Основательницы московского женского монашества и русского женского общежития в целом, первоначальницы Зачатьевского монастыря преподобные Иулиания и Евпраксия, подобно женам мироносицам, следовали за своим старшим братом святителем Московским Алексием ко Христу, движимые любовью к Богу. Память свт. Московского Алексия, всея России чудотворца Церковь совершает 12/25 февраля и 20 мая/2 июня; прпп. Иулиании и Евпраксии Московских – 3/16 мая.
Святитель Московский Алексий
Свт. Алексий, митрополит Московский, родился около 1300 г. в Москве. Родители его, Феодор и Мария, были бояре Черниговского княжества. Во Святом Крещении ему было наречено имя Елевферий, его восприемником стал будущий великий князь Московский Иоанн Калита. Возлюбив Бога с юного возраста, Елевферий оставил своих родителей, отказался от женитьбы и, желая послужить единому Владыке Христу, пришел в Богоявленский монастырь в Москве, где принял постриг с именем Алексий. Игуменом в Богоявленском монастыре в то время был Стефан, старший брат прп. Сергия Радонежского. С того времени до сорокалетнего возраста св. Алексий неустанно трудился, постился, молился каждую ночь и упражнялся в других иноческих подвигах, так что многие удивлялись такой ревности и почитали его за богоугодную жизнь. За многие добродетели он был поставлен епископом г. Владимира.
Когда преставился митрополит Феогност, патриарх Константино-польский Филофей поставил св. Алексия митрополитом Киевским и всея России. По возвращении из Царьграда святой принял на себя управление Русской Церковью и еще более стал подвизаться, к одним подвигам прилагая другие, и был светильником для всех, подавая пример словом и делом, верой и любовью.
Слава о свт. Алексии распространилась не только между христианами, но даже и среди неверных магометан, которые не знали Христа. В то время супруга хана татарского Джанибека Тайдула уже три года как лишилась зрения. Слыша, что Бог творит многие чудеса по молитвам св. Алексия, Джанибек послал к великому князю Московскому Димитрию Иоанновичу с просьбой прислать к нему этого человека Божия, чтобы по молитве его Бог даровал царице прозрение. При этом Джанибек добавил: «Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю».
Когда прошение Джанибека пришло в Москву, св. Алексий огорчился, считая это делом выше своих сил. Но, по просьбам великого князя Димитрия, все-таки отправился к хану Джанибеку. Перед отъездом из Москвы он совершил с духовенством молебен в соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы. Во время пения свеча у раки с мощами свт. Петра, митрополита Московского, зажглась сама собою, и все видели это чудо. Из этого св. Алексий понял, что путешествие его будет благополучным. Взяв некоторую часть воска от той свечи и изготовив из него малую свечу, святитель вместе со своим клиром стал готовиться в дорогу, твердо уповая на милость Божию. Когда св. Алексий приближался к столице татар, Джанибек вышел навстречу ему и с великой честью ввел в свои палаты. Святитель, начав молебное пение, повелел возжечь ту малую свечу, которую он взял с собой. После продолжительной молитвы он окропил священной водой царицу, и та тотчас прозрела. Хан со своими вельможами и все бывшие там удивились дивному и славному чуду и воссылали хвалы Богу. Почтив Алексия и бывших с ним и щедро наградив, Джанибек отпустил всех с миром.
Свт. Алексий занимался устроением иноческих обителей. Так, он построил на берегу реки Яузы храм во имя Господа нашего Иисуса Христа, в честь Нерукотворенного Его Образа, устроил при этом храме монастырь и ввел в нем общежительный Устав. Игуменом в новой обители стал Андроник, ученик прп. Сергия Радонежского. Кроме этого свт. Алексий построил и другие церкви и монастыри в Москве и других русских городах. Им построено в Москве каменная церковь во имя святого Архистратига Михаила, в честь славного Чуда его, бывшего в Хонех, и устроен монастырь, доныне именуемый Чудовым. В этом монастыре святитель завещал положить после кончины его тело. Много других дел, достойных памяти, славных и дивных, совершил свт. Алексий во славу Божию и добре пас свое словесное стадо до самой своей кончины.
Узнав о своем отшествии ко Господу, святитель совершил Божественную литургию и причастился Святых Христовых Таин. Пожелав всем пребывать в мире и воздав последнее целование, он спокойно предал Господу свою душу 12 февраля 1378 г. С подобающей честью тело его было погребено в созданном им храме во имя Архистратига Михаила в приделе Благовещения Пресвятой Деве. Спустя много лет были обретены святые и многоцелебные его мощи нетленными. Даже ризы на почившем святителе были совершенно целы, как будто их надели накануне. Святые мощи были перенесены в церковь, построенную во имя свт. Алексия в Чудовом монастыре. С 1947 г. мощи святителя покоятся в Богоявленском соборе Москвы. От них и доныне подается святыми его молитвами помощь и исцеления всем с верою к ним припадающим.
