Служа Богу, послужить и людям

vladyka-pahomiyМонах в переводе с греческого означает «один». Основным принципом истинного монашества святые отцы считали полное отречение от мирской суеты, а потому монахи и уходили в пустыни и леса, где пребывали в непрерывной молитве и ежедневных телесных подвигах. Монастыри становились опорой Церкви, ее оплотом и, говоря современным языком, ее передовым отрядом. Изменились ли задачи монашества за прошедшие сотни лет, что сегодня представляют собой монастыри и оправдывается ли их существование в современной церковной жизни? Беседу на эту тему мы записали с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.

— Скажите, Владыка, почему, чтобы спасти мир, надо уйти из него?

— Чтобы увидеть реальность, то, что на самом деле происходит в мире с человеком, нужно, прежде всего, посмотреть на самого себя. Это невозможно без уединения и отречения от всего вещественного, земного, порабощающего дух. В прежние времена люди понимали, что если хочешь изменить мир, надо начинать с самого себя, очиститься от собственных грехов и немощей.

Мне часто приходится видеть, как малоцерковному человеку, обремененному мирскими заботами, невыносимо тяжело находиться в храме, наедине с Богом. Современный человек абсолютно неспособен сосредоточиться на собственном душевном состоянии. Для этого требуется отойти от каждодневной суеты, а он порабощен ею. Поэтому монахи в старину уходили в пустыню и там наедине с Богом творили молитву.

Вспомним преподобного Сергия Радонежского. Его уход от мира имел одну цель — послужить Богу. Никаких высоких идей о спасении мира и исправлении всего человечества не было. Он не искал для себя славы, но Господь дал ему великий дар наставлять, утешать и помогать людям. Уникальность преподобного Сергия состоит в том, что он первым на Руси стал проповедовать пустынническое жительство, за ним последовали его ученики. Как в спасительную гавань устремлялись люди в благословенный Радонежский лес за исцелением истомленных грехом душ, за ответом на вопрос: как жить, чтобы спастись? Прошли годы, столетия, и к преподобному Сергию собралась вся Россия. Этот человек оказал колоссальное влияние на всю российскую историю, российскую государственность и прославился на весь мир.

— Вот Вы вспомнили о преподобном Сергии Радонежском, недавно Церковь отмечала день памяти другого почитаемого святого — преподобного Серафима Саровского. Но мы знаем, что только после долгих лет уединения эти и другие святые выходили из затвора, становились доступны людям. Сейчас монастыри открыты, они строятся в городах, находятся в центре мирской жизни. Возможно ли в таких условиях жить уединенно и достигать тех целей, которые были заложены в монашество?

— И в прежние времена обители располагались не только в пустынных местах. По традиции Православной Церкви монастыри создавались в крупных селах, городах как центры распространения христианства, центры культуры, образования. Это была лучшая возможность христианизации народа. Монахи становились примером христианского образа жизни для многих тысяч людей. В монастыри шли, чтобы увидеть благочестивую жизнь монахов, почерпнуть знания о православной вере, спасении.

Спастись можно и в миру, но там много соблазнов, и только в монашестве, когда иноки пребывают в ежедневных трудах, посте и непрестанной молитве, появляется возможность подниматься выше, к духовному совершенству. Насколько это достижимо, зависит от самого человека, его произволения и Промысла Божиего о нем. В Евангелии есть история о встрече Христа с богатым юношей, который спросил: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19, 16). Христос ему ответил: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19, 17) и перечислил заповеди, данные человечеству. Юноша сказал: «Всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» (Мф. 19, 20). Тогда Господь предложил ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 20). Но для молодого человека, имевшего положение в обществе, имение и деньги, эта жертва оказалась непосильной. И Господь его не осудил. У каждого человека своя мера и свой предел возможностей.

– В последние годы у нас в стране появилось большое количество монастырей, много молодых людей принимают монашеский постриг. Чем объяснить такое стремление к иночеству у современной молодежи?

