История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря насчитывает более 500 лет. На протяжении этого времени монашеская жизнь в обители не прекращалась. И в наши дни монастырь привлекает многочисленных паломников не только своими святынями и богатой историей, но и живым опытом православного подвижничества и старческого окормления.По преданию, первоначально на месте обители жили выходцы из Киево-Печерской обители. Летопись сохранила имя «начального инока» прп. Марка. Датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 г., когда была освящена Успенская церковь, выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца. Ее выкопал священник Иоанн, переехавший с женой Марией и детьми из Юрьева-Ливонского (ныне г. Тарту) во Псков. Здесь он впервые услышал о «Богом зданной пещере» и решил обосноваться в этом месте. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, почувствовав приближение смерти, приняла монашеский постриг с именем Васса. Таким образом, она стала первой постриженицей обители. По смерти супруги о. Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Так было положено начало прославленной обители.
Монастырь постоянно подвергался нападению лифляндцев, производивших многие разрушения. Только через полвека, при игумене Дорофее, вновь поднялась и расцвела обитель: в начале 16 в. была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1521 г. монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери с житийными клеймами.
К концу 20-х гг. 16 в., при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского монастыря, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском храме.
Преподобномученик Корнилий
Настоящий расцвет обители связан с именем прмч. Корнилия, избранного настоятелем монастыря в 1529 г. Он с юности стремился к иноческой жизни, образование получил в Мирожском монастыре г. Пскова. Постриг святой принял в Псково-Печерском монастыре. Здесь св. Корнилий поселился в убогой келье, спал на досках, покрытых сермягой. Все свое время он посвящал полезному труду и молитве.
После избрания настоятелем игумен Корнилий ввел в обители монашеское общежитие. Полный христианской любви к ближним и к братии обители, св. Корнилий подавал им пример истинного подвижничества не только словом, но и делом. Число братии при нем увеличилось с 15 до 200 человек.
В это время усилилась проповедь христианства среди жившей вокруг монастыря чуди, эстов и сету. Св. Корнилий заботился о просвещении и благоустройстве их жизни, наделял землей и защищал от врагов.
С 1558 г. поле деятельности св. Корнилия расширилось в связи с тем, что Иоанн Грозный начал войну с ливонскими немцами, образовавшими Ливонский рыцарский орден — полудуховное, полувоенное общество, стремившееся низложить Православие. Настоятель Псково-Печерского монастыря принял самое деятельное участие в оказании помощи Отчизне. В качестве миссионера прп. Корнилий шел в завоеванные города, проповедовал там христианство силою слова и примера, строил храмы. Очень много способствовали обращению в Православие и чудеса, источаемые главной святыней обители — иконой Успения Божией Матери.
Несмотря на свою занятость после назначения игуменом, прп. Корнилий находил время и для литературной работы. В 1531 г. в окончательной редакции вышел его труд под названием «Повесть о начале Печерского монастыря…» Игумен Корнилий был для 16-го столетия удивительно культурным человеком, большим знатоком и любителем книг. В монастыре была собрана солидная для того времени библиотека, непрестанно пополнявшаяся. В период своего управления монастырем прп. Корнилий учредил при обители иконописную мастерскую (а также столярную, кузнечную, керамическую и другие хозяйственные мастерские), задачей которой являлось распространение икон среди новообращенных — жителей этого края.
Для защиты Псково-Печерской обители игумен Корнилий решил построить вокруг монастыря большую каменную ограду. Обитель превратилась в грандиозное оборонительное сооружение. Последующие в истории монастыря события доказали мудрую прозорливость прп. Корнилия. В 1581 г. обители пришлось обороняться от войск Стефана Батория. Несмотря на сильный натиск неприятеля, монастырь устоял.
За свою ревность к славе святой обители и к благу ближних, за постоянное неутомимое усердие игумен Корнилий много пострадал от клеветников и погиб от руки Иоанна Грозного. Произошло это из-за построения вокруг монастыря каменной ограды. Вероятно, царь, увидев надежную каменную крепость, разгневался и заподозрил измену. Когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом, царь, заранее разгневанный на него, своей рукой ссек ему голову, но тотчас же раскаялся и, подняв тело святого, на своих руках понес его в монастырь. Обагренная кровью прп. Корнилия дорожка, по которой царь нес безжизненное тело к церкви Успения, в память этого события названа «Кровавым путем».
