Недавно настоятель нашего храма игумен Пахомий (ныне Епископ Покровский и Николаевский Пахомий) вернулся из паломнической поездки по Святой Земле, где поклонился величайшим святыням, которые дороги сердцу каждого христианина. Впечатления от паломничества – глубоко личные переживания. Каждый видит святые места по-своему. Отец Пахомий рассказывает читателям нашей газеты о том, что его удивило и заинтересовало в Палестине.Недавно настоятель нашего храма игумен Пахомий вернулся из паломнической поездки по Святой Земле, где поклонился величайшим святыням, которые дороги сердцу каждого христианина. Впечатления от паломничества – глубоко личные переживания. Каждый видит святые места по-своему. Отец Пахомий рассказывает читателям нашей газеты о том, что его удивило и заинтересовало в Палестине.
Святая Земля – пятое Евангелие
Каждый христианин, оказавшись на Святой Земле, по-новому – ярче и глубже – начинает воспринимать события Священного Писания. Здесь человеку предоставляется удивительная возможность пройти по тем горам и долинам, по которым ходили в свое время Господь и апостолы, а самое главное – лучше понять библейские события.
Когда стоишь на Елеонской горе, с которой открывается вид на Иерусалим, на Храмовую гору – единственное место на земле, где в древности приносили жертву Истинному Богу, на Иосафатову долину, где, по слову пророка Иоиля, должен произойти Страшный Суд (Иоиль 3, 12), сердце охватывает священный трепет. Когда прикладываешься к Голгофе, к Камню Помазания, к Гробу Господню, возникает ощущение полной ирреальности, вызванной созерцанием величайших христианских святынь.
Здесь сердцем понимаешь, что Иерусалим – духовный центр Вселенной. В Храме Гроба Господня есть место, расположенное на середине прямой линии, соединяющей алтарь православного кафоликона и Кувуклию (часовню над Гробом Господним), которое носит название «пуп Земли». Это символический центр мира, по слову Псалтири: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!» (Пс.73, 12). И хотя сегодня Иерусалим населяют в основном иудеи и мусульмане, а христиан в нем – меньшинство, это глубоко религиозный город. Недаром в Израиле существует поговорка: «Тель-Авив развлекается, Иерусалим молится, а Хайфа работает».
В Палестине я сердцем понял и принял фразу «Святая Земля – пятое Евангелие», которая в России мне казалась несколько надуманной. Человек, оказавшись на Святой Земле, может глубже и лучше понять Священное Писание и приобрести бесценный опыт. Дело в том, что мы воспринимаем библейские события очень по-русски. Если посмотреть на старинные русские иконы, можно отметить, что пейзажи, облачения священников, вооружение воинов воспроизводят детали русской жизни того времени. Такое восприятие свойственно и для других народов. К примеру, на европейских картинах, написанных на евангельские сюжеты, Христос, поучающий народ, изображается стоящим на голландском парусном судне, в европейской одежде, народ и апостолы также одеты в европейскую одежду, а воины облачены в мундиры конкистадоров. На Святой Земле события Священной Истории обретают историческую определенность и географические подробности.
Знакомые образы
Порой исторические подробности быта жителей древнего Иерусалима, которые, казалось бы, имеют малое отношение к Писанию, поясняют иконографию изображаемых событий. Когда мы гуляли по Иерусалиму, то обратили внимание на Дамасские врата, через которые жители входят в старый город с северной стороны. Входя в эти врата, путник оказывается перед стеной. Чтобы пройти в город, ему нужно повернуть налево. Во времена римского владычества большинство городов-крепостей, которые сопротивлялись Риму, строили именно таким образом. Почему поворот делали именно налево? Дело в том, что римские легионеры в левой руке держали копья, а в правой щиты для защиты от нападения. И потому поворачивать в левую сторону для них было очень неудобно.
Казалось бы, какая нам разница, в какой руке держали копье римские воины? Однако такая деталь помогает нам понять, почему на Распятии у Христа прободенным оказывается не левое ребро (хотя именно за ним располагается сердце и такой удар был бы логичным), а правое. Оказывается, римский воин делал привычный удар левой рукой через правое подреберье в сердце.
В Иерусалиме лучше понимаешь евангельские притчи. В иудейской культуре существовал традиционный запрет на изображения, который впоследствии унаследовал ислам. Потому в восточной культуре так развита образность речи. Притча помогает наглядно представить мысль, используя знакомые и привычные слушателям образы. Христос также учил притчами, которые на Святой Земле обретают особую наглядность.
