«Беседа и общество ближних очень действуют на человека. Беседа и знакомство с ученым – сообщают много сведений, с поэтом – много возвышенных мыслей и чувствований, с путешествующим – много познаний о странах, нравах, обычаях … Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость». (Свт. Игнатий Брянчанинов)
Сотворенный по образу и подобию Божию, человек призван к соединению с Богом, святости. Святость – цель христианской жизни. Идеал святости – Сам Бог: Будите совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5, 48). Человек призван стать богом по благодати.
Святость: подвиг и благодать
В мире Богочеловеческой веры две огромные силы обращены друг к другу: благодать Божия и человеческая свобода. Соединенные верою они рождают святого человека. Прп. Иустин Попович
Недостижимая немощными человеческими силами, святость обретается в соработничестве – синергии – Бога и человека; в согласии двух воль – Божественной и человеческой; в сослужении человека Богу и в восполнении человека Богом. Со стороны человека – свободное произволение на такое сотрудничество, доказываемое всеусильным подвигом исполнения евангельских заповедей, со стороны Бога – Божественная благодать, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», подаваемая, главным образом, через церковные Таинства.
Прп. Иустин Попович пишет об этом так: «…для моего спасения необходимы и Божия благодать, и вся моя свободная воля … все я должен давать от себя через святые добродетели и все принимать от благодати через Св. Таинства. Спасение мое полностью зависит от Божией благодати. Но точно так же мое спасение всецело зависит от моих подвигов».
На этом пути «подвига и благодати», который и есть путь христианской жизни, обретается святость. Сонмы подвижников прошли по нему, явив миру величайшие образцы святости. По этому пути призван идти и каждый из христиан – другого пути на Небо нет.
Опыт святости
Какое верное руководство к Небу, засвидетельствованное самим Небом, – писания отцов! Свт. Игнатий Брянчанинов
Опыт прохождения пути всесторонне отражен в отеческих наставлениях, сочинениях, житиях, вошедших в Святоотеческое Предание Церкви. Из них можно научиться всему, что необходимо в христианской жизни: правильному разумению Свщ. Писания, правой вере, жительству по евангельским заповедям, правилам аскетики. Святоотеческое Предание в полноте содержит 2000-летний опыт христианской святости.
Великий дар Бога нашему времени – свободный доступ к отеческим книгам – дает нам бесценную возможность приобщаться святоотеческой мудрости, учиться мыслить и жить по-святоотечески в современных условиях.
«Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели … Усвой себе мысли и дух св. отцов чтением их писаний. Святые отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели … как единомысленный и единодушный св. отