СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР Г. САРАТОВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Воронихин Андрей Владимирович, кандидат исторических наук, свободный исследователь, Россия
Воронихина Ирина Васильевна, куратор музея Свято-Троицкого собора г. Саратова, Россия

Музей Свято-Троицкого собора г. Саратова Саратов, Россия

Аннотация. В статье на основе архивных и опубликованных документов из собрания музея Свято-Троицкого собора восстанавливаются основные вехи возвращения храма верующим. Выявлено участие в возобновлении церковной жизни в Саратове архиепископов Андрея (Комарова) и Григория (Чукова), епископа Паисия (Образцова). Отражена реакция саратовцев на открытие Св.-Троицкого собора в 1942 г. Подсчитаны суммы пожертвований православных верующих Саратова на нужды фронта. Приведены благодарственные телеграммы Верховного главнокомандующего.

Ключевые слова: возвращение храма, церковная жизнь, прихожане, духовенство, помощь фронту, музей Свято-Троицкого собора.

Трагической датой в истории старейшего и любимого многими поколениями саратовцев храма останется 13 сентября 1934 г. В этот день прозвучал приговор Свято-Троицкому собору – президиум Саратовского городского Совета депутатов трудящихся постановил: «В виду бесхозяйственности в церкви, разрушение кирпичной кладки стен, оград и наличие трещины в арках колонн, невыполнение обязательства о произведении ремонта – договор с коллективом верующих расторгнуть и церковь передать Краевому Музею для научных целей» [1, л. 119] (правописание по оригиналу документа. – А.В., И.В.).

Но ведь постановление об окончательном закрытии – это 36 год. Думаю, это нужно отобразить.

Через восемь лет, в самый тяжелый период Великой Отечественной войны – битвы под Сталинградом, собор возвратили верующим.

12 сентября 1942 г. в город Куйбышев по адресу Лесной переулок, дом № 95 на имя А.А. Комарова (архиепископа Андрея) была отправлена телеграмма, подписанная зам. пред. Саратовского горсовета А.Ф. Железняковым: «Организовать общину верующих в Саратове разрешаем, предоставляем для службы Старый Собор, принимаем меры к подысканию утвари, шлите Вашего представителя для решения практических вопросов» [2, с. 8].

Началась эвакуация из Собора музейного имущества. В отчете о работе Саратовского областного музея краеведения за 1942 г. записано: «… В марте месяце 1942 г. перетаскивали оборудование и экспонаты из здания музея в фондохранилище, которое находилось в соборе. При уплотнении в связи с тем, что в соборе предоставили место для ГАУ НКВД СССР (Главное архивное управление НКВД СССР – А.В.), снова пришлось перетаскивать фонды. А в октябре 1942 г. собор был возвращен общине верующих, и фонды пришлось спешно переносить в здание музея… До сего времени в соборе остаются в двух изолированных комнатах вещи музея (тяжелые плуги, бороны, машины, ящики с археологическими коллекциями). При помощи бывших сотрудников музея Трофимова В.И и Синицына И.В. определены наиболее ценные материалы антирелигиозного отдела, археологические коллекции и другие вещи, которые уложили в ящики и поместили в подвальное помещение, в целях сохранности их от возможных воздушных бомбардировок» [3, л. 19–20].

Вопрос «О передаче общине верующих в арендное пользование здания церкви – бывшего старого собора по ул. Ленина» рассматривался на заседании Исполкома Саратовского горсовета депутатов трудящихся 3 октября 1942 г. (докладчик Ефремов Н.Г.): «В соответствии с постановлением ВЦИК и Совнаркома СССР от 17 октября 1937 года, Исполком Саратовского горсовета р е ш а е т: 1. Здание церкви находящееся в г. Саратове по Ленинской улице (Троицкий двор) передать в арендное пользование общине верующих для религиозных целей.

  1. Обязать Волжское Райжилуправление заключить с общиной верующих договор долгосрочной аренды на здание бывшего старого собора на улице Ленина на основе типового договора, утвержденного НККХ РСФСР» [4, л. 11].

