Трёхсотлетний собор расположен в месте с которого город начинался. Он достопримечательность общероссийского уровня — самая старая церковь на несколько регионов. Строился на смене эпох и потому внутри он будто из Московской Руси, а с наружи 18 век – стиль «московское барокко».
А первую Троицкую соборную церковь построили здесь в 1674-1675 годах, сразу после переноса города на правый берег.
В 1723 году было завершено строительство колокольни, а в середине XVIII века на ней установили единственные в городе механические часы с боем. Со значительными перерывами эти часы работали до 40-х годов XIX века.
Собор больше ста лет был центром города и конечно свидетелем всех исторических событий Саратова. Запечатлен в качестве их фона художниками.
Постепенно храм ветшал, особенно пострадал от пожара 1774 года. А когда в 1786 году в стенах собора обнаружили сквозные трещины, губернатор получил архиерейскую грамоту митрополита Астраханского Антония с требованием разобрать Троицкий собор и приступить к строительству нового храма. Из-за вопросов безопасности. Но саратовцы требование не выполнили, так как храм был особо любим горожанами, и его только временно закрыли. Трещины не расширялись, поэтому решили просто укрепить стены. Но на реконструкцию были нужны не малые средства. В те годы в Саратове обосновался купец Михаил Адрианович Устинов, один из богатейших в стране. Между собором и Волгой он построил свой особняк.
И спас собор! Из своих средств выделил деньги на укрепление здания каменными контрфорсами и устроение в обоих храмах иконостасов. Для того, чтобы облагородить эти вынужденные усиления стен, над контрфорсами построили крытую галерею.
Поднимемся на галерею. Во время реставрации в нулевые здесь было воссоздано мозаичное покрытие пола.
А тогда, в 19 веке, переделан западный фасад. И храм обрёл современный вид.
В XIX веке, под влиянием классицизма, фасад собора был украшен портиком с шестью колоннами. Они весьма органично вписались в московское, оно же нарышкинское барокко, в стиле которого был построен собор.
Гостинный двор был построен к западу от собора и просуществовал меньше ста лет. Вот рисунок лучше всего иллюстрирующий вид площади в 19 веке.
Город разрастался и уже в 1826 году был освящён новый Кафедральный собор во имя святого благоверного князя Александра Невского (снесен большевиками), а Троицкий собор превратился в обычную приходскую церковь. В 1872 году вокруг собора установлена ограда. Тогда собор и приобрёл практически тот вид, который имеет сейчас.
Для полноты картины тех времён — вид «сзади», со стороны особняка Устинова, который в 1828 году был приобретен епархией и использовалось для размещения семинарии.
В советское время, с 1972 по 1976 годы под руководством ленинградского архитектора Д. Е. Бабенкова купола собора были покрыты медью и позолочены. А вместо торговых рядов возвели здание управления Рязано — Уральской железной дороги. Теперь перейдем к собору.
Центральный фасад смотрит на юго-запад, но Московскую улицу.
В центре фасада расположен вход в нижний храм, справа и слева – два симметричных портала верхнего храма. Фасад венчает треугольный фронтон.
Здание колокольни, представляющее собой традиционный восьмерик на четверике, увенчанный восьмигранным шатром, вначале стояло совершенно отдельно и только во время ремонта 1837 года было соединено с храмом.
Изящество и легкость колокольне Троицкого собора придают окна в форме равноконечного креста с закруглениями на концах.
Зайдем в нижний, Успенский храм. Во время реставрации проведён капитальный ремонт внутреннего убранства. Храм стал значительно просторнее за счёт углубления пола.
Он состоит из трёх частей. Потрясающие росписи.
Иконостас:
Поднимемся в верхний храм. Он в других тонах.
Тоже из трех частей. Специально приходил фотографировать в конце дня, когда народу поменьше.
Иконостас на «втором» этаже с куполом.
На втором этаже народа почти не бывает (вне служб конечно). Многие люди просто не понимаю, что в храме две церкви.
Обойдем здание со стороны сада:
На галерею ведет красивая лестница:
Колокольня наклонена в сторону храма. Как в таких случаях говорят — наша Пизанская башня.
