Все мы, саратовцы, знаем свой Троицкий, или, как его иногда называют, Старый собор. Так же верно будет сказать, что мы почти ничего не знаем о нем. Конечно, всякий много раз видел его изображение на открытках, календарях, в книгах и на панно. И кто же не восхищался, видя сам храм.
Вот и я любовался и гордился этим величественным сооружением. Показывал его приезжим. Помню, с каким восторгом смотрел на Троицкий собор американский профессор, кстати, православный! Корабельный вид, теплые и радостные (терракотовый и белый) цвета успокаивают и радуют. А граненая колокольня мне всегда напоминала веселый «деловой» карандаш, заточенный и направленный в небо – будто для написания на небосводе чего-то очень важного. Колокольня своим видом как бы всегда призывала меня о ней написать. Что вот и случилось.
Если вы зайдете в Музей Троицкого собора, то поймете, что действительно мало знаете о главной святыне нашего города. Если же вы не подозревали о существовании самого музея, то и это тоже станет для вас приятным открытием. А уж в нем-то самом сколько этих открытий!..
Об экспонатах музея можно говорить бесконечно, ведь за ними история нашего города, нашей страны. Я хочу рассказать лишь о некоторых тайнах нашего Старого собора.
Клады сваливаются только на умные головы
В сказках, легендах и авантюрных романах для детей герои нередко ищут и находят клады. Иногда ради их получения предпринимают опасные путешествия с удивительными приключениями, выдерживают труднейшие испытания и жестокие разочарования. Между тем в жизни все настолько невероятнее, интереснее, чем в сказках и романах, что на самом деле клады иногда… просто сваливаются на голову!
Так, во время реставрации теперь уже знаменитой (как «падающей») и всем вроде бы привычной колокольни саратовского Троицкого собора его тогдашний настоятель отец Пахомий (ныне Епископ Покровский и Николаевский), будучи очень наблюдательным человеком, сделал неожиданное открытие. Он заметил большое несоответствие между уровнями пола одной из келий и потолка кельи, расположенной ниже. Возникло предположение, что между нижней и верхней кельями имеется скрытое пространство! Для каких целей?
Поскольку пол – конструкция несущая, решено было демонтировать, то есть открыть, пространство снизу. Едва приступили к этому, как чуть ли не на головы рабочих упал… ящик. В нем-то и оказался первый клад.
Так что же за сокровища в ящике оказались? Представьте, настоящие, хоть и не самоцветы да пиастры, зато — коллекция меднолитой пластики, а именно киотные и наперсные кресты, иконы. Бочки с пиастрами да червонцами, как мы помним, не всегда приносят удачу. А духовные ценности разочарования не вызывают никогда. Теперь часть этих находок экспонируется в Музее Троицкого собора. Для знатока и ценителя артефактов особенно интересно увидеть не просто иконы, а иконы, перед которыми молились наши предки век, а то и два-три века назад. Именно такими они и предстают в экспозиции. И сохранились они довольно хорошо. Так что клад «с потолка» представляет для нас ценность духовную, историческую и эстетическую. Отметим, что большая их часть отреставрирована специалистами-реставраторами музея им. Радищева и теперь находится там.
Эта первая тайна порождает желание раскрыть и еще одну тайну: когда и кто спрятал клад таким образом?
Скорее всего, это произошло в пору гонений на Русскую Православную Церковь: либо в 20-30-е годы (храм официально, «по бумагам» закрыт богоборческой властью в 1936 году, а фактически – еще раньше, в 1934-м), либо в 60-е.
После официального закрытия «помещение» передали в собственность краеведческого музея, который его и спас от разрушения. Перед этим, дабы не допустить уничтожения реликвий, верующие мастера-строители решили таким образом сохранить их и… донести до нас. Однако приятно, что предки доверяли нам, верили, что мы, их потомки, и к вере вернемся, и догадаемся, где клад скрыт!
Клады, оказывается, прямо у нас под ногами
Мы иногда прямо-таки буквально ходим по драгоценностям. Потому что клады находятся в земле. Я имею в виду вовсе не полезные ископаемые, а содержимое так называемых культурных слоев…
Троицкий собор – старейший храм города. По большому счету, с него история правобережного Саратова и начинается. Именно вокруг него шла вся жизнь горожан. За века вокруг собора образовался так называемый новый культурный слой. И при реконструкции его (толщиной около двух метров земли) пришлось срывать. Теперь, входя в храм, мы спускаемся с окружающей территории (площади) и, входя внутрь, еще раз спускаемся, так как и полы в храме углублены примерно на полтора метра. И вот в срываемом (накопившемся, образовавшемся) слое земли (грунта) обнаружилось множество археологических находок, в том числе серебряные оклады к иконам, металлические венчики, которыми украшались оклады. Часть этих находок выставлена в витринах музея. Пожалуй, наиболее ярким экспонатом является оклад к иконе Господа Вседержителя. Его золочение, кстати, выполнено после реставрации.
Обратите внимание и на менее «серьезные» экспонаты – в витрине взгляд ваш обрадуют и развеселят игрушка-погремушка в форме пасхального яйца и глиняная свистулька – окарина, трактирные стаканы, парфюмерные флакончики и пр. Все эти находки напоминают о том, что когда-то на площади вокруг собора размещались торговые ряды.
А некоторые из артефактов стали… частью самого музея – это плитка пола. Она «историческая», так как прежде была уложена на паперти верхнего храма. После ремонта там положили новую плитку, а старая стала «работающей» частью музея, где входящие буквально стоят на прошлом. На обратной стороне одной их этих плиток можно рассмотреть надпись: «Фергенсон. Харьков», по которой мы, похоже, можем установить место их изготовления и обжига, а также фамилию владельца завода-изготовителя.
Не пропустите на экскурсии «слона» (по Крылову), которого обидно было бы не увидеть. Объект вроде бы невзрачный, но именно его куратор проекта Ирина Васильевна Воронихина называет краеугольным камнем выставки — основным экспонатом, что оправдывается тем, что он и на самом деле является основой для всего остального, — это кирпич XVII века. Именно из таких кирпичей и были сложены стены собора! Брать его пришлось бы обеими руками, потому что он и называется большемерным – весит 6 кг.
Цель всякого музея – просвещение. А главный из открывшихся кладов – наше прошлое. Кто хорошо знает и любит прошлое, тот владеет и будущим. Такую вот тайну открыл нам наш Троицкий собор.
Михаил Муллин, член Редакционного совета журнала