Через пять дней – 8 октября состоялось еще одно решение исполкома Саратовского горсовета «О заключении договора с группой верующих на сдачу ей здания церкви бывш. Старый Собор по улице им. Ленина»: «1) здание церкви быв. Старый Собор, по улице имени Ленина, № 6 передать группе верующих в бесплатное пользование для культовых целей. 2) На заключение договора с группой верующих уполномочить заместителя председателя Исполкома Горсовета тов. Железнякова А.Ф.» [4, л. 10]. В этот же день – 8 октября 1942 г. – был подписан договор «группой верующих, в числе 20 чел.» и зам. пред. горсовета Андреем Фроловичем Железняковым: «Исполком Саргорсовета депутатов трудящихся передает группе верующих православного вероисповедания для нужд культа здание церкви в г. Саратове по улице Ленина дом, 6 (бывший Старый Собор) и культовое имущество, перечисленное в прилагаемой к договору и подписанной описи в бессрочное бесплатное пользование» [4, л. 12].

Комментируя публикацию дневников архиепископа Григория (Чукова) Лидия Александрова-Чукова пишет: «Подготовка «старого» собора к открытию, комплектование причта и двадцатки, а также назначение настоятеля было осуществлено бывшим архиепископом Саратовским Андреем (Комаровым) назначенным 14 августа 1942 г. на Казанскую кафедру [5, с. 667]. Открытие и освящение собора архиепископом Андреем, состоявшееся 7 октября 1942 г., было отмечено благодарностью в Патриархии» [6, с. 97].

О дальнейшем развитии событий вспоминает монахиня Неонилла (Борковская): «И вот бегут к нам в квартиру соседи и кричат: «Церковь открыли!» Точно помню, что узнали мы об этом под праздник преподобного Сергия Радонежского, который отмечается 8 октября. Тогда я, моя подруга и еще кто-то из соседей стали узнавать, как в церковь добраться. Нам объяснили, что нужно дойти до Крытого рынка, потом вверх до улицы Ленина, а затем вниз, к Волге, где и находится Троицкий собор. Пришли мы в церковь уже к службе. Внутри горят лампадочки, все очень благолепно. Мне показалось, что я попала в рай. Служил о. Михаил (Лобачев) [7, с. 18]. Говорили, что он бывал на Афоне. О. Михаил обладал редким бархатным голосом. Когда он выходил помочь на клирос, если там не было певчих, то было впечатление, что поет хор. Я не раз удивлялась: вижу, что стоит один батюшка, а поет целый хор.

Утром пришли к Литургии до начала службы, и нас всех встретил настоятель Свято-Троицкого собора о. Борис (Вик), будущий епископ Саратовский и Вольский. Он вел работы по ремонту еще неустроенного храма. Забот у него было много и по ремонту, и по богослужению…

… В церкви сделали иконы из каких-то картонок, в них потом завелись клещи, которых долго выводили. Крещальня была в сторожке при церкви, где стоял куб с водой. Печи стояли в алтарях, в верхнем храме еще и по углам притвора, а в нижнем храме в трапезной части была одна печь. Бывало, затопят печь в алтаре, а дым весь летит в храм, глаза ест. Прихожане открывают двери и выпускают последнее тепло» [8].

Свою первую проповедь 8 октября 1942 г. отец Борис (Вик) [9] начал так: «Православные христиане, после долгой разлуки с вами, Господь привел мне опять вернуться в мой родной город Саратов и родную Церковь». – В толпе послышались рыданья. «Тише, тише», – остановил священник и рыданья стихли. «Наша святая Церковь и родная русская земля переживают тяжелое время, наш народ ведет отечественную войну против разбойников фашистов, которые несут рабство русскому народу и поругание святой Церкви. Они убивают стариков, детей и женщин, а молодых девушек загоняют в публичные дома... Наша Красная Армия ведет героическую борьбу с фашистским зверьем. Православные христиане, победа сама к нам не придет, нам надо сплотиться воедино и показать свой истинный русский патриотизм, как на фронте, так и в тылу и уничтожить гитлеровское зверье, и тогда мы будем жить мирно» [10, л. 50-51].

