Стихиры

trlistok2-1Мы продолжаем знакомить наших читателей с богослужением Православной Церкви. Сегодня мы поговорим о стихирах – особых церковных песнопениях, передающих смысл и значение празднуемого события. Внимательно слушая их во время богослужения, христианин каждый раз может открывать для себя что-то новое и душеполезное в праздничной службе.

«Православное богослужение… Это великая сокровищница, в которой каждый найдет для себя свою драгоценную жемчужину. Богослов найдет здесь бездонные глубины богословия. Душа поэтичная найдет в этой сокровищнице высшую поэзию. Проповедник обретет неисчерпаемый источник для вдохновенных поучений. Молитвенник – образцы совершеннейших молитв. Церковь движима и управляется Духом Святым. И воистину Духом Святым создавался Богослужебный Устав Православной Церкви», – пишет митрополит Вениамин (Федченков) в своей книге «О богослужении Православной Церкви».

В жизни православного христианина богослужение несет несколько функций: во-первых, участвуя в богослужении, человек выражает свое религиозное чувство, свое благоговение, сыновнюю любовь, поклонение Богу и служение Ему, откуда и название; во-вторых, через определенные священнодействия человек таинственно приобщается Божественной благодати, силы Божией, направляющей человека к достижению цели своей жизни – спасению души и познанию Истины, то есть, Самого Бога; в-третьих, внимательно слушая все, что читается и поется в храме, христианин глубже узнает свою веру. Учение о сокровенных тайнах веры, наставление в молитве и благочестивом образе жизни, рассказ о многообразных ликах святости – все это можно почерпнуть из текстов православных молитв и песнопений.

Немалая часть богослужебных текстов заимствована из Библии, преимущественно – из псалмов. Некоторые тексты непосредственно взяты из Евангелия («Песнь Богородицы», «Ныне отпущаеши»). Ряд молитв составлен безымянными авторами первых веков, а некоторые – прославленными отцами и учителями христианства. Среди них – свтт. Василий Великий, Григорий Богослов, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, прпп. Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин, Роман Сладкопевец и др.

Богослужение включает в себя неизменяемые тексты, которые всегда повторяются в определенной последовательности и с неизменным содержанием, и изменяемые. И если первые формируют ежедневно повторяющийся суточный круг богослужения, то вторые добавляют в него содержание недельного и годового круга.

Виды стихир

К изменяемым песнопениям, которые передают смысл празднуемого события, относят стихиры. Они составлены по случаю события праздника, дня недели, памяти святого и предваряются стихом – запевом, взятым из Псалтири. В стихирах проводится главная тема дня, воспоминаемого события или дается характеристика воспоминаемому святому и сообщаются какие-то моменты его жития.

В древности под именем «стихиры» (τά στιχηρά) подразумевались учительные книги Ветхого Завета, написанные стихотворным размером; иногда так назывались ветхозаветные песни. Вероятно, отдельные стихи этих песен и были первоначальным обликом стихир. В наши дни стихиры чаще всего представляют собой самостоятельные тексты, посвященные празднуемому событию.

Современный церковный Устав знает несколько видов стихир, различая их по месту в круге суточного богослужения. Это стихиры на «Господи, воззвах», литийные стихиры, стихиры на стиховнах, стихиры на «хвалитех». Еще существуют отдельно стоящие стихиры, которые также предваряются стихом из псалма. Например, стихира по 50 псалме на полиелее.

Как правило, стихиры поются группами, каждая из которых предваряется стихом из Псалтири. Последняя стихира из ряда поется после запева «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», поэтому она называется иногда «славником». А на «И ныне и присно и во веки веков» поется всегда стихира в честь Божией Матери, и называется эта стихира – «Богородичен».

