Характерным примером синтеза христианского учения с греческой философией служит первый христианский философ св. Иустин Философ-Мученик (ок. 100 – 165 гг.). Он изучил различные направления греческой философии: стоиков, аристотеликов, пифагорейцев, платоников.
После пробы трех философских школ – стоиков, перипатетиков, пифагорейцев, – он принимает платонизм: «Сильно восхищало меня Платоново учение о бестелесном, и теория идей придавала крылья моей мысли; в скором времени, казалось, я сделался мудрецом, и в своем безрассудстве надеялся скоро созерцать самого Бога, ибо такова цель Платоновой философии».
Однако в итоге Иустин крестился. Он говорит, что «семена христианства» существовали в греческой философии еще до воплощения Христа. Это позволяет ему утверждать, что многие греческие философы (включая Сократа и Платона) были «христианами до Христа».
Перейдем к психологическим воззрениям Иустина Философа, а точнее, к его ноологии. Во второй трети II века Иустин Философ говорит о душе человека как части Господнего ума, τοῦ βασιλικοῦ νοῦ μέρος. Заметьте, в приведенной цитате сочетание трансцендентности и имманентности ума Господа. Св. Иустин использует термин νοῦς для обозначения «ока ума», созерцающего духовное (сверхчувственное) Бытие – Бога, – и являющегося средством общения с Богом (Умом в древнегреческой терминологии): «Платон говорит, отвечал я, что око ума таково и для того дано нам, чтобы мы могли посредством него, когда оно чисто, созерцать то истинно Сущее, которое есть источник всего того, что постигается умом…».
Т.е. понятие ума-нуса у Иустина отождествляется с понятием духа-пневмы у апостола Павла. Характерно, что, принимая платоническое учение об уме, Иустин отвергает учение Платона о метемпсихозе-реинкарнации (визитную карточку «орфико-пифагорейской психологии») на том основании, что душа, переродившаяся в другом теле, лишается сознания своих прежних дел и, соответственно, не получает нравственного возмездия. Таким образом, во II веке в среде христианских апологетов происходит переопределение самого содержания философии, приведшее к наполнению новым смыслом многих философских понятий и концепций.
Алексей Клецов, кандидат физико-математических наук, магистр богословия