По заданию райкома на этом богослужении присутствовали «бдительные граждане», которые, как товарищ Чумакова Е.И. (парторганизация Рязано-Уральской железной дороги) докладывали в отдел информации горкома ВКП (б): «Чувствуется, что священник читает газеты и идет в ногу с общественностью, в своей проповеди он меньше говорил о боге, а больше о значении данного момента…» [10, л. 51 об.].

Коммунистка парторганизации Р.-У. ж. д. Артюкова так передала свое впечатление от первой проповеди настоятеля Троицкого собора: «Священник осветил положение на фронтах и особенно бои под Сталинградом. В своей речи призывал к борьбе за победу и ненависти к немцам. После проповеди обратился к толпе, чтобы меньше разговаривали, не рассказывали, что делается в церкви. Сказал, что крещение детей до года будет производить с согласия родителей при наличии регистрации из ЗАГСа, венчание тоже.

Одна старушка, выходя из церкви, благодарно говорила: «Спасибо Сталину, священника хорошего прислал и лицом хорош и речист» [10, л. 51 об.].

Член ВКП (б) Разумова сообщала: «В церкви преобладали женщины, больше пожилые, но были военные и молодежь…. Одна говорит: «Смотри сколько детей, да они молиться не умеют». Ей отвечают: «Научатся, теперь батюшка будет Закон Божий преподавать в школах…» [10, л. 51].

О числе верующих, посещавших службы, вспоминает монахиня Неонилла (Борковская): «Народу было очень много, стены «плакали» от влаги. Матушки с табуреток (стремянок тогда не было) швабрами обтирали стены, с которых струились потоки воды…» [8].

Инструктор по информации горкома ВКП (б) тов. Абкина 15 ноября 1942 г. суммировала докладные записки о слухах и настроениях секретарю горкома тов. Киселеву: «В церкви бросается в глаза большое количество пожертвований. Подносы с деньгами едва успевали очищать, так быстро они наполнялись. К алтарю подносились продукты питания, мануфактура, ковры, овощи и цветы. Открытие церкви многие верующие связывают с началом будущих изменений в общей жизни страны. Слышатся разговоры: «Наконец-то, Советская власть признала религию» [10, л. 51 об.].

Может быть, здесь стоит указать, что в Саратове с 30-х гг. не было НИ ОДНОГО действующего храма. Троицкий был единственным до 1948 года – в 1948 открыли Духосошественский.С этого времени Старый собор стал пастырско-богословскими курсами для прибывающих из разных мест Саратовской и Сталинградской областей священников, центром подготовки причтов в открывающиеся храмы. 

В начале ноября 1942 г. в Саратов из Ульяновска [11] вернулся священник, которого в миру звали Николай Кириллович Чуков. Вернулся он не просто отцом Николаем, опальным протоиереем, высланным из Ленинграда в марте 1935 г. «в глушь, в Саратов», а архиепископом Саратовским и Сталинградским Григорием. До 15 мая 1944 г. Владыка Григорий возглавлял Саратовскую кафедру.

В Новый год 1 января 1943 г. архиепископ Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков) оповестил Верховного главнокомандующего о пожертвованиях верующих для нужд фронта:

«Москва. Кремль. Иосифу Виссарионовичу Сталину.

Преклоняясь перед бессмертными подвигами наших героев-воинов, мужественно защищающих родную землю от коварного и жестокого врага, и как в былые годы, когда наша Церковь в дни испытаний несла жертвы и призывала своих чад на защиту Отечества, так и теперь, вместе со всем народом сливаясь в общем патриотическом порыве всемерной помощи нашей доблестной Красной армии, коллектив верующих соборного храма Саратова, в день нового года, приветствуя ВАС, любимого и мудрого вождя, вносит 250 тысяч рублей в фонд обороны страны и продолжает дальнейший сбор средств на военные нужды армии до полной победы над одичавшим и озверелым врагом, нарушившим мирный строй жизни нашей Родины.