Стихиры на «Господи, воззвах»

Это те церковные песнопения, что припеваются к отдельным стихам вечернего псалма «Господи, воззвах» (точнее, псалмов 140, 141, 129 и 116). Как отмечает составитель «Толкового типикона» М. Скабалланович, «здесь ветхозаветный песенный материал вечерни постепенно переходит в христианский … по слову Христову: “не приидох разорити закон, но исполнити” (Мф. 5, 17)».
В настоящее время стихиры на «Господи, воззвах» входят в состав ежедневного вечернего богослужения. Количество их – шесть, восемь или десять – варьируется в зависимости от степени важности празднуемого события.

Последняя стихира в ряду стихир на «Господи, воззвах», которая поется на «И ныне» в субботу вечером, носит особое наименование: «догматик». Текст догматиков на восемь гласов написал прп. Иоанн Дамаскин. По содержанию они великолепны и исключительно богаты. Догматики служат лучшим подтверждением того, что богослужение по своему внутреннему содержанию есть храмовое исповедание христианских догматов, вероучения и нравоучения.

В догматике первого гласа раскрывается догмат Воплощения с указанием всемирной славы Пресвятой Девы в связи с обетованием о семени Жены. Догматик второго гласа показывает отношение ветхозаветных прообразов к новозаветным событиям. В догматике третьего гласа показан образ Рождения Господа, а вот цель Его Рождения и спасительное значение даны в догматике четвертого гласа. В догматике пятого гласа показано приснодевство Богородицы через ветхозаветные прообразы. Неслитное и нераздельное соединение естеств в лице Господа дано нам в догматике шестого гласа, раскрывающем, таким образом, сущность Халкидонского вероопределения. Сверхъестественность и таинственность Воплощения раскрыты в догматике седьмого гласа.

И, наконец, в последнем догматике – восьмого гласа – дано нам положительное и краткое изложение догмата Воплощения Христа: «Царь Небесный за человеколюбие на земли явися и с человеки поживе: от Девы бо Чистыя плоть приемый и из Нея прошедый с восприятием. Един есть Сын, сугуб естеством, но не Ипостасию. Темже совершенна Того Бога и совершенна Человека воистинну проповедающе, исповедуем Христа Бога нашего, Егоже моли, Мати Безневестная, помиловатися душам нашим».

Таким образом, при внимательном слушании этих поучительных стихир христианин во время богослужения посвящается в таинственные глубины христианской веры.

Литийные стихиры

Эти стихиры обычно поются при выходе священнослужителей в притвор на литию. Раньше в этот момент пелись стихиры, посвященные храмовому празднику или святому. Но в результате эволюции чина литии эти песнопения постепенно отошли на последний план. И на литии чаще всего поются стихиры праздника, в которых песнотворцы продолжают раскрывать тему праздничного события. Как это делает, к примеру, прп. Косма Маиумский в литийной стихире на Крещение Господне: «Одеваяйся светом яко ризою, нас ради по нам быти сподобился eсть, во струи одевается днесь Иoрданския: не Сам сих ко очищению требуя, но нам Собою устрояяй порождение. О чудесе! Без oгня изваряет и назидает без сокрушения, и спасает в Него просвещаeмыя, Христос Бог и Спас душ наших».

Стихиры «на стиховне», или «стиховны»

Они названы так потому, что присоединяются не к повседневному псалму, а к особым стихам, приуроченным к данному дню или празднику. Происхождение «стиховен» достаточно древнее. На вечерне стиховные стихиры торжественнее и значительнее по своему содержанию, чем стихиры на «Господи, воззвах». Поются они на более изысканные гласы (третий, пятый, седьмой) и имеют наиболее художественные и трогательные напевы («Доме Ефрафов», «Егда от Древа»).

Из текста этих стихир мы узнаем все новые и новые подробности праздника: «Господу Иисусу, рождшуся в Вифлееме Иудейстем, от восток пришедше волсви, поклонишася Богу вочеловечшуся и сокровища своя усердно отверзше, дары честныя приношаху: искушено злато, яко Царю веков: и ливан, яко Богу всех: яко тридневному же мертвецу, смирну Безсмертному. Вси языцы, приидите, поклонимся Рождшемуся, спасти души наша» (Стихира на стиховне праздника Рождества Христова, творение Анатолия, игумена Студийского).

