Святое Таинство Покаяния

str3-1Неисчерпаемым источником Божественной благодати, без которой невозможна христианская жизнь, являются церковные Таинства. Существует семь Таинств, каждое из которых имеет свою духовную силу. В их числе – Таинство Покаяния. В нем христианин получает освобождение от грехов и благодатные силы для борьбы со грехом.

Ты грешник? Войди в церковь, скажи: «Я согрешил» и загладь свой грех.

Свт. Иоанн Златоуст

«Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом» (Свт. Филарет Московский. Православный катехизис).

Власть прощать грехи имеет только Бог. Как повествует Евангелие, эту Божественную власть Господь Иисус Христос обещал дать апостолам, сказав им: что… свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18,18). И действительно даровал им ее (а через них и всем их преемникам – епископам и священникам Христовой Церкви), подав им Святого Духа: Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22–23).

Грех, являясь нарушением законов жизни, установленных Богом, отделяет человека от Бога – источника жизни и добра, и соединяет с диаволом, злом, смертью. Таинство Покаяния выводит христианина из этого бедственного положения.

Духовное врачевство

Покаяние – лекарство от всякого… греха… Своей святою силою оно разрушает ад в человеческой душе и переводит ее в рай.

Прп. Иустин Попович

В Православной Церкви грех рассматривается прежде всего как болезнь – заболевание души. Уврачевание человека, восстановление здоровья его души – цель Таинства Покаяния. Не случайно в чинопоследовании Таинства есть слова: «Пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». При этом священник не судья и обличитель, а, по преимуществу, врач. Исповедь для него – момент оказания духовной врачебной помощи. «Смело открывай ему тайные грехи, как сокрытые раны врачу. Он позаботится… о твоем здравии», – призывает свт. Григорий Нисский.

Что требуется от кающегося

Чтобы действительно получить прощение грехов через Таинство Покаяния, христианин должен искренне и с сокрушением каяться в своих грехах, исповедать их священнику, иметь решительное намерение исправиться и быть уверенным в милосердии Божием. Таинству должна предшествовать подготовка, когда человек проходит самоиспытание – в свете Слова Божия выявляя в себе всё то, что требует исправления. Действенными помощниками в этом служат пост и молитва. Полезно помнить святоотеческую заповедь: «Самоосуждение есть начало спасения». В соответствии со словами Евангелия: Прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37), необходимо простить всех обидчиков, а также по возможности попросить прощения у всех обиженных.

Совершение Таинства

Священник износит из алтаря крест и Евангелие и полагает их на аналой в месте совершения Таинства. Главный момент Таинства – исповедь греховных дел и помышлений – предваряется чтением молитв. Они носят покаянный характер и призваны помочь исповедующемуся осознать высочайшую ответственность дела, ради которого он сейчас подойдет к аналою. Завершаются молитвы обращением к кающемуся: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…», в котором подчеркивается, что исповедь принимает Сам Господь Бог; священник при этом – свидетель.

Звучит Символ веры, и начинается исповедь кающегося. Исповедующийся должен четко и раздельно называть свои прегрешения, избегая общих фраз: «Грешен во всём» и т. п., без ссылок на других лиц и смягчающие обстоятельства, обличая себя, а не оправдывая. Приняв исповедь и дав кающемуся необходимые наставления, священник в молитве просит Бога о прощении исповеданных согрешений, о примирении и соединении кающегося с Церковью, накрывает голову его епитрахилью и читает разрешительную молитву. Приклонение в этот момент главы кающегося знаменует его преданность милости, правосудию и воле Божиим. Целование креста и Евангелия совершается в знак примирения с Богом и искренности данных Богу в присутствии священника обетов об исправлении жизни.

Преподание разрешения означает полное отпущение исповеданных грехов. Если священник считает невозможным немедленно отпустить грехи исповедника вследствие их тяжести или нераскаянности, то разрешительная молитва не читается.

Спрашивают:

«Зачем нужно идти к священнику и говорить о грехах, если можно каяться в душе Богу?»

Ответ: Господь дал власть прощения грехов не мысленному исповеданию человека самого по себе, а особо уполномоченным на это людям – пастырям Христовой Церкви. Вне церковного Таинства Покаяния человек, даже если он сожалеет и сокрушается о своих согрешениях, разрешения от них получить не может.

Сщмч. Киприан Карфагенский: «Прошу вас… да исповедует каждый свой грех, доколе согрешивший находится еще в сей жизни, когда исповедь его может быть принята, когда… отпущение, совершаемое священником, угодно пред Господом».

Подготовила Людмила Кузнецова