Часто, говоря о Страшном Суде, о будущем воздаянии за земную жизнь, Спаситель предрекал, что грешники будут ввержены в геенну огненную, идеже червь их не умирает, и огнь не угасает (Мк. 9; 47 – 48). Возникает вопрос: что такое геенна и почему она огненная? И образ мучений грешников остается неким абстрактным символом и образом. А в Иерусалиме мысль Спасителя становится очень понятной.
Город расположен на возвышенности. С восточной стороны она граничит с Иосафатовой долиной. А с западной стороны – с долиной Генном, название которой в славянской транскрипции и стало звучать как «геенна». В этой долине с древности была городская свалка, в которую сбрасывались городские нечистоты. До сегодняшнего дня в стене старого города существуют Мусорные ворота. Там постоянно горели костры, копошились черви. Это было безрадостное, зловонное место. Поэтому слушатели Христа прекрасно понимали, что Царствие Небесное Он сравнивает с огражденным градом, где человек находится в безопасности, в покое и общении с людьми. А грешники будут изгнаны за стену, где муки страстей будут жечь их подобно огню, потребляющему мусор и нечистоты.
В Евангелии от Матфея мы читаем: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Мф. 19, 24). Соотношение верблюда и швейной иглы кажется абсурдным, даже если Спаситель хотел подчеркнуть полную невозможность богатому человеку войти в Царствие Небесное. Да к тому же и ветхозаветная, и новозаветная история знает множество примеров жизни святых, у которых были богатство и знатность.
В Иерусалиме есть русское Александровское подворье. В 19 в. под руководством начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Антонина (Капустина) здесь была раскопана часть древней городской стены с воротами, которые именовались Судными. Во времена Христа через эти врата осужденных вели на казнь. У порога Судных врат процессия останавливалась. Если рядом в это время находился кто-то из членов Синедриона, он мог крикнуть, что не согласен с приговором, и тогда следствие по делу начиналось заново. Очевидно, что Спаситель, ведомый на Распятие, также останавливался у порога Судных врат, но не нашлось никого, кто оспорил бы неправедный приговор.
Так вот, около Судных врат расположена небольшая калитка своеобразной формы (больше похожая на щель), которая получила название «игольные уши». Через эту калитку прогоняли скот. Ведь с каждой головы скота брали налог, а пересчитать отару, проходящую через широкие ворота, очень трудно. Через эту калитку мог пройти и запоздалый путник, когда ворота в город для защиты от неприятеля уже были закрыты. Здесь евангельский образ становится понятней.
Географические подробности
Русского паломника может многое удивить в Иерусалиме, в том числе и сам Храм Гроба Господня. Во-первых, непонятно, почему Голгофа расположена так близко от Гробницы. Оказывается, что Иосиф Аримафейский – член Синедриона и тайный ученик Христа – был очень состоятельным человеком. Ему принадлежал участок земли за городом, на котором он и устроил свою будущую гробницу. Но, видимо, участок был столь велик, что Иосиф мог сдавать часть его в аренду римским властям. Они же использовали возвышенность горы Голгофы для устройства места казни преступников.
Во-вторых, странен для нас и сам образ погребения Спасителя. Пещера, Камень Помазания, камень, закрывающий вход, – все это для русского человека столь странно, что порой на иконах Воскресения изображают привычные нам могилы и гробы.
Когда мы посещали монастырь Святой Троицы на участке Русской Духовной Миссии в Хевроне (там находится знаменитый Мамврийский дуб), у нас была возможность осмотреть еврейские могилы первого века. Покойников полагали в пещеру, высеченную в скале. В глубине пещеры выдалбливали нишу, в которой устраивали некое подобие стола для умершего. Рядом с пещерой устраивали еще один каменный стол, на котором полагали тело покойного для умащения благовониями и обвития пеленами.
После обвития погребальными пеленами и умащения тело полагали в пещеру и закрывали вход большим камнем. Иногда к большому камню приваливали камень поменьше, а место сцепления камней опечатывали особой печатью – кустодией.
Примерно через год после погребения к пещере вновь приходили родственники покойного. За это время под воздействием палестинского климата тело высыхало, оставались только кости. Их перемывали в благовониях (отсюда выражение «перемывать кости») и складывали в небольшой ящик – оссуарий. Его полагали в специальной нише гроба, расположенной там же, в пещере. И если семья или весь род переезжал на другое место жительства, они могли легко взять с собой кости всех своих родственников. Таким образом, становится более понятным, как евреи, уходя из Египта, смогли взять с собой кости праотца Иосифа, завещавшего похоронить его в Земле Обетованной.