Григорий, архиепископ Саратовский, настоятель собора игумен Борис, председатель коллектива верующих Елена Ивановна Цурикова».

По данным архива Саратовского епархиального управления, в справке, выданной Госбанком верующим Старого Собора, отмечается, что на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского перечислено 28 ноября 1942 г. – 25 тыс. руб., 31 декабря еще 100 тыс. и 15 января 1943 г. – 125 тыс. руб. Всего православные верующие и духовенство по призыву Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Московского и Коломенского Сергия (Старогородского) собрали более 8 млн. руб. и большое количество золотых и серебряных вещей. Митрополит Сергий в своем послании писал: «Повторим от лица всей нашей православной церкви пример Преподобного Сергия Радонежского и пошлем нашей армии вместе с нашими молитвами и благословением, вещественное показание нашего участия в общем подвиге, соорудим на наши пожертвования колонну танков имени Дмитрия Донского».

В счетной ведомости Троицкого собора записано, что 12 января 1943 г. в фонд обороны верующие перечислили 585 тыс. руб., в помощь пострадавшим от немецких налетов – 100 тыс., эвакуированным 10 тыс. руб., подарки для бойцов Красной Армии 85 тыс. руб., на помощь детским домам – 15 тыс. Общая цифра всех взносов прихожан Троицкого собора – 705 тыс. руб.

В докладной записке на имя архиепископа Саратовского и Сталинградского Григория исполняющий обязанности настоятеля Свято-Троицкого собора протоиерей Владимир Спиридонов сообщал, что за первые пять месяцев 1944 г. в фонд государства отчислено 420 тыс. руб.

С января 1943 г. священником Свято-Троицкого собора г. Саратова был назначен протоиерей Дмитрий Иванович Жог. В 1941 г. он эвакуировался с Украины в Саратовскую область. С июня 1944 г. Д.И. Жог – настоятель Троицкого собора и епархиальный благочинный. К сожалению, не сохранилось фотографии протоиерея Дмитрия Жог, но Всему городу была известна телеграмма, опубликованная 11 ноября 1944 г. газетой «Коммунист» № 224 (3209):

«МОСКВА. КРЕМЛЬ. ВЕРХОВНОМУ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ МАРШАЛУ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Иосифу Виссарионовичу Сталину.

В дополнение к внесенным нами 600. 000 руб. на строительство двух звеньев самолетов имени Александра Невского, верующие и духовенство Саратовского кафедрального собора, дважды удостоенные высокой чести Вашего личного привета им и благодарности Красной Армии, воодушевленные новыми блестящими победами советских войск, вписавшими новые славные страницы в героическую летопись Великой Отечественной войны советского народа против немецких захватчиков, собрали еще 300. 000 рублей на строительство третьего звена самолетов.

Таким образом, мы на собранные и внесенные нами в течение двух с половиной месяцев 900. 000 рублей преподносим нашей доблестной армии ко дню ХХVII годовщины Советского государства на предстоящие решающие и окончательные бои наш скромный подарок – эскадрилью боевых самолетов имени Александра Невского.

Пусть наша эскадрилья самолетов понесет на себе нашу неумолкаемую и горячую молитву об успехах советского оружия, нам же даст утешительное сознание, что и мы по нашей силе и способности участвуем в святом деле защиты и спасения Родины. Усердно молим Бога о помощи Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, в Вашем великом историческом призвании отстоять честь, свободу и славу родной страны и привести ее к могуществу и мировой славе.

Настоятель Саратовского кафедрального собора – протоиерей ЖОГ

Священники собора – ЛОБАЧЕВ, ЦВЕТКОВ, ОСИПОВ.

Председатель коллектива верующих – ЦУРИКОВА».

