В 18 веке появилась на европейских улицах шарманка – совсем простой, на первый взгляд, музыкальный инструмент, быстро ставший привычным для городских и сельских улиц и площадей.Шарманщики развлекали людей и зарабатывали себе немного на хлеб. Очень душевная , похожая на волшебный сказочный домик – затейливо украшенный, уютный и добрый,- шарманка иногда заменяла уличному певцу аккомпаниатора, а еще давала возможность заработать себе на пропитание музыкой тем, кто не умел играть ни на одном музыкальном инструменте.
Часто шарманщик ходил с забавной обезьянкой, которая сидела у него на плече и вытаскивала из коробки «билетики счастья»; иногда его компаньоном был попугай или дрессированная белая мышь, а иногда это была морская свинка. Уличные артисты создавали особую атмосферу, а дребезжащий звук старой шарманки, наигрывающей знакомую мелодию, навевал воспоминания о прошедших днях…
Во Франции, где шарманка впервые появилась в конце XVII века, с ее помощью обучали пению певчих птиц. Совсем простая на вид, шарманка имеет немало общего с органом, и ее устройство намного сложнее, чем мы думаем.
Крутя ручку, шарманщик может воспроизвести несколько разных мелодий, записанных на валике: звук возникает при поступлении воздуха в специальные звучащие трубки..
В начале 19 века шарманщики появились на улицах и сельских базарных площадях России. Можно представить, сколько радости доставляли они взрослым и детям!
Иногда для своих представлений с шарманщиками объединялись кукольники, и с утра до вечера ходили с места на место, повторяя помногу раз приключения Петрушки. Актёр таскал на плече складную ширму и узел, или сундучок с куклами, а музыкант – тяжёлую шарманку.
Остановившись на сельской базарной площади, музыкант устанавливал шарманку и начинал играть, собирая вокруг себя зрителей. Петрушечник же в это время, зайдя внутрь ширмы, перекладывал кукол в большой карман, нашитый на уровне его груди на ситец одной из рам, брал в рот «пищик», и представление начиналось.
Шарманщик выступал и в роли «понукалки» — представлял зрителям Петрушку, спорил с ним, подсказывал, предупреждал или пытался отговорить от дурных поступков, играл на шарманке или других музыкальных инструментах, когда по ходу действия были необходимы музыкальные вставки.
Когда представление заканчивалось, музыка смолкала, медяки падали в шапку,что неизменно лежала на земле возле ширмы; потом актёры собирали свои пожитки, и шли дальше…