– Я бы уточнил: период активной монашеской жизни пришелся на 90-е годы прошлого столетия. Изменился общественный строй, и Церковь получила свободу после многолетнего притеснения. Молодежь устремилась в духовные семинарии, было открыто множество женских и мужских монастырей по всей России. Молодые люди, придя в монастыри, открыли для себя красоту православной веры, истинно христианскую жизнь. Сегодня, на мой взгляд, этот процесс приостановился, желающих стать насельниками монастырей поубавилось. Это нормальное течение жизни, развития истории, в которой есть периоды подъемов и периоды спада.

– Бывает, что человек принимает монашеский постриг, не обдумав серьезно этот шаг. Как быть, если монашеская жизнь не приносит радости? Возвращаться в мир или оставаться в монастыре и быть плохим монахом?

– Для этого есть проверенный способ, установившийся в Православной Церкви много веков назад. В монастырях существует институт послушничества или трудничества. Каждый кандидат на монашеский постриг несет послушание, подвизается вместе с братией, но при этом он пока не связан никакими обетами. Порой проходит не один год, прежде чем послушник станет настоящим монахом.

Здесь очень многое зависит от наставника, духовника. В монастырях – это игумен, который видит изменения, происходящие в душе будущего монаха. Он поможет, подскажет, поддержит или, наоборот, поймет, что молодой человек выбрал не свой путь.

Не все склонны к монашеской жизни, но в Православии любому человеку, с любым душевным устроением дается возможность послужить Богу. Это может быть и монашество, и священство, когда христианин становиться «белым» батюшкой, заводит семью. Для кого-то это пение на клиросе, работа в свечной лавке или даже уборка в храме. Это тоже служение Богу в той мере, которая доступна человеку.

— Расскажите о Вашем выборе монашеского пути.

— Мысль о монашестве зародилась рано, когда я только начал воцерковляться. Это было в Троице-Сергиевой Лавре, куда я приезжал сначала с родителями, а потом и один. Господь свел меня с очень интересными людьми, оказавшими огромное влияние на мою дальнейшую судьбу. Очень помог архимандрит Кирилл (Павлов), знаменитый старец, лаврский духовник, ответивший мне на самые важные жизненные вопросы. Я общался со старейшим насельником Лавры схиархимандритом Михаилом — замечательным и очень мудрым человеком, встречался со многими священниками, монахами. После таких встреч укреплялась во мне мысль о монашестве и решимость посвятить свою жизнь Богу.

Я ездил по разным монастырям, трудился и жил вместе с братией, пока не понял окончательно, что монашество — тот самый верный путь, на котором я принесу большую пользу Церкви и обрету спасение. И в это время по воле Божией я встретился с игуменом небольшой монашеской общины — нынешним Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином. Обитель находилась в Москве, городе, где я родился и вырос. В то время это было совсем маленькое Подворье Троице-Сергиевой Лавры в центре столицы с полуразрушенным храмом — ничем не примечательная обитель, лишенная каких-либо святынь.

Со стороны мой выбор мог показаться странным, у нас обычно стремятся попасть в известные монастыри — в Оптину пустынь или на Валаам. У меня даже были мысли отправиться на Афон. Но потом я понял, что должен остаться здесь и участвовать в восстановлении монастыря, крайне расстроенного и запущенного. В этой скромной обители я и принял монашеский постриг. Главное — слушать голос своего сердца, прислушиваться к тому, что говорит тебе Господь. А Он, как правило, говорит через людей, которым доверяешь. Если не ищешь чего-то для себя, а готов служить Богу на любом месте, то Господь все правильно устроит в твоей жизни.

— Бытует обывательское мнение, что молодые люди уходят в монахи либо от житейских проблем, либо потому, что ничего лучшего не сумели добиться. Сочувствуют родителям, что их сын или дочь избрали мало кому понятное служение Богу вместо того, чтобы преуспеть в жизни, сделать карьеру, создать семью. Люди не могут понять: что же за «изъян» такой есть в молодом человеке, что он добровольно отказывается от всех земных благ и уходит в монастырь?

— У нас в монастырях всегда говорили так: «В монастырь не уходят, в монастырь приходят». Очень важно, с каким настроением отправляются молодые люди монашествовать. В свое время преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Если бы мир знал все скорби, трудности, с которыми монах сталкивается в монастыре, никто бы в монастырь не шел. Но если бы мир знал те радости, те утешения, которые Господь посылает монахам, весь мир давно бы оказался в монастырях». Земное счастье непрочно, временно и зыбко. О себе могу сказать: самые счастливые моменты в жизни я испытал в монастырских стенах.

