Как часто от неверующих (а порой и от верующих) людей можно услышать рассуждения о том, что Церковь представляет собой в первую очередь административную структуру, по строгости превосходящую любую светскую организацию. Так ли это? Зачем административное управление нужно в общине верующих? Об этом и многом другом мы беседуем с секретарем Саратовского епархиального управления игуменом Евфимием (Митрюковым).
– Отец Евфимий, расскажите, пожалуйста, как Вы для себя открыли мир Церкви?
– Через исповедь. Я готовился к ней несколько месяцев: читал книги, собирался с мыслями. Когда впервые исповедался, причастился, тогда, наверное, и начался мой церковный путь. Я понимал, что это только первый шаг и в дальнейшем необходимо будет регулярно приступать к Таинствам исповеди и Евхаристии, читать духовную литературу, чтобы знакомиться с богатейшим опытом Церкви в деле спасения человеческой души. Церковь я принял сразу, без критики и колебаний. В сердце поселилась уверенность, что в Церкви я найду ответы на все интересующие меня вопросы. А вопросов тогда у меня было очень много.
Прежде всего я начал искать возможность потрудиться в храме, надеясь, что это позволит мне ближе познакомиться с Церковью. Тогда я учился, но мне удалось временно устроиться на работу сторожем в храм в честь Всех Святых, в Красном Селе, где настоятелем являлся и является до настоящего времени протоиерей Артемий Владимиров. Как сотруднику храма, мне доводилось чаще, чем обычным прихожанам, общаться со священнослужителями, что давало мне возможность разрешать многие свои недоумения. Исполняя свои обязанности, мне невольно приходилось наблюдать поведение священника не только во время богослужения, но и в неформальной обстановке: за трапезой, в непродолжительные минуты отдыха, во время общения с сотрудниками храма и прихожанами. Это позволило мне увидеть, насколько серьезно и глубоко жизнь этих людей пропитана духом христианства. Настоятель и клирики этого храма и сейчас являются для меня образцом высокого пастырского служения.
Спустя некоторое время я стал прихожанином Московского Подворья Троице-Сергиевой Лавры. С этим связана интересная история. Подворье находилось недалеко от того места, где я делал пересадку, когда ездил на учебу и на работу. И часто заходил на территорию будущего Подворья, когда оно еще не действовало. Что-то манило меня туда. Однажды вечером, когда я зашел посмотреть, не изменилось ли чего-нибудь, увидел иконы Спасителя и Божией Матери на вратах церковной ограды и понял, что храм начали возрождать. Дверь в храм оказалась открыта, там горел свет и почему-то никого не было. Я зашел внутрь, и вдруг кто-то дверь за мной запер на ключ. Выбраться из храма не представлялось возможным. Я переживал о том, что если меня не выпустят до утра, то дома будут сильно волноваться. Я поднялся на клирос, взял Псалтирь и начал читать. Так я пробыл в храме полтора часа, пока меня не выпустил послушник Иван, случайно обнаруживший, что забыл выключить в храме свет. Таким образом, я узнал, что теперь в этом храме действует Подворье Троице-Сергиевой Лавры, и с тех пор я стал регулярно заходить в этот храм после работы. Там я впервые увидел нашего владыку, а в то время еще иеромонаха Лонгина. Его искреннее и внимательное отношение к людям помогло мне сделать выбор, после чего я стал прихожанином Подворья Троице-Сергиевой Лавры.
К тому времени у меня созрело твердое решение поступать в семинарию. Для этого, как мне сказали знающие люди, нужно было поработать в храме не менее года, чтобы получить рекомендацию. Я устроился на Подворье и проработал год на разных должностях, а по истечении этого срока принял решение остаться в монастыре. Все то, что я видел на Подворье, прежде всего открытое, доброе отношение людей друг к другу, меня очень впечатляло. Ко мне пришло осмысленное понимание того, что здесь мое место, такая жизнь – это именно то, к чему я стремился.
Так из сотрудника я превратился в трудника. Через некоторое время я был принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры, затем состоялись постриг в монашество и хиротония в иеродиакона. Как и другие братья Подворья, я нес несколько различных послушаний.
– Сейчас Вы несете послушание секретаря Саратовского епархиального управления? Что входит в Ваши обязанности?
В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, секретарь епархиального управления несет ответственность за делопроизводство епархии и в пределах, определяемых епархиальным архиереем, помогает ему в управлении епархией и в руководстве епархиальным управлением. На практике обязанности секретаря зависят от личных качеств человека, занимающего эту должность, но прежде всего от того, какими полномочиями считает нужным наделить его правящий архиерей.
В настоящий момент основными моими обязанностями являются контроль и координация работы структурных подразделений епархии, т.к. их количество, а главное – сфера деятельности возрастают с каждым годом.
Кроме того, я занимаюсь приемом граждан, обращающихся в епархиальное управление как в административную структуру для решения различных вопросов. Если решение вопроса требует непосредственного участия архиерея, то такого человека принимает владыка.
Большим направлением является организация и контроль проведения различных епархиальных мероприятий. Слава Богу, за последние годы среди духовенства и сотрудников епархиального управления появилось много людей, наработавших значительный опыт в организации и проведении мероприятий, что существенно облегчает мою работу и расширяет наши возможности.
По благословению правящего архиерея я возглавляю две комиссии: экзаменационную и ревизионную. Первая экзаменует кандидатов на посвящение в духовный сан, а с недавнего времени в обязанности экзаменационной комиссии вошла и переаттестация духовенства. Ревизионная комиссия проверяет богослужебную, хозяйственную и финансовую деятельность приходов. По результатам ревизионных проверок составляются рапорты, которые подаются на рассмотрение правящего архиерея.
