История жизни и смерти последнего русского царя и его близких не перестает волновать, поражать и восхищать. О чем бы ни шла речь – вере в Бога, чувстве долга, патриотизме, человеческом благородстве, родительской и сыновей любви, жертвенности, глубоком смирении, мужестве и истинной любви – все это можно найти в жизни царственных страстотерпцев. На их примере можно воспитывать детей. Когда вглядываешься в их одухотворенные лица, читаешь переписку, просто думаешь об их прекрасной трагической судьбе, всегда чувствуешь,как и в тебе, хоть немного, что-то меняется, выпрямляется, что ли… Сегодняшним молодым людям, которым еще предстоит создание собственных семей,очень полезно узнать, с какой, воистину царской, ответственностью подходили к этому вопросу будущие император и императрица.
В этой семье все было необыкновенным. Необыкновенным и вместе с тем именно таким, каким и должно быть. Образ взаимной любви, показанной всему миру в семье последнего русского императора, не перестает воодушевлять всех, кто мечтает о настоящей любви, преданности, кто хочет найти опору в супружестве и чадородии.
Впечатляет история любви Николая П и Александры Федоровны . С момента знакомства , когда им было соответственно 16 и 12 лет, до свадьбы — прошло целое десятилетие. Взаимная симпатия и дружба переросли в глубокую всепоглощающую любовь, которая смогла преодолеть все – сопротивление родителей, недоброжелательство высшего русского общества, страх перед возможностью произвести на свет тяжелобольного Наследника.
В душе Гессенской принцессы Алисы боролись два чувства: с одной стороны это была большая любовь, которой было трудно противиться, и вместе с тем она боялась принести в свою будущую семью несчастье- тяжелое наследственное заболевание и родить больного сына , а переход в Православие она воспринимала как предательство веры, которую считала истинной (Алиса была протестанткой). Набожность и удивительно серьезное отношение к своему религиозному чувству во многом объясняет, как эта, не говорящая по-русски немка, получившая европейское образование и воспитание, смогла так быстро воспринять самую суть Православия, полюбить до самозабвения Россию и русский народ, стать русской святой.
Достигнув совершеннолетия, цесаревич Николай Александрович впервые заговорил с отцом о своём желании соединить свою жизнь с Алисой и получил решительный отказ. На время цесаревич смирился – воля отца была для него законом. В его дневнике есть запись: «Все в воле Божией. Уповая на Его милосердие, я спокойно и покорно смотрю на будущее». Будущий Царь смирился , но не отказался от своей большой любви. Еще через пять лет, видя непоколебимое решение сына, оценив его терпение и кротость, император Александр Ш и императрица Мария Федоровна, проявили свою мудрость и благословили сына на этот брак. Теперь было необходимо устранить последнее препятствие к венчанию – убедить Алису перейти в Православие. Цесаревичу было важно убедить любимую женщину в истинности своей веры – ведь это было и залогом ее личного спасения.
Слова, сказанные Николаем Александровичем в те дни в письме к матери, потрясают своей глубиной, приоткрывают тайну великой души будущего святого страстотерпца: «…. Она плакала все время и только от времени до времени произносила шепотом: «Нет, я не могу» . Я, однако, продолжал настаивать и повторять свои доводы, и, хотя этот разговор длился два часа, он не привел ни к чему, потому что ни она, ни я не уступали. (…) ..в течение этих трех дней я все время находился в самом тревожном состоянии… Сегодня утром нас оставили одних, и тут с первых же слов она согласилась. Одному Богу известно, что произошло со мной. Я плакал, как ребенок, и она – тоже. Но лицо её выражало полное довольство». И далее: « Спаситель сказал нам: «Все, что ты просишь у Бога, даст тебе Бог». Слова эти бесконечно мне дороги, потому что в течение пяти лет я молился ими, повторяя их каждую ночь, умоляя Его облегчить Аликс переход в православную веру и дать мне её в жены…»
Будущий император богатейшей страны, вступить в брак с которым мечтало немало знатных невест всей Европы, в течение пяти лет смиренно просил у Бога дать ему в жены ту единственную, которую полюбил с первого взгляда, еще будучи почти ребенком!
Секрет семейного счастья состоит не только во взаимной любви супругов, но в абсолютном доверии Богу, его промыслу о каждой семье. Императрица Александра Федоровна писала в своем дневнике: «Брак – это божественный обряд. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека. Это самая тесная и самая святая связь на земле… Без благословения Бога, без освящения Им брака все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком…»
Благословение Бога помогло им вынести все: непонимание, откровенное недоброжелательство и даже травлю со стороны высшего общества, далеко ушедшего от православного образа мыслей; им пришлось жить в постоянном страхе за жизнь единственного вымоленного сына, молиться за проклинающих и ненавидящих их самих и невинных царевен и царевича, предстояло всем вместе принять мученическую смерть, не проронив ни одного слова проклятия в адрес убийц.
И все же, несмотря на тяжелейшие испытания, все горести и предательства тех, кого они любили и жалели всей душой, они были счастливы, как никто. Жизнь в неиссякаемой любви и желании не разлучаться до самой смерти, в постоянной молитве и уповании на Бога не может не быть счастливой.
До самого последнего своего дня они чувствовали свою родительскую ответственность за своих подданных. И как положено хорошим родителям непрестанно молились о нравственном, духовном воскрешении русского народа.
Из письма императрицы из заключения за несколько месяцев до гибели: «Как я счастлива, что мы не за границей. Как хочется с любимым больным человеком все разделить, вместе пережить и с любовью и волнением за ним следить, так и с Родиной. Чувствовала себя слишком долго ее матерью, чтобы потерять это чувство, — мы одно составляем и делим горе и счастье. Больно нам она сделала, обидела, оклеветала и т.д., но мы ее любим все-таки глубоко и хотим видеть ее выздоровление, как больного ребенка с плохими, но и хорошими качествами, так и Родину родную».
Они полностью предали себя и своих детей воле Господа, смиренно приняли из Его рук тяжелейший крест, пронесли его до конца, приняли мученические венцы, стали святыми.
Гимназический взвоз №2 (9)