Свято-Троицкий собор – наш общий дом

2015-08-28-96Создать из прихожан Свято-Троицкого собора большую, крепкую и надежную семью – мечта нашего ключаря отца Николая Генсицкого. И поскольку отец Николай человек очень деятельный, эта мечта уже начала активно воплощаться в жизнь. О том, как это происходит, батюшка рассказывает сегодня читателям «Троицкого листка».
Формат настоящего прихода – это люди, которые чувствуют себя ча-стью общины, ассоциируют себя с конкретным храмом. Мы знаем, что до революции было административно-территориальное деление по приходам. Ходили друг другу в гости – один приход к другому. Сознавали себя семьей, объединенной верой в Бога и храмом.

Когда-то меня очень заинтересовали слова апостола Павла о том, что семья – малая церковь. Я стал размышлять: а что такое большая Церковь? Это ведь тоже семья. И приход – очень подходящее место для сближения, объединения людей.
Кто-то может подумать, что вот есть храм, в нем много народа, я мо-люсь, другой молится, мы друг другу не мешаем – и хорошо. Но задача, которую я ставлю перед собой и духовенством собора, чтобы наш приход стал семьей, где всё по-другому. В настоящей семье все очень тесно, не получается отталкиваться друг от друга, провести везде границы. В семье они должны быть преодолены любовью. Что такое хорошая семья? Это постоянное внимание друг к другу, взаимопомощь, несение тяжестей другого, более слабого. Вот эту любовь и множество понятий, обозначающихся словами с приставкой взаимо-, и нужно привнести в жизнь прихода. Тогда он станет семьей.

Современный мир устроен так, что каждый стремится как можно меньше зависеть от другого. Этот дух, к сожалению, проникает даже в семьи. Посмотрите хотя бы, сколько у детей игрушек – своих собственных, а не общих с другими детьми. Их не берегут для младших, просто выкидывают, как и учебники, портфели, одежду… Своя комната, свой компьютер, даже свой автомобиль. Все хотят иметь свое личное, свято оберегаемое пространство. На самом деле такая независимость – просто гордость. Нежелание просить кого-то. И это начинает воспитываться уже с детских лет в семье.

А как такому человеку просить чего-то у Бога, осознавать свою абсо-лютную зависимость от Него? Как положиться на волю Божию, если ты боишься зависимости даже от своих близких и не желаешь быть ответственным за кого-либо?

Я считаю, что в семье прежде всего должно воспитываться чувство ответственности за другого: старший за младшего, сильный за слабого. Младшие должны донашивать одежду за старшими, играть в их игрушки. Причем, по моему мнению, это должно быть возведено в принцип, даже если семья хорошо обеспечена. Так воспитывается благодарность. Тогда приходит ощущение близости, прекрасной семейной зависимости друг от друга. Такая семья не развалится от внешних ударов. А иначе дети, вырастая, начинают чувствовать, что вот с этим коллективом под названием «семья» их ничего не связывает, они независимы, им легко уйти из дому. Мы сейчас наблюдаем эти процессы, такие ситуации возникают уже на каждом шагу. Это страшно. Родители страдают, теряя душевные связи со своими детьми. При этом не осознают, что сами старались вырастить независимого и самодостаточного человека, самоуверенного, жесткого. Таким образом всё наше общество перестает быть полноценным. Люди, его составляющие, перестают слышать друг друга, считаться с чужим мнением, взаимодействовать, договариваться, становятся такими «колючками», которые постоянно задевают и ранят друг друга.

Размышляя обо всем этом, я начал задумываться о том, как объединить разных людей вокруг прихода. Людей, не связанных друг с другом ничем, кроме общего желания спасения. Причем на приходе нет той базы, что есть в каждой семье, где постоянно возникают ситуации, которые в идеале должны сплачивать семью, воспитывать лучшие качества. На приходе все люди абсолютно независимы друг от друга. И вот это чувство взаимного внимания и ответственности нужно принести на приход, чтобы он стал большой семьей.

***

Какие-то шаги в этом направлении уже давно сделаны. Вот есть, ска-жем, воскресная школа – и появились точки соприкосновения между детьми, родителями, педагогами. Или, скажем, совместное чтение псалтири – очень связывает людей, делает их ближе. Традиция молитвы по соглашению за болящего или попавшего в трудную жизненную ситуацию делает людей почти родными. Кто молился хоть раз таким образом, тот знает.2015-07-05-1

Но для такого большого прихода, как наш, этого мало. Поэтому появмлась идея попытаться объединить людей еще и по возрастным группам. Так появилось молодежное общество. Это событие по времени почти совпало с предложением руководителя Епархиального молодежного отдела отца Кирилла Петровича создать такое общество при нашем Свято-Троицком соборе как главном храме города. Активнейшим образом в процесс становления молодежного общества включилась Елена Игонина, за что я ей очень благодарен.