«САРАТОВ

НАСТОЯТЕЛЮ САРАТОВСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА – ПРОТОИЕРЕЮ ЖОГ, СВЯЩЕННИКАМ СОБОРА – ЛОБАЧЕВУ, ЦВЕТКОВУ, ОСИПОВУ, ПРЕДСЕДАТЕЛЮ КОЛЛЕКТИВА ВЕРУЮЩИХ – ЦУРИКОВОЙ

ПРОШУ ПЕРЕДАТЬ ВЕРУЮЩИМ И ДУХОВЕНСТВУ САРАТОВСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА, ДОПОЛНИТЕЛЬНО СОБРАВШИМ 300.000 РУБЛЕЙ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ТРЕТЬЕГО ЗВЕНА БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО, – МОЙ ПРИВЕТ И БЛАГОДАРНОСТЬ КРАСНОЙ АРМИИ

И. СТАЛИН» [12, с. 17]

В 1945 г. четверо саратовских священников – протоиерей Д.И. Жог, настоятель Свято-Троицкого собора, священники того же собора Михаил Федорович Лобачев и Николай Иванович Цветков, и священник церкви г. Петровска Георгий Иванович Осипов внесли еще 100 тыс. руб. на строительство эскадрильи имени Александра Невского. Все они были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Такой же награды был удостоен епископ Паисий (Образцов) (1888 – 29. 10. 1953), который занимал Саратовскую кафедру с 16 мая 1944 г. до 13 января 1947 г. сначала, как епископ Саратовский и Сталинградский, затем с титулом Саратовский и Вольский.

В феврале 1945 г. в Саратов пришла Высшая Правительственная телеграмма в три адреса: епископу Саратовскому и Вольскому Паисию, копия – настоятелю Саратовского кафедрального собора протоиерею Жог, копия – церковному старосте Цуриковой.

«МОСКВА.

ПРОШУ ПЕРЕДАТЬ ВЕРУЮЩИМ И ДУХОВЕНСТВУ САРАТОВСКОЙ ЕПАРХИИ СОБРАВШИМ ПЯТЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ В ФОНД ПОМОЩИ ИНВАЛИДАМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И СЕМЬЯМ ВОИНОВ КРАСНОЙ АРМИИ ПОГИБШИХ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ МОЙ ПРИВЕТ И БЛАГОДАРНОСТЬ СОВЕТСКОЙ АРМИИ.

И. СТАЛИН»

По данным на январь 1945 г. в Саратовской епархии служили всего: один архиерей, десять священников, три диакона и два псаломщика. В Саратове – 4 священника, 2 дьякона и псаломщик, в Вольске – 2 священника и псаломщик, в Петровске – 2 священника и дьякон, в Ртищево – 2 священника.

В годы Великой Отечественной войны Саратовская епархия заняла четкую и твердую позицию, характеризующую активную поддержку усилий Советской власти по мобилизации населения на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Даже в отчете о работе Управления НКГБ по Саратовской области признали неоспоримый факт: «… церковники до последнего дня войны оказывали значительную помощь фронту путем пожертвования огромных денежных и материальных средств. Достаточно сказать, что Саратовской епархией было собрано и передано на оборону страны свыше 5 млн. рублей. Не прекращались и молитвы о даровании победы над фашизмом».

Словами «Господь нам дарует победу!» заканчивал свое послание «К пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» 22 июня 1941 г. глава Русской Православной Церкви, Патриарший Местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий. Участник Великой Отечественной войны диакон Михаил Васильевич Антипов в своих воспоминаниях сравнил День Победы и Светлое Христово Воскресенье. Ведь 6 мая 1945 г., когда в 40 км от Берлина, где находился Антипов, было уже понятно, что враг капитулирует, православные начали праздновать Пасху Христову и день памяти великомученика Георгия Победоносца. «Мы кричали «Ура!», – пишет артиллерист, – и друг друга приветствовали «Христос Воскресе!» Воистину Воскресе!» [2, с. 2-3].

