«Где нужно, он навесть умеет свое волшебное стекло, и в зеркале его яснеет
суровой истины чело» (П. Вяземский).
«В Крылове мы видим перед собой верный, чистый, совершенный образ Русского. Его индивидуальную духовность можно уподобить слитку самородного золота, нигде не проникнутого даже песчинкой постороннего минерала», – писал современный Крылову литератор Петр Плетнев. В.Г. Белинский также отмечал народность басен Крылова: «В лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди».
И.А. Крылов преподал читателям нравственные истины, которые содержатся в евангельском учении и которым был научен русский народ Православной Церковью. В своих баснях Крылов порицает низменные страсти и грехи: гордость, тщеславие, сребролюбие, прелюбодеяние, лесть, угодничество, ложь, лень, зависть, осуждение, эгоизм… Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховский) в статье «Религиозное сознание в русской литературе пишет, что Крылов «подобен восточному мудрецу, загадывающему людям загадки, чтобы людей этих научить и вразумить…»
В басне «Василек» (1823) окружающие унижают смиренного Василька из-за его слабости и незначительности, считают недостойным благ мира. Но солнце Божие одинаково светит на всех людей, на все цветы и творения:
Куда лишь луч его достанет, там оно
Былинке ль, кедру ли – благотворит равно,
И радость по себе и счастье оставляет…
«Так еще раз напоминается истина: Бог, Его Промысл на всех равно распространяет Свою милость и любовь – никто не должен оставлять веры и надежды на это. Господь Бог есть солнце и щит (Пс. 83, 12)», – писал доктор богословия М.М. Дунаев об этой басне в работе «Вера в горниле сомнений».
Кажущаяся простота сюжета подчас препятствует читателям раскрыть глубинный философский смысл его басни. Например, басня «Водопад и Ручей» (1817) раскрывает важное для христианства понятие «Источник Жизни»:
Кипящий Водопад, свергаяся со скал,
Целебному Ключу с надменностью сказал,
Который под горой едва лишь был приметен,
Но силой славился лечебною своей:
«Не странно ль это? Ты так мал, водой так беден,
А у тебя всегда премножество гостей?
Не мудрено, коль мне приходит кто дивиться;
К тебе зачем идут?» – «Лечиться», –
Смиренно прожурчал Ручей.
Так скромный Ручей оказывается полезнее заносчивого и надменного Водопада. Истинная добродетель часто скромна и незаметна.
М. М. Дунаев писал: «Едва ли не все басни Крылова раскрывают действие Промысла в жизни человека… Не о том ли басня “Стрекоза и Муравей”, на которую любил ссылаться в своих наставлениях оптинский старец Анатолий? Кто-то возразит, что в басне звучит призыв к труду для обеспечения благоденствия. Однако именно Промысл ждет от человека необходимых усилий, а не пассивного порхания в бездумной надежде на постороннюю помощь. Царство Небесное силою берется (Мф. 11, 12)». По мнению М.М. Дунаева, И.А. Крылов – настоящий православный баснописец: «Во многих баснях Крылов отвергает гордыню, противопоставляя ей смирение, основу православной духовности. Самый яркий пример – басня “Водопад и Ручей”»…
В басне «Лань и Дервиш» (1814) Крылов раскрывает сущность истинной любви – жертвенность и бескорыстие. О такой любви свидетельствует святой апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует… любовь не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла… (1Кор. 13; 4). Молодая Лань, потеряв собственных детенышей, стала кормить своим молоком двух маленьких волчат. Дервиш осуждает безрассудство Лани, на что та возражает ему: «Мне чувство матери одно теперь лишь мило». Этой басней Крылов хотел сказать, что добрые дела совершаются без расчета на благодарность, что смысл жизни состоит в жертвенной бескорыстной любви. Оптинские старцы ценили басни Крылова и не раз наставляли своих духовных чад высказываниями из них. Так архимандрит Агапит (Беловидов) в жизнеописании преподобного старца Амвросия Оптинского пишет, что в хибарке великого старца лежала книга басен Ивана Андреевича. Во время приема посетителей он нередко прибегал к ним. Так он велел монахине Шамординского монастыря прочесть вслух басню «Ручей». Эта басня о ложном смирении, которое ведет к греху осуждения. Маленький и прозрачный ручей осуждал реку, в которую впадал, за то, что она «алчно поглотила» многие «жертвы». Но вот разразился ливень, ручей разлился, закипел и наделал бед еще больше, чем река.
Как много ручейков текут так смирно, гладко
И так журчат для сердца сладко,
Лишь только оттого, что мало в них воды!
В басне «Зеркало и Обезьяна» (1816) говорится о грехе осуждения. Обезьяна, не узнав своего отражения в зеркале, стала смеяться над собой и уверять, что многие ее кумушки похожи на эту мерзкую рожу.
«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться», – говорит баснописец. И что ты там смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Мф. 7, 3), – учит Иисус Христос в Нагорной проповеди.
В басне «Бедный Богач» (1828) обличается страсть сребролюбия. Об этой страсти святой апостол Павел писал в послании к Тимофею: Корень всех зол есть сребролюбие (1Тим. 6,10), которое губит человека. В басне бес подарил бедняку волшебный кошелек, из которого бедняк постоянно мог вынимать золотые монеты. Но бес поставил условие: «Истратить одного червонца ты не волен, пока в реку не бросишь кошелька». У бедняка скопилось много денег, но всякий раз, когда он решал расстаться с кошельком, в его голове рождалась лукавая мысль: «А почему бы мне не быть богаче вдвое?» – и он продолжал вытаскивать червонцы из кошелька. В итоге Крылов пишет:
Таскал, таскал… и в чем же кончил он?
На лавке, где своим богатством любовался,
На той же лавке он скончался,
Досчитывая свой девятый миллион…
Петр Плетнев сказал о Крылове: «На него никогда не пройдет мода, потому что успех его от нее никогда не зависел. Никто не откинет Крылова, кто читает для того, чтобы окрепнуть умом и обогатиться опытностью».
Варвара Проценко