– Но есть другие радости, которых лишены монахи: радость любви, семейных отношений, радость продолжения рода. Это тоже огромное счастье, угодное Богу.

– Все правильно, Господь нам предлагает много путей достижения Царствия Божиего. Это заключено в Его словах: «Могущий вместить, да вместит». То есть у каждого свой путь достижения Бога. Благочестивая семья, воспитание детей в православной вере – один из них. Как и все на земле, семейная радость дается людям Богом, но у монахов свой путь и иные радости, которые так же дает им Господь. «Ничто не было для меня столь вожделенным, – говорит святитель Григорий Богослов,– как, еще на земле пребывая, оставлять землю и духом возноситься горЕ». Огромное количество радостей дает Господь на выбранном мною поприще. Самое главное — служа Богу, ты можешь послужить и людям, быть им полезным.

— Сегодня монахи несут свое послушание и вне монастырей. Они преподают в духовных учебных заведениях, служат на приходах, занимаются миссионерством. Но эта задача далека от той, что стояла перед древними монахами: молиться за всех, пребывая вне мира.

— Есть такие обстоятельства, которые от нас не зависят. Если Церковь дала послушание — его надо выполнять. Так было и со мной. Уйдя из монастыря, я все время служил на приходах. И не потому, что хотел покинуть монастырь, но в этом была церковная необходимость: духовенства не хватает, особенно в больших городах.

В нашей Церкви есть традиция: в епископы рукополагают только из монашествующих. Поэтому каким-то монахам приходится жертвовать своим пребыванием в монастырском уединении и выходить на общественное служение.

— Вы об этом сожалеете или, принимая монашеский постриг, надеялись в дальнейшем на высокое назначение?

— Нет, конечно. Есть поговорка у военных: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». В отношении монашества можно сказать по-иному: «Плох тот монах, который хочет быть епископом». В монашестве человек ищет прежде всего духовного роста, самоотречения, уединения. Я с трудом расставался с монастырем, куда пришел именно с этими целями. Но монастырь — это еще и хорошая жизненная школа, которая помогает мне сейчас на месте церковного руководителя.

— На Ваш взгляд, по какому направлению будет развиваться монашество в России?

— Трудно сказать. Знаете, жизнь стремительно меняется, и сегодня в ней остается мало места для жертвенного служения, аскетических подвигов, как это было во времена преподобного Сергия Радонежского. Святитель Игнатий Брянчанинов на вопрос: «Почему в монастырях нет хороших старцев?» — ответил, что для этого в миру должен быть иной дух. Это было сказано в XIX веке, с тех пор мир изменился, и не в лучшую сторону. В современном монашестве я вижу много проблем, на мой взгляд, количество монастырей не всегда соответствует их качеству. Новые обители, воздвигнутые на святых местах, должны пройти испытание временем, трудностями, искушениями, прежде чем в их стенах будет накоплен духовный опыт, появятся учителя, подобные великим русским святым. Уверен, что Господь не оставит нашу Церковь, каждого из нас.

— 19 августа Церковь отмечает Преображение Господне. Как известно, множество монашеских обителей во всем мире посвящено этому празднику. Каков внутренний, сокровенный смысл этого праздника для монашества, стремящегося к совершенству?

— Преображение — монашеский праздник. Все мы помним Евангельскую историю о Преображении Господа на Фаворской горе. Господь явил ученикам Свое Божественное естество, тем самым дал им знания и силу, укрепил веру. Для монаха, который отрекается от мира, от его искушений и забот, очень важно найти то, ради чего совершается это отрешение. Несчастен тот монах, который не нашел в своей жизни Преображенного Христа и не задумался о собственном преображении. Именно поэтому в монастырях так много внимания уделяется непрестанной молитве, стяжанию Духа Святаго.

Всем нашим читателям я желаю поступать по совести, искать встречи со Христом в своем сердце. Достигнув этого, человек обязательно будет счастлив.

Православное Заволжье

Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Беседовала Ольга Стрелкова

www.eparhia-saratov.ru/Articles/sluzha-bogu-posluzhit-i-lyudyam