С уверенностью можно сказать, что не существует такой семьи, в которой хотя бы однажды не возникала проблема, кажущаяся неразрешимой, безвыходной. Когда не помогают советы близких, а батюшка на исповеди советует обратиться к психологу. Книгу, о которой пойдет речь, хорошо бы сделать настольной в каждом доме – кажется, что не существует вопроса, на который не отвечает православный психолог Е. Морозова.
Книга Елены Морозовой «Диалоги о семье и браке» посвящена, пожалуй, самой важной проблеме всех времен и касающейся абсолютно всех – это проблема создания и сохранения крепкой здоровой семьи. Написанная в форме вопросов и ответов, книга основана на реальных историях, примерах, взятых из жизни, автор соединила духовный и психологический взгляды на проблемы семьи. Это делает книгу особенно ценной – ее интересно и легко читать.
Е.А. Морозова на основе многолетнего опыта работы в сфере медицины, психологии и образования размышляет, как построить отношения между мужчиной и женщиной, как избежать вечного конфликта «отцов и детей», как сохранить теплые отношения в браке, каковы духовные основания брака и семьи.
Особая острота этого вопроса связана с тяжелым кризисом, в котором находятся наши семьи: приоритет отдается эгоцентрическим ценностям, растет число раз¬водов, падает рождаемость, ужасает количество абортов, которые совершаются ежедневно. Кризис дал глубокие корни. Поэтому сегодня так важно возрождать ценность семьи и брака, актуализировать их духовные начала.
По словам архимандрита Георгия (Шестуна), автора вступительного слова к «диалогам», существует немало работ, посвященных семье и браку. «Однако, – пишет о. Георгий, – большинство авторов делает акцент либо на их духовных основаниях в контексте православия, либо на психологических аспектах, что не позволяет получить целостной картины. Однозначно положительным моментом является то, что автор книги предлагает рассматривать семью и брак в контексте двух взаимодополняющих друг друга аспектов: духовного и психологического. Это позволяет получить некий стереоскопический эффект за счет более объемного видения этих вопросов. Принципиальным является то, что красной нитью в работе автора про¬ходит базовое положение христианской антропологии о трехуровневом соподчиненном устроении личности: дух – душа – тело. При этом брак рассматривается как встреча именно двух личностей, но личностей разного пола (само слово “пол” может пониматься как половина целого, а целое и есть единение в браке)».
Особое внимание хочется уделить первой главе книги «Как появился брак» и, в частности, диалогу о сотворении человека и разнице в творении мужчины и женщины.
«Священное писание раскрывает нам происхождение человека следующим образом. Сначала Бог берет персть от земли и образует из нее тело – некую бездушную статую, если буквально понимать слова Писания, затем в это первоначальное создание вдувается Божественное дыхание жизни и, человек становится “душою живою”». Вначале творится первый человек – Адам, по образу и подобию Божию. После этого Бог приводит к Адаму животных и просит наречь им имена; среди них не оказывается существа подобного первому человеку. И Бог высказывает неудовлетворение тем, что Сам создал, и говорит: Нехорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2, 18). И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт. 2, 22). Бог берет часть человеческих качеств (свойств) от Адама и творит Еву, т. е. Ева создается вторично, по образу и подобию Адама. В разных способах творения заключен ответ на вопрос о разнице в предназначении мужчины и женщины. Мужчина первичен по своему происхождению, и он является главой семьи, так как предстоит перед Богом.
Архимандрит Георгий (Шестун) подчеркивает: слово «мужчина» этимологически состоит из двух – «муж» и «чин», т. е. мужчина, подобно Ангелам, имеет свой чин, свое место во вселенской иерархии. Женщина – вторична и иерархически соподчинена Адаму». Не правда ли, знание этого духовного закона может в самом начале создания молодой семьи помочь правильно распределить роли мужа и жены, меру ответственности друг за друга и детей? Скольких бед можно было бы избежать, если бы супруги изначально понимали духовный смысл слов о том, что муж и жена – одна плоть.
Отвечая на вопрос, что происходит с женщиной, если она перенимает мужские стереотипы, Е. Морозова пишет: «Заблуждаются те женщины, которые считают, что можно изменить свою судьбу и уйти от семейных обязанностей, став при этом счастливой и успешной, “наращивая” мужской потенциал, строя карьеру, добиваясь материальных успехов. В конечном итоге они за это потом сурово расплачиваются одиночеством, внутренней пустотой, болезнями: ведь природу не обманешь и от Божественного предназначения не убежишь».
Священное Писание оставило нам множество примеров прекрасного благочестивого воспитания детей благочестивыми родителями. Е. Морозова в своей книге показывает, как личный пример отца и матери способствовали воспитанию будущих святых нашей Церкви. Эта тема не утратила своей актуальности.
«Очень важными являются базовые характеристики отца и матери: мужественность отца, его главенство в семье, женственность, мягкость матери, ее соподчиненность мужу. Именно эти здоровые образцы служат основой для духовного и душевного здоровья ребенка, – пишет психолог, – к сожалению, так бывает не всегда. Искаженные роли отца и матери, когда мать излишне мужественная, властная, доминантная, а отец – мягкий, слабый или отстраненный от семьи, – основные «поставщики» будущих проблем у ребенка. Их спектр очень широк: от проблем с противоположным полом до невротических и психопатических нарушений».
В наше время, когда понятие «успешности» стало заслонять собой понятия гораздо более ценные и важные для счастливой жизни человека, каждый из родителей должен честно ответить себе на вопрос: а как я люблю своего ребенка? Делает ли моя любовь его счастливым, гармоничным, духовно здоровым?
Безусловная и обусловленная любовь к ребенку – в чем их различие, и чем чревата «любовь» за что-то (достижения, успехи и т. д.)? Почему нарушается врожденная, Богом данная потребность отца и матери в безусловной любви к своим детям?
Елена Морозова в своей книге приводит цитату из книги игумена Евмения «Аномалии родительской любви»: «Первая причина – родители находятся в неведении относительно выхода на источник любви – Бога. Не восполняясь силой от этого источника, родительские силы любви со временем оскудевают и приобретают эгоистические формы. Вторая причина – родители не любят самих себя в евангельском смысле этих слов. Люди с низким уровнем самоуважения испытывают огромные трудности, стремясь дать своим детям любви больше, чем они имеют к самим себе. Третья причина состоит в том, что родители ошибочно полагают, будто дети обязаны оправдывать их ожидания…» Автор книги обращает внимание читателя на то, как тяжело, иногда трагически могут складываться судьбы детей, лишенных безусловной родительской любви.
Книга «Диалоги о семье и браке» отвечает на сотни вопросов, касающихся жизни семьи в нашем обществе. Каждый читатель, взявший в руки этот объемный труд, найдет что-то очень ценное именно для него, узнает себя и свои проблемы в тех реальных ситуациях, о которых рассказывает психолог. А главное, сумеет найти правильный путь к счастливой жизни в своей семье.
Елена Гаазе