И хотя Елена является прихожанкой другого храма, она с большим энтузиазмом взялась за дело. Мы разместили в храме объявление с сообщением о том, что при храме начинает работать Молодежное общество, Лена раздавала визитки прихожанам, а также своим друзьям и знакомым. Мы определили примерный список тем, которые хотели бы обсудить на наших встречах. И наше Общество начало свою деятельность.

Примерно первые три месяца мы говорили в основном на темы, которые наиболее интересовали молодых людей, большинство из которых не было еще воцерковлено и нуждалось в таких беседах. Говорили, например, о посте, о семейных отношениях, о богослужении и т.д. Но потом появилось осознание, что этого недостаточно, что необходим стержень, вокруг которого будет строиться жизнь нашего молодежного общества. Мы начали читать Евангелие. И это оказалось очень верным решением, приносящим большую пользу всем участникам этих бесед.

Мы читаем очередную главу Евангелия: кто-то из ребят читает на русском, потом я – на церковнославянском. В это время остальные следят по русскому переводу. Это нужно, чтобы ребята постепенно привыкали к языку богослужений. А потом довольно долго обсуждаем прочитанное, иногда спорим, главное, никто не остается равнодушным. А после чтения Священного Писания пьем чай. Регулярно и обсуждаем текущие вопросы. Приглашаем других батюшек, они проводят беседы на разные темы. Отец Михаил Беликов рассказал о богослужении, отец Александр Кузьмин провел беседы о сектах, отец Владимир Пархоменко – о семье. Все эти встречи вызвали живой интерес.

Ходим на экскурсии, в музеи, в кино, театр. Ребята очень сдружились, вместе праздники встречают, а до этого они были даже незнакомы.

У них очень много энергии, и они отдают свои силы нашему приходу с большим желанием. Участвуют в уборке территории, подготовке собора к праздникам: например, на Рождество помогли сделать вертеп. Небольшую праздничную постановку показали в детском интернате № 5, в одной из больниц. Еще они учатся участвовать в богослужениях в качестве певчих и чтецов, по воскресеньям самостоятельно читают акафист святым Петру и Февронии Муромским. И, что особенно ценно, – это их собственная инициатива.

Цель существования молодежного общества – воцерковление его членов и объединение вокруг прихода – семьи. И есть уже определенный результат – появились новые прихожане, люди, которые раньше в храм не ходили. Это, пожалуй, главный результат. И хотя есть определенная текучка, сформировался определенный костяк – это примерно 30 человек, которые нашли себя именно здесь.

В общении с ними мне очень помогает мое послушание в ЗАГСе. Каждый четверг я нахожусь там, и молодые пары, приходящие подавать заявление на регистрацию брака, имеют возможность поговорить со мной как со священником. Дело это, разумеется, добровольное и соглашаются на такую беседу примерно 20–30 процентов. Это новшество инициировано руководством ЗАГСа, и предполагается, что будущие молодожены после беседы с православным священником будут более ответственно и осмысленно относиться к своей будущей семье.

Эти беседы дают мне очень многое – ведь моя жизнь с самого рождения проходит в церковной среде, с такими же, как и я, православными воцерковленными людьми. Это накладывает определенный отпечаток на способ общения с окружающими. И вот общение с людьми внешними – уверенными в себе, якобы не нуждающимися в Боге, часто очень далекими от церковных представлений о жизни, мне очень помогает в молодежной работе.IMG_7490

Очень интересным и ценным оказался опыт участия в крестном ходе в Вавилов Дол. Всего один день мы с несколькими ребятами прошли, но это дало очень многое. Один из молодых людей, прежде далекий от Церкви человек, очень удивлялся всему, что увидел, особенно тому, что крестоходцы поют вслух молитвы, когда идут. Он даже как-то в стороне первое время держался, а потом вдруг его как бы осенило, и он влился в общее движение и пел громче всех. Теперь он один из самых активных прихожан, стремится во всё вникнуть, везде поучаствовать, помочь. Во время этой поездки мы с ребятами заехали в село Стригай Базарно-Карабулакского района и осмотрели там удивительный храм – большой, заброшенный, обросший какими-то кустарниками, очень красивый и необычный, как храмы на средневековых гравюрах. Эта встреча с храмом взволновала и поразила нас, заставила ребят задуматься о том, что было раньше на нашей земле и как могло случиться, что вся эта красота была разрушена, поругана нашими же предками. Решили летом снова приехать в Стригай, чтобы попробовать привести храм в порядок – всё, что получится сделать нашими силами.