Тело игумена Корнилия было положено тогда в стене «Богом зданной пещеры», вместе с его предшественниками, где пребывало 120 лет. В 1690 г. Маркелл, митрополит Псковский и Изборский, со священным собором перенес мощи прп. Корнилия из пещеры в соборную Успенскую церковь и поставил их в новом гробе в стене. Память святого отмечается 5 марта (20февраля по ст. ст.).
Прп. Корнилий много послужил возрождению Псково-Печерской обители. Его управление возвысило значение монастыря и как оплота славянства перед тевтонской силой, и как центра христианского просвещения. Игумен Корнилий был для Псково-Печерского монастыря тем же, чем Феодосий для Киево-Печерского монастыря, – и при том, и при другом обители достигли расцвета.
Дальнейшая история обители
В начале 17 в. монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах. В 1703 г., благодаря укреплениям обители, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир (1721 г.) отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонной миссии Псково-Печерского монастыря.
В 1812 г. Русской земле вновь угрожал завоеватель. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк. Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда по просьбе псковичей в город принесли из монастыря иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление», хоругвь с образом Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк.
В 20 в. монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древние традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Молитвами Пречистой Богородицы Псково-Печерская обитель была по договору 1922 г. отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 г., чем и была спасена от всеобщего разорения и осквернения.
В тяжелое время Великой Отечественной войны обитель возглавлял игумен Павел (Горшков). После освобождения Печор он был арестован, осужден на 15 лет и скончался в тюремной больнице в возрасте 80 лет. Многие годы туристам, посещавшим монастырь, рассказывали о его мнимом сотрудничестве с гитлеровцами. Лишь спустя 52 года игумен Павел был реабилитирован. Тогда, в первый год войны, братия не случайно выбрала его своим наместником. Благодаря избранной им тонкой и умной линии поведения с фашистами, сохранилась обитель со всеми ее святынями, сохранилась братия. При этом игумен находил возможность помогать русским партизанам и военнопленным.
Заботы по приведению в порядок монастырского хозяйства в послевоенные годы во многом пришлись на долю архимандрита Пимена, наместника обители с 1949 по 1954 гг., впоследствии ставшего Патриархом Московским и всея Руси. Его труды были продолжены архимандритом Алипием – воином и художником (1959-1975 гг.).
Монастырские старцы
Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Одним из таких светильников веры православной был прп. иеросхимонах Лазарь, подвизавшийся затворником в конце 18 – начале 19 вв. При посещении Печерской обители семьей Государя Николая II последний имел духовную беседу с подвизавшимся тогда в монастыре старцем Феодосием. Более 60 лет служил Богу и людям иеросхимонах Симеон (Желнин), духовно окормлявший не только монастырскую братию, но и многочисленных мирян – паломников, приходивших к нему за духовным советом. Схиархимандриты Агапий (Агапов), Пимен (Гавриленко) продолжили подвиг старческого служения в 60-е, 70-е гг. После Великой Отечественной войны в Псково-Печерскую обитель приехали старцы с Валаама. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Лука (3емсков) и другие старцы стали как бы духовным мостом, соединяющим Старый Валаам и святую Печерскую обитель.
Широко известно имя недавно почившего старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина), на протяжении нескольких десятилетий духовно наставлявшего многочисленных наших соотечественников. Из наиболее известных и популярный книг, составленный по его беседам и письмам, можно назвать следующие: «Опыт построения исповеди», «Проповеди, размышления, поздравления», «Настольная книга для монашествующих и мирян», а также сборник «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)».
Пещеры, Богом созданные
Псково-Печерский монастырь является не только великой святыней русской земли, но и выдающимся историко-культурным памятником. Особым почитанием пользуются монастырские Святые пещеры. Вход в пещеры – рядом с Успенским собором. Над входом восстановлена древняя надпись: «Богом зданные пещеры». В нише, при входе в пещеры – гроб прп. Вассы. Слева, в помещении наподобие часовни, – гробницы прпп. Марка, Ионы, Лазаря.
От входа идут семь подземных галерей, так называемых «улиц», которые в разные времена удлинялись и расширялись. Есть основания полагать, что там захоронено более 10 тысяч человек. В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды – ценный исторический памятник псковского края. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, давшего Русской Православной церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Погребали здесь и архиереев, в их числе – выдающийся православный иерарх митрополит Вениамин (Федченков). Незадолго до начала Великой Отечественной войны в пещерах восстановлен храм Воскресения Христова.
В настоящее время архимандрит Тихон (Секретарев), наместник монастыря с 1995 г., продолжает благочестивую традицию своих предшественников по сохранению монастырского устава и благоустройству и украшению обители.