«Святоотеческое сито»

«Учение св. отцов Восточной Церкви – верно: оно – учение Святого Духа… Держитесь этого учения! Оно будет руководить вас к блаженной вечности» (св. Игнатий Брянчанинов).

Выражение «святоотеческое сито» принадлежит известному афонскому святому – старцу Паисию Святогорцу. Старец Паисий нам советует: всё, что увидено, услышано, прочитано (из связанного с нашей верой), «просеивать» через это «сито». Великое благо, что такое «сито» у нас сейчас есть – творения святых отцов Православной Церкви всем доступны. Они (отцы и творения) помогут нам не заблудиться в окружающем нас, далеком от христианских идеалов мире.

Ниже мы приводим небольшой по объему, но важный по содержанию святоотеческий текст. Его автор, свт. Феофан Затворник, напоминает нам – современным «теплохладным» христианам, что «индифферентизм» (в переводе на русский – «безразличие») в вопросах веры недопустим. Святитель относит его к «грехам против веры».

Из сочинений свт. Феофана Затворника ( 1894): «Грехи против веры. Индифферентизм (безразличие)»

Против долга, иметь единую истинную веру, грешат индифферентисты, кои содержат и проповедуют, что всё одно, какую ни имей веру, только имей. Всякая пригожа и приведет к своему назначению, христианская ли это, или не христианская. Как груба погрешность здесь, видно из того, что сказано в подтверждение необходимости иметь единую истинную веру. Тут еще приложить должно, что после того, как Сам Бог научил людей приближаться к Нему, Сам приходил, воплотился, страдал и умер, ниспослал Духа и столько чудес делал для утверждения веры, подвиг небо и землю, после всего сего говорить, что всё равно, сию ли веру держать, или другую, означает не только безумие крайнее, в коем истину ставят наравне с ложью, но и нечестие, в коем наводится некоторый укор на человеколюбивого Бога, будто излишне расточал милости и… будто не единая та вера, которую Он объявляет единою. Индифферентизм есть сверх того язва рода человеческого. Если одна только вера ведет ко спасению, так что все иноверия не спасают, а влекут за собою пагубу, то кто удерживает в них, не губит ли всех, кого удерживает? Когда свирепствует мор, и искусный врач изобретет единственное врачевство, то всякий уверяющий: ничего, и то-то лекарство хорошо, губит всех, кои его послушают. Таков индифферентизм. Он расслабляет и убивает дух. Содержащий его почти то же, что безбожник…

Все сии укоры падают и на того, кто говорит: всё равно, лишь бы была христианская вера, а то какая ни будь. Откуда эта мысль? Апостолы с такой ревностию заботились о единомыслии, так деятельно старались восстановить его, когда оно как-нибудь нарушалось, так строго вооружались против разномыслящих, что определили им отлучение, а ныне вошло в обычай говорить:  всё равно, лишь бы христианская, хоть бы то была и ересь? Как же Господь говорил: аще Церковь преслушает, буди тебе яко язычник и мытарь (Матф. 18, 17)? И потом как же Церковь во всё свое продолжение так сильно ратовала и вооружалась против всех разномыслящих?..

Из Слов старца Паисия Святогорца ( 1994)::

Работает диавол, но и Бог работает и зло обращает на пользу, так чтобы из него получилось добро… Над всем и над всеми Бог, Который управляет всем и посадит каждого на скамью подсудимых дать ответ за содеянное, в соответствии с чем каждый и воздаяние от Него получит. Будут вознаграждены те, кто в чем-то поможет добру, и будет наказан тот, кто делает зло. Бог в конце концов расставит всё по своим местам. Но каждый из нас даст ответ за то, что он сделал в эти трудные годы…

Сегодня стараются разрушить веру и, для того чтобы здание веры рухнуло, потихоньку вынимают по камешку. Однако ответственны  за это разрушение мы все: не только те, кто вынимает камни и разрушает, но и мы, видящие, как разрушается вера, и не прилагающие усилий к тому, чтобы ее укрепить. Толкающий ближнего на зло даст за это ответ Богу. Но даст ответ и тот, кто в это время находился рядом и не противодействовал этому…

Подготовила Людмила Кузнецова, 5 марта 2020 год