Воронихин Андрей Владимирович, кандидат исторических наук, свободный исследователь, Россия
Воронихина Ирина Васильевна, куратор музея Свято-Троицкого собора г. Саратова, Россия

Музей Свято-Троицкого собора г. Саратова Саратов, Россия

Список использованной литературы и источников

  1. ГАСО. Ф. Р-461. Оп. 2. Д. 341.
  2. Цит. по: [Гришанина О.В.] Господь нам дарует победу. Саратов, 2006.

Архиепископ Андрей был назначен на Саратовскую кафедру 9 декабря 1941 г., но прибыл в город лишь в сентябре, вследствие того, что действующих храмов в Саратове не было. «За это время он был 28. 05. 1942 г. назначен архиепископом Горьковским и Арзамасским, но поскольку было решено открыть Свято-Троицкий собор в Саратове, владыка 13. 06. 1942 г. опять назначается на Саратовскую кафедру, а 14. 10. 1942 г. он стал архиепископом Казанским». (См.: Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). Саратов, 2002. С. 667).

  1. Научный архив СОМК. Оп. 1. Ед. хр. 193.
  2. ГАСО. Ф. Р-461. Оп. 2. Д. 890.
  3. На «Казанскую кафедру» архиепископ Андрей был назначен 14 октября 1942 г. (См.: Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). Саратов, 2002).
  4. Молитва за Победу. Архиепископ Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков). Дневники военных лет // Православие и современность. 2009-2010. № 14 (30).
  5. Лобачев Михаил Федорович род. в ноябре 1892 г. в Аткарском у. Саратовской губ. С 1915-го по 1935 г. служил дьяконом Покровской и Казанской церквей г. Петровска, затем был переведен в Духосошественский собор Саратова. После закрытия храма работал на Волжском чугунолитейном заводе. Сразу после открытия Свято-Троицкого собора возвратился к дьяконской службе. (См.: [Гришанина О.В.] Господь нам дарует победу. Саратов, 2006. С. 18).
  6. Из воспоминаний монахини Неониллы (Борковской) // http://trsobor.ru
  7. Отец Борис (в миру – Вик Борис Иванович). Род. 27. 08. 1906 г. в Саратове. Получил светское образование. В 1923 г. принят послушником в Спасо-Преображенский монастырь. В 1926 г. рукоположен в дьяконы целибатом и служил в Вольске. В июне 1928 г. пострижен в рясофор с именем Серафим игуменом Спасо-Преображенского монастыря, затем в 1930 г. последовало пострижение в мантию с именем Борис, а вскоре рукоположен в иеромонахи. С 1930 по 1931 гг. служил в с. Коленцы Рязанской епархии. В 1931 г. мобилизован на военную службу в тыловое ополчение, в 1933 – демобилизовался. Вернулся в Саратов в 1937 г., работал в «Сармашстрое», затем в тресте № 13 управделами промучастка. В августе 1941 г. мобилизован военкоматом на работу начальника отдела снабжения и заведующего центрального материального склада промстроительства. В октябре 1942 г. архиепископом Андреем (Комаровым) был назначен настоятелем Саратовского кафедрального собора.
  8. ГАНИСО. Ф. 594 (Саратовский обком ВКП (б)). Оп. 1. Д. 2822. (Информация о слухах и настроениях. 15. 10. 1942).
  9. В Ульяновске 12. 10 .1942 г. отец Николай Чуков из рук Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Московского и Коломенского Сергия (Старогородского) получил указ о назначении епископом Саратовским, 13. 10. 1942 г. был пострижен в монашество с именем Григорий, а 14. 10. 1942 г. хиротонисан во епископа Саратовского, а 15 октября 1942 г. «владыка Григорий был возведен в сан архиепископа «во внимание к свыше 45-летнему служению в священном сане и в должности епархиального наблюдателя церковно-приходских школ, ректора Духовной семинарии и, наконец, ректора Богословского института в Ленинграде, магистра богословия». (Цит. по: Молитва за Победу. Архиепископ Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков). Дневники военных лет // Православие и современность. 2009-2010. № 14 (30). С. 96).
  10. Цит. по: Яковлев А. Саратовская епархия в годы Великой Отечественной войны. Саратов, 2005.