря, хор Троицкого собора в течение недели не повторял репертуар исполняемых произведений. В Субботу Акафиста, когда во время всенощного бдения восемь раз исполняется «Взбранной Воеводе…», хор каждый раз исполнял его другим напевом. На Пасху пели до 30 «Христос Воскресе» разных авторов.

Стараниями  регента библиотека хора всегда была в идеальном состоянии. Нам, современным людям, к услугам которых предоставлены и ксероксы, и компьютеры, и Интернет, сложно понять, сколько труда прикладывал для этого Степан Петрович. Ведь ему приходилось переписывать все ноты от руки. Настоятель Свято-Троицкого храма г. Покровска протоиерей Василий  Стрелков, хорошо знавший Покровского, вспоминает о нем как о «большом труженике, бесконечно – и утром, и вечером – переписывающем ноты в церковной библиотеке». Кроме того, Степан Петрович раскладывал произведения по партиям, гармонизировал. «У него был особый почерк и в нотах, и в регентстве, – отмечает отец Василий. – Свое регентское прочтение».

Надо  сказать, что в те годы не только регент и певчие, но и все священнослужители, да и прихожане были очень музыкальны. Например, протодиакон Артемий Лобанов, служивший в Троицком соборе в 60-ее гг. обладал прекрасным голосом. С годами он ослеп, но служить продолжал: пел все произведения на память, и даже на память читал Евангелие. Но и на этом фоне  Степан Петрович выделялся как знаток Устава и церковного пения. Не случайно, в его доме частыми гостями были священнослужители собора протоиерей Игорь Мальцев, протоиерей Василий Байчик, протодиакон Василий Султанов, а также певчие хора. Они собирались в дни двунадесятых праздников, пели и духовные песнопения, и народные песни, а Степан Петрович играл им на пианино.

Покровский, по воспоминаниям всех знавших его,  был очень скромен и не любил похвал. «Однажды, –  вспоминает отец Лазарь, – владыка Палладий (Шерстенников) похвалил и поблагодарил Степана Петровича за прекрасное пение во время богослужения. А надо отметить, что владыка был скуп на похвалы, считая, что хорошая работа – обязанность тех, кто трудится в храме. В ответ на похвалу владыки Степан Петрович сильно покраснел и сказал: “Не стоит меня хвалить, Ваше Преосвященство. Я такой же раб Божий, как и все, и ничего особенного не делаю”».

21 марта 1971 г. на 57 году жизни Степан Петрович Покровский скоропостижно скончался. Отпевал его архиепископ Пимен (Хмелевской) в Успенском храме Троицкого собора. В своем дневнике в тот день владыка Пимен сделал следующую запись: «В Саратове умер регент Степан Петрович Покровский. Отпевали в Троицком соборе — месте его многолетних трудов». Похоронен Степан Петрович Покровский на Воскресенском кладбище.

Продолжение певческой традиции

Евдокия Архиповна Покровская пережила мужа на тридцать лет и почти до самой смерти пела в церковном хоре. Из 80 лет своей жизни 60 она посвятила пению в храме, из них 40 лет – в хоре Свято-Троицкого собора. Дочь Покровских, Наталья Степановна, не стала певчей, посвятив свою жизнь педагогической работе. Она до сегодняшнего дня является прихожанкой Свято-Троицкого собора.

Певческое служение Покровских продолжил внук Степана Петровича Владислав. Он родился через год после смерти деда, с младенческих лет помнит клирос, куда совсем маленьким водила его бабушка. С 16 лет Владислав стал постоянно петь в храме – сначала в Духосошественском соборе под управлением Ларисы Адамовны Земцовой и протоиерея Василия Стрелкова. Затем пел в составе мужского хора в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» под управлением регента Ирины Григорьевны Цветковой. Некоторое время был певчим хора Свято-Троицкого собора. В настоящее время – певчий правого хора храма в честь Казанской иконы Божией Матери. За эти годы Владислав окончил консерваторию, стал профессиональным скрипачом, но пение в храме не оставляет. И бережно хранит в семье воспоминания о своем деде – Степане Петровиче Покровском.