Святоотеческая проповедь

  Св. Иоанн Златоуст: «Христос со мною! Чего я устрашусь? Его Евангелие в руках моих – посох, на который я опираюсь. Вот где мое прибежище, вот мирная пристань душе моей. Бури, на меня воздвигнутые, море, на меня низвергнутое, неистовства государей и сильных мира… Всё это для меня не более паутины. <…> Есть одно только зло – это грех, и нет другого блага, кроме добродетели…»

Св. Иустин Попович. Из проповеди в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня – малая Великая Пятница, вторая Великая Пятница. Ибо сегодня погублен наибольший из всех рожденных женами… Смотри, безумные люди убивают величайшего между праведниками. Он мешает им? Да, мешает развратному царю Ироду и распутной Иродиаде. Правда Божия и Истина Божия мешают беззаконникам, мешают убогим, мешают всем, одурманенным разными страстями. Разве и сегодня христоборцы не кричат: Распни, распни Его! Разве и сегодня христоборцы не требуют главы Иисуса из Назарета? Его главы требуют, а тем более главы Иоанна Крестителя.

Что это? Неужели этот мир превратился в сумасшедший дом? Люди не хотят Бога, не хотят наибольшего праведника в этом мире. Кого вы хотите? Кого желаете? Кем Вы Христа замените?  Кем замените святого Иоанна Крестителя? Собою?! О, моль! О, букашки смертные! <…> Да, люди, слепые умом, слепые душой, не видят и не хотят видеть того, что в этом мире человек, истинный человек, не может продержаться без Бога. Почему? Потому что мир сей полон иродов, полон фарисеев. Ироды требуют главы Иоанна Крестителя, ироды требуют главы всех праведников, а фарисеи, лживые книжники, лживые мудрецы мира сего, требуют смерти Богочеловека Христа. <…>

Почему Спаситель так возвеличил святого великого Иоанна Крестителя, как никого из людей? Потому, братья, что св. Предтеча в себе, в личности своей, вместил все добродетели неба, все добродетели всех пророков, всех апостолов, всех мучеников, всех Ангелов небесных, всех исповедников. <…>

Мы сегодня, прославляя этого великого и славного первого апостола, первого мученика, первого евангелиста и Предтечу всех  от века истинных христиан, поклоняемся его радостному страданию за истину Христову и его святому Евангелию, святому апостольству, святому мученичеству. Смотри, уже две тысячи лет тот, который допустил, чтобы его усекнул беззаконный царь, творит бесчисленные чудеса в земном мире… Две тысячи лет он непрестанно чудотворит всем душам, обращающимся к нему с молитвой…

О, пусть бы его святые молитвы вознеслись и сегодня, и завтра, и всегда, и возносились бы за нас, христиан, и за всех людей мира сего, чтобы всех Господь привел к покаянию, всех помиловал, всех спас…

Св. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. Из «Слова о двух пирах»

Ныне перед мысленным взором нашим – два пира, о которых говорят нам евангельские чтения. Один пир, описанный в притче (см.: Мф. 22, 1–14), устраивает царь, полный доброжелательства и милости. Однако званные на него не пришли, когда пир был готов.  Они предпочли заняться кто куплей, кто своими хозяйственными делами, иные же, схватив посланных, оскорбили и даже убили некоторых…

Так на этот пир было много званных, но мало оказалось избранных, принявших участие в вечери. Другой пир не приточный, а действительный. То пир беззаконного Ирода (см.: Мф. 14, 1–12). Повидимому, на него никто из званных не отказался прийти, все были одеты празднично и наслаждались вдоволь. Он проходил в пьянстве, разгуле, не сдерживаемом стыдом и совестью, и закончился величайшим преступлением, убийством Иоанна Крестителя.

Те два пира – образы двух порядков жизни, двух родов наслаждения. Первый – образ духовного пира, духовного наслаждения. Он устраивается Господом. Тот пир – Церковь Христова. Мы приглашаемся на этот пир, когда призываемся к участию в богослужениях, особенно Божественной литургии и Причащению Божественных Тела и Крови Христовых, к деланию добра, вниманию и трезвению.

Мы отказываемся идти на этот пир, когда не приходим на церковные службы, когда вместо добра делаем зло, когда предпочитаем житейские заботы и удовольствия Божественной жизни. Мы приходим не в брачной одежде, когда вносим чуждое, греховное настроение в ту жизнь.

Каждый из нас много раз в день приглашается на тот пир и отказывается каждый раз, когда плотское и греховное предпочитает духовному и Божественному. На пир Ирода мы тоже приглашаемся многократно в день. Мы часто сразу не замечаем, что нас искушает зло. Грех начинается всегда с малого. Ирод иногда даже с удовольствием слушал Иоанна Крестителя, он внутри сознавал греховность своего поступка, но не боролся со грехом и дошел до убийства величайшего праведника.

Мы идем на скверный пир Ирода каждый раз, когда вместо добра выбираем зло, плотские, греховные наслаждения, немилосердие, невнимательность к своей душе… Начав с малого, уже трудно остановиться, и если затем вовремя не опомниться и не употребить усилия над собой, можно дойти до величайших грехов и преступлений, за которыми последуют вечные мучения.

28 августа 2018 года