Еще одно место из Ветхого Завета стало мне понятней во время паломничества по Святой Земле. В книге пророка Иеремии повествуется о том, как Господь повелел положить пророку его льняной пояс в расщелине скалы у реки Евфрат. Затем Он повелел вновь взять свой пояс и, указывая на его негодность, сказал: Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Моих, живет по упорству сердца своего и ходит вослед иных богов… будет как этот пояс, который ни к чему не годен. Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин,… чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались (Иер. 13, 10-11). Возникает недоумение: как пророк успел так быстро сходить до Месопотамии, где протекает известная река Евфрат, да еще и дважды. Оказывается в Палестине, под горой, на которой располагается родное селение пророка Иеремии – Анату (в древности г. Анафоф), протекает небольшая речушка. Она также носит название Евфрат. И все становится понятным.
Еще один вопрос возникает, когда читаешь Евангелие о Воскресении Христа. Господь говорит женам-мироносицам: пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня(Мф. 28, 10). И затем, спустя малое время, происходит их встреча. Как могли апостолы в такой короткий срок преодолеть расстояние около 200 км и добраться до Галилеи?
Оказывается, существовала еще и «Малая Галилея». Так названо место на Елеонской горе, где в евангельские времена находилась гостиница для жителей Галилеи, приходивших в Иерусалим на праздники. Там нередко бывали апостолы Христовы, и там же явился им Господь по Воскресении Своем, когда они подали Ему часть печеной рыбы и мед (Лк. 24, 36 – 43). В память этого на Елеонской горе устроена открытая часовня с двухсторонней иконой, изображающей учеников, окруживших Воскресшего Господа.
Чудо веры
Однако самое главное, что понимаешь, паломничая по Святой Земле, лежит не в области географических открытий. Когда ходишь по улицам Иерусалима, знакомишься с нравами местных жителей, вдруг остро понимаешь, как трудно человеку, воспитанному в иудейской среде, принять Христа. Спаситель и для современного раввина, и для древнего фарисея в лучшем случае – странный Человек, который ведет себя не по закону, а в худшем – предатель интересов Израиля, из-за которого часть евреев отошла от веры отцов. А евангельская история для них – лишь малый эпизод богатой событиями истории еврейского народа.
И как ни странно, именно это доказывает истинность проповеди апостолов. Для того, чтобы тысячи евреев обращались в христианство по слову апостола Петра или апостола Павла, нужно было, чтобы они почувствовали огонь живой веры в их словах. Само призвание апостолов, последовавших за Христом, также было настоящим чудом. Ведь ни семья, ни город рождения Христа, ни род его занятий и положение в народе не способствовали тому, чтобы сразу признать в нем грядущего Мессию. Да и апостолы, несмотря на все чудеса Спасителя, поначалу не понимали в полной мере, Кто перед ними. Когда Христос восходит на вольные страдания в Иерусалим, ученики спорят о том, кто сядет рядом с Ним в Его Царстве.
Поэтому можно представить себе весь ужас, все отчаяние апостолов, когда Господь умирает. Все надежды, весь мир разом рухнули. Как сказал один из путников по дороге в Эммаус: А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля (Лк. 24,21). И тем сильнее было потрясение от Воскресения Христа.
Когда я стоял у Галилейского моря, то представил, как произошла здесь встреча Воскресшего Спасителя с Его учениками. Когда, после напрасных трудов на протяжении всей ночи, они по слову Спасителя ловят 153 рыбы. И апостол Иоанн Богослов говорит: Это Господь (Ин. 21, 7). Ведь такое же чудо произошло с ними в начале служения Христа. И тогда апостол Петр практически нагим бросается в море и плывет к берегу – ко Христу. Представив, что пережили эти люди, которые все потеряли и потом вдруг все обрели, понимаешь, почему они бесстрашно пошли на смерть и что давало им силы закончить свою жизнь мученически. Они соприкоснулись с чудом Воскресения наяву. Для них оно стало не отвлеченным догматом, а опытом живой веры. В какой-то мере и для каждого человека, посещающего Святую Землю, этот опыт живой веры также становится реальностью его духовной жизни.
Игумен Пахомий (Брусков)
(ныне Епископ Покровский и Николаевский Пахомий)