– Для многих мирских людей Церковь представляется довольно туманным институтом. Расскажите, какова внутренняя административная структура Церкви?
– Те, кто интересуется структурой церковного управления, могут обратиться к Уставу Русской Православной Церкви, где она кратко и понятно раскрыта. В основу управления Церковью положен принцип соборности. Высшим органом власти является Поместный Собор, который собирается в исключительных случаях. Затем следует Архиерейский Собор, который регулярно осуществляет свою деятельность. Бремя ежедневного управления Церковью несет на себе патриарх Московский и всея Руси совместно со Священным Синодом, являясь, по Уставу, его председателем. Священный Синод является органом управления Русской Православной Церковью в период между Архиерейскими Соборами. Высшими исполнительными органами являются Московская Патриархия и синодальные учреждения.
Русская Православная Церковь разделяется на епархии, возглавляемые архиереями. В свою очередь епархия объединяет структурные подразделения – благочиния, приходы, монастыри и т.д. Епархиальный архиерей, являясь предстоятелем местной Церкви – епархии, управляет ею при соборном содействии клира и мирян. Епархиальный архиерей избирается Священным Синодом, получая о том Указ от патриарха Московского и всея Руси.
– Как соотносятся понятия епархии как административной единицы и как общины верующих?
– Собственно, епархия – это и есть большая община верующих, объединенных определенной областью проживания. Понятия «епархия» и «община верующих» тождественны. Но если Вы хотели спросить, как соотнести епархиальное управление и его подразделения с общиной верующих, я бы ответил так: на сегодняшний день в Саратовской епархии свыше двухсот храмов, действуют духовная семинария, православная классическая гимназия, детский оздоровительный лагерь, множество отделов: религиозного образования и катехизации, информационно-издательский, отдел по делам молодежи и т.д. Сегодня от нас требуется осуществление самых различных видов деятельности, во всех этих структурах работают верующие люди, которые являются прихожанами тех или иных храмов Саратовской епархии, мне это видится единым организмом. Думаю, неправильно было бы противопоставлять систему управления деятельностью общины самой общине.
– Порой архиерею приходится переводить священника из одного храма в другой. Не страдают ли при этом прихожане, привыкшие исповедоваться у этого священника?
– Кадровые перемещения неизбежны, они вызваны различными причинами, перечислю лишь некоторые: рукоположение новых священнослужителей, переход священнослужителей в другую епархию, поступление из других епархий, почисление за штат или запрещение в священнослужении по различным причинам, открытие новых приходов и т.д. Если выбыл или прибыл один священнослужитель, то это неизбежно влечет за собой перемещения и в редких случаях можно ограничиться лишь одним. Кроме того, при кадровых перестановках необходимо принимать во внимание личные качества каждого священнослужителя, ведь все люди разные. Чтобы подобрать равноценную замену, если это вообще возможно, владыке иногда приходится предпринять целый ряд перемещений.
К сожалению, придя в Церковь, многие из нас приносят из мира настороженное, а порой и предвзятое отношение к начальству. Любое властное распоряжение зачастую воспринимается в штыки, чего в Церкви в принципе не должно быть. Возможно, это пережитки советского периода, закрепившиеся где-то на подсознательном уровне, но ясно одно – у таких людей не хватает церковного сознания. Они воспринимают Церковь как минимум на уровне своих личных проблем, а в лучшем случае – на уровне проблем своего прихода.
Проблемы каждого отдельно взятого прихода – это предмет боли, забот и постоянного попечения управляющего епархией архиерея. Решение каких-то кадровых вопросов, порою несущее огорчение отдельным людям, продиктовано целесообразностью для епархии в целом. Мы, как чада Церкви, должны видеть в решениях священноначалия волю Божию и оказывать послушание.
– Вы – ключарь Покровского храма. Как Вы считаете, по каким критериям можно определить силу, сплоченность, активность прихода?
– На мой взгляд, основным критерием активности прихода является богослужение: его посещаемость и организация. Если община объединена вокруг богослужения, вокруг Таинств, то в ней без проблем сложится все, без чего сегодня невозможно представить по-настоящему активный приход: и миссионерская, и социальная, и катехизаторская, и молодежная деятельность.
Еще один немаловажный фактор – инициатива прихожан. Конечно, прежде всего, на настоятеле лежит обязанность осуществления различных видов приходской деятельности, но на большом приходе очень трудно все успеть. И вот тогда выручают прихожане, которые по своей инициативе, но обязательно с благословения настоятеля, помогают храму или людям, попавшим в тяжелую ситуацию. Это может быть и украшение или уборка храма к празднику, и посещение больных, чтение Псалтири по усопшим близким, помощь в решении хозяйственных вопросов и пр. Слава Богу, в Покровском храме есть такие люди, которые готовы не только отозваться на любую просьбу, но и организовать других прихожан. На мою просьбу помочь с выпечкой блинов к детскому празднику Масленицы, высказанную одной прихожанке, приход отозвался тысячами блинов. Меня очень радует факт личного участия и неравнодушного отношения к общему делу. Вот тут-то и чувствуется активность прихода.
– Что бы Вы пожелали в престольный праздник прихожанам Свято-Троицкого собора?
– Ценить то, что они имеют, прежде всего – свой храм, богатый замечательной историей и его святынями. Радоваться и благодарить Бога за то, что у них есть возможность быть прихожанами этого старинного собора с хорошо организованным богослужением, замечательным хором, деятельным настоятелем, превосходной воскресной школой, имеющей свои традиции, и молиться в нем Богу, восходя от силы в силу.
Марина Шмелева