***

Семья – это не только дети, люди молодого и среднего возраста, а еще – бабушки и дедушки. Пожилые прихожане – это значительная, важная часть прихода. Многие из наших бабушек – живая история Свято-Троицкого собора, свидетели его послевоенной судьбы. Кто-то посещает храм уже тридцать, сорок, пятьдесят лет. Есть и такие прихожане, кого еще маленькими детьми привели сюда родители аж в 1942 г., когда в Троицком соборе вновь начались богослужения после того, как он был несколько лет закрыт для верующих.

В определенный момент стало очевидным, что необходимо создать для наших дорогих бабушек и дедушек среду общения помимо богослужения. Причем надо понимать, что в катехизаторских беседах они особенно не нуждаются, так как уже давно воцерковлены, постоянно слушают проповеди, а волнующие их вопросы не стесняются задавать свя-щенникам.

Как часто это бывает в семьях, они обделены эмоциональным, душевным общением. Кто-то из них не имеет семьи, детей, внуков, а быть по-человечески одиноким в старости – это очень тяжело. И хотя наша социальная служба не обходит их вниманием, людям нужно что-то еще, то, что принято называть «роскошью человеческого общения».

Мы поставили себе такую задачу – познакомить наших бабушек и дедушек друг с другом поближе, дать возможность собираться вместе, например, отмечать именины за общим чаепитием. Слава Богу, появились активные помощники в этом начинании. Прошло уже несколько встреч, собиралось человек по тридцать, и, кажется, все остались довольны.

Конечно было бы неправильно, ограничиться только чаепитием, по-этому была открыта группа воскресной школы для взрослых. Желающие могут посещать беседы с о. Александром Степовиком. Он ведет цикл бесед, посвященных книге «Отечник» свт. Игнатия Кавказского, и, кстати, он уже отметил, что больше людей стало к нему приходить, затем по четвергам мы изучаем Псалтирь, и еще отец Михаил Беликов ведет беседы о богослужении по воскресеньям. Что очень важно, его беседы проходят прямо в храме, что позволяет сделать встречи более наглядными. И периодически, раз-два в месяц, мы будем встречаться за чаем. Может быть, это будут совместные просмотры старых советских фильмом с последующим обсуждением, будем приглашать на чаепития наших ребятишек из воскресной школы, чтобы они могли что-то спеть, сыграть на музыкальных инструментах, просто пообщаться со взрослыми.

Хочется, чтобы возникло душевное общение между разными возрас-тными группами. Ведь и молодые очень нуждаются сегодня в тесном контакте с мудрыми, многое видевшими и пережившими людьми. А наши бабушки и дедушки хотят общения с детьми и молодыми, ведь, как уже было сказано, не у всех есть свои семьи.

***

Вообще, как мне кажется, сейчас у Русской Православной Церкви на-ступает период «собирать камни». И численность воцерковленных людей должна перерастать в качество. У каждого православного человека должен появиться храм, который станет его вторым, а для кого-то и первым, домом. Молитвенно общаться с Богом можно в любом храме, но должно быть место, куда человека тянет душевно, по-человечески.

Такую атмосферу я часто видел в маленьких храмах, особенно в тех, где приход создавался постепенно вокруг батюшки, который был для прихожан что называется «первой любовью»: они вместе с ним росли, развивались, становились одной семьей. В этих маленьких приходах есть душа.

Конечно, в храмах, где сотни прихожан, многие из которых и не прихожане вовсе, а «захожане», создать нечто подобное сложно, но, с Божией помощью, всё возможно. Все мы помним, как при отце Пахомии в Троицком соборе образовалась настоящая приходская семья. Он привнес в жизнь прихода нечто новое, сумел организовать вокруг себя людей, дать им понять, что всё это делается для них, а все вместе они ищут спасения, помогая настоятелю, поддерживая его и друг друга. Троицкий собор для многих стал тогда самым главным местом в жизни.

После того как отец Пахомий стал Епископом Покровским и Николаевским, приход видоизменился – часть его ушла вместе с Владыкой, часть распределилась по другим храмам. Впоследствии еще часть прихожан ушла за о. Александром Домовитовым. Но сейчас, кажется, настало время, когда на нашем приходе возрождаются традиции дружеского, родственного общения между прихожанами. И это очень радует.

Записала Елена Гаазе