Святые сестры
Прпп. Иулиания и Евпраксия были младшими родными сестрами по плоти свт. Алексия, митрополита Московского. Всего в семье было семеро детей. Но на трудный монашеский путь вслед за старшим братом встали только Ульяна и Иулия. В детстве сестры любили душеспасительное чтение, отличались скромностью. В юности по благословению матери и брата пришли в монастырь, где приняли постриг: Ульяна в честь мц. Иулиании Никомидийской, Иулия – с именем Евпраксия, в честь прп. Евпраксии, девы Тавеннской.
Самостоятельных женских обителей в Москве в то время не было, монастыри разделялись на мужскую и женскую половины, находясь в единой ограде. Но Иулиания и Евпраксия знали о том, как устраивались древние обители Византии. Так у них зародилась мысль основать отдельную женскую обитель. Любовь к брату побудила посвятить обитель его небесному покровителю – прп. Алексию, человеку Божию.
Недалеко от Кремля, близ Москвы-реки, находились владения принадлежавшие московским митрополитам. Часть этих земель была покрыта лесом, а большую часть занимали луга с сенокосами, отчего само урочище называлось Остожье, Стоженец, Остоженка. На этом-то месте, принадлежавшем свт. Алексию по праву митрополита Московского, его благословением и иждивением в 1360 г. был основан в Москве первый женский монастырь. Первый деревянный храм обители был освящен во имя прп. Алексия, человека Божия, почему и именовалась обитель Алексиевской. Позднее была построен соборный храм в честь Зачатия св. прав. Анной Пресвятой Богородицы. По соборному храму монастырь стал именоваться Зачатьевским. А по старшинству над возникшими вслед за ним в Москве другими женскими обителями – стародевичьим. Монастырь имел общежительный Устав, по примеру Лавры прп. Сергия Радонежского, славился строгостью жизни и добродетельностью насельниц и послужил образцом для устройства других женских обителей. Первой игуменией в нем, по благословению свт. Алексия, стала Иулиания. Верной помощницей прп. Иулиании была ее сестра монахиня Евпраксия. Преподобные матушки всегда были готовы оказать помощь голодным, убогим, обездоленным – всем, кто приходил под кров святой обители. Во время бед на земле Русской становились они утешительницами, молитвенницами, кормилицами страждущих и болящих. Так, оказывая любовь ближним, в кротости и смирении преподобные сестры соделывали свое спасение. Все труды по устроению обители они несли вместе. 3 мая 1393 г. игумения Иулиания отошла ко Господу. Через год умерла и ее сестра монахиня Евпраксия. 16 мая 2001 г. основательницы монастыря были канонизированы как местночтимые святые, а в 2008 г. прославлены в лике общецерковных святых.
В годы гонений и сегодня
В 1925 г. обитель была закрыта, насельницы изгнаны, святыни преданы поруганию. В 1934 г. собор и колокольня были взорваны, другие храмы и строения разрушены или перестроены. На месте собора была построена школа.
Ныне древняя обитель восстановлена – в самом центре Москвы, недалеко от храма Христа Спасителя, находится, как и раньше – Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. Возле входа в него гостей встречает бронзовая фигура свт. Алексия, митрополита Московского. В главном соборе обители покоятся мощи прпп. Иулиании и Евпраксии – основательниц монастыря.
Одной из главных святынь Зачатьевской обители является чудотворная икона Божией Матери «Милостивая» (XVIII в). Монастырское предание связывает эту чудотворную икону с образом Богоматери «Милостивая-Киккская» (по-гречески – «Елеуса», что означает «источник милосердия»), написанным, по преданию, святым евангелистом Лукой и находящимся на острове Кипр в Киккском монастыре. В Зачатьевском монастыре, кроме чудотворного образа «Милостивая», есть много и других святынь. Среди них – старинный монастырский образ Зачатия св. прав. Анной Пресвятой Богородицы. Святые и праведные Богоотцы Иоаким и Анна особенно почитаются в монастыре. В народе он особенно прославился как место, где Божией благодатью подается помощь в чадородии. С древних времен сюда приходили люди разных сословий молиться о даровании чад (посещали святую обитель и бездетные супруги царь Феодор Иоаннович и царица Ирина Годунова).
В настоящее время в обители ежедневно совершаются богослуже-ния. Каждый день в обитель приходят паломники с благодарностью – у многих по молитвам к Божией Матери «Милостивая», свв. и прав. Иоакиму и Анне и основательницам монастыря прпп. Иулиании и Евпраксии после долгих лет неплодства рождаются чада, восстанавливается мир в семье, находится работа, устраивается личная жизнь. Общежительный устав, благоговейное богослужение, благочестие первоначальниц обители, их преданность молитвенному подвигу и делам христианского милосердия стали основанием для уклада жизни обители на многие века. Сейчас в обители подвизается 22 насельницы, во главе с игуменией Иулианией (Каледа).
Подготовила Ольга Урядова