В начале 1930-х годов были закрыты все саратовские храмы, большинство из них было разрушено. В 1934 году был закрыт и Троицкий собор. Служащие в храме спасали (прятали), что могли. Вот такие сокровища были найдены при реконструкции в 21 веке:
Ему тоже грозило разрушение, но на защиту храма встали не только его прихожане, но и научная и культурная общественность города. Самыми усердными защитниками Троицкого собора стали ученые Саратовского университета, сотрудники краеведческого и художественного музеев. Собор спасли — в нём разместилось хранилище краеведческого музея, который в 1930 как раз переехал в особняк Устинова. Но недействующим храм был всего восемь лет.
Восстановление церковной жизни в Саратове произошло во время Великой Отечественной войны после назначения на Саратовскую кафедру епископа Андрея (Комарова), служившего когда-то в Саратове приходским священником.
8-го октября 1942 года в Троицком соборе были возобновлены регулярные богослужения. Настоятелем храма стал иеромонах Борис (Вик), ставший впоследствии правящим архиереем Саратовской епархии.
До конца 1980-х годов собор был одним из двух действующих саратовских храмов. До 2001 года он имел статус кафедрального.
В 2004 году началась капитальная реставрация храма. Тогда же заброшенный сквер вокруг отдали церкви и там организовали потрясающий сад.
С розарием.
А ведь многие были против — чё это церкви отдают общественный сквер…
Построена новая ограда храма. Внутри вдоль нее посадили туи.
Было:
Стало:
За несколько лет фасады храма были отреставрированы, воссоздан его исторический архитектурный облик. Утраченные элементы декора выполнены заново: наличники, сандрики, карнизы. Позолочены купола. А выступающие части фасада храма были покрыты медью: карнизы, контрфорсы. Учитывая воссозданные элементы декора архитекторами было предложено новое цветовое решение фасадов.
26 октября 2014 года во время визита в Саратов патриарх Кирилл огласил указ о присвоении Троицкому храму статуса кафедрального собора. 2 ноября 2014 года митрополитом освящён верхний храм. 26 октября 2016 года в соборе совершено таинство венчания и впервые в России за последние 99 лет — гражданская регистрация брака сотрудниками ЗАГС!
У храма есть свой музей, расположенный в административном корпусе.
Занимает всего две комнаты. Но экспонаты впечатляют!
Экспозиция строилась исходя из возможностей небольшого помещения. В одном зале экспонируются церковная утварь, облачения, иконы, литье, книги, представляющие художественную и историческую ценность.
Второй зал — документы и фото истории храма. Археологические находки.
Экспозиция «открытого хранения», поскольку некоторые предметы продолжают участвовать в богослужениях. Хронологические рамки экспонируемых предметов 16-21 вв. Среди книг под «кладом» октоих (богослужебная книга) 1582 года! Издана в Вильно.
Есть Евангелие 1698 года. Ровесник храма:
Облачение. Золотое шитье 19 века, перенесено на новую основу.
Есть экспонаты не связанные с собором, например редчайшая икона «Четыре Рождества» рубежа 18-19 веков. Её просто принесли в храм на утилизацию.
Или вот такой чертёж окрестностей Саратова:
Музей хоть и маленький, но вполне интересный с редкими экспонатами.
Важнейшей святыней Саратова является хранящаяся в соборе древняя икона — Нерукотворный образ Спасителя, который, по преданию, принесли из Троице-Сергиевого монастыря стрельцы, основавшие Саратов. Достоверность этого предания подтвердилась во время последней реставрации. Образ Спасителя оказался написанным на холсте, который впоследствии был наклеен на доску, то есть изначально он мог представлять собой священную хоругвь, сопровождавшую воинский отряд. Кроме того, в Свято-Троицком соборе пребывают чтимые образы Казанской, Августовской икон Божией Матери, Ветхозаветной Троицы, чудотворная Иверская икона Божией Матери
Уже триста лет Свято — Троицкий собор один из центров духовной жизни города и одна из его главных историко-архитектурных достопримечательностей.
https://dzen.ru/a/X7vEFJ6DJFcFVVa9?share_to=link