Хвалитные стихиры

Они названы по имени «хвалитных псалмов» (Пс. 148, 149, 150). Эти псалмы призывают всю тварь к торжественному прославлению Господа, потому и приуроченные к ним стихиры по содержанию торжественны и полны славословия.

В архитектонике нашего суточного круга это особенно заметно и показательно. Вечерня начинается с покаянноскорбных стихир на «Господи, воззвах»; несколько более величественны стихиры стиховные, однако, все это в тонах ветхозаветных, прообразовательных, что соответствует вечернему богослужению.

Утреня, начинающаяся с возгласа «Слава Святей, Единосущней и Нераздельней Троице …» и по существу уже более близкая к новозаветному благовестию, нарастает в своем настроении через весь канон и чтения и к моменту пения «хвалитных» достигает своего апогея. Это — самая торжественная часть утрени.

«Свет от Света, возсия мирови Христос Спас наш, явлейся Бог. Сему, людие, поклонимся. Како Тя, Христе, раби Владыку достойно почтим яко в водах всех нас обновил eси? Ты, во Иoрдане крещься, Спасе наш, воды освятил eси, дланию раба рукополагаемый, и страсти мира исцеляяй. Велие таинство явления Твоего. Чело-веколюбче Господи, слава Тебе. Истинный Свет явися и всем просвещение дарует. Крещается Христос с нами, Иже всякия вышши чистоты. Влагает священие воде, и душам сие очищение бывает, земное являемое и выше небес разумеваемое. Банею спасение, водою же Дух: погружения ради, иже к Богу наш восход бывает. Чудeсна дела Твоя, Господи, слава Тебе», – так восклицает свт. Герман, патриарх Константинопольский, автор хвалитной стихиры на Крещение Господне.

Значение стихир

Чтобы каждому из нас всей душой, умом и сердцем соединиться с небесно-земной Церковью в богослужении, очень важно и необходимо вникать в содержание церковных песнопений, углубляться в него. Прп. Серафим Саровский советовал своим духовным чадам изучать порядок богослужения и держать его в уме.

Богослужение имеет возвышающую, таинственную, великую силу. Воспринимаемое сознательно и с любовью, оно очищает сердца, укрепляет волю в добре, совершенствует, наполняет душу верой и любовью к Богу и соединяет с Небом в единой хвале Божией.

Правилом и неким идеальным образцом для совершения богослужения является Устав (Типикон). Но в условиях приходской жизни полное исполнение всех предписаний Типикона невозможно. Условия жизни современного человека обязывают священнослужителей соотносить требования Типикона с возможностями прихожан. Отсюда – неизбежное сокращение продолжительности богослужения на приходе.
Однако все мы должны понимать, что сокращение службы главным образом отражается на изменяемых песнопениях, в частности, на стихирах. И если в храме полиелейное богослужение, а то и всенощное бдение длится час – полтора, то это происходит в первую очередь за счет сокращения текстов, раскрывающих самую суть праздника. И праздничное богослужение в таком случае немногим отличается от рядовой будничной службы.

Также от нашего отношения к богослужению зависит не только наша духовная жизнь, но и будущее всей Церкви. Не только священнослужители, но и все верующие люди своим бережным отношением должны хранить православное богослужение и передавать его последующим поколениям христиан для духовного назидания.

Не услышав стихир, в которых проводится главная тема дня или воспоминаемого события, сокращенных ради краткости богослужения, мы теряем возможность через песнопения узнавать церковную веру, укрепляться в ней, получать назидание и наставление в благочестии и пути ко спасению. Мы должны стараться увидеть смысл богослужения, воспринять его внутреннюю логику и не просто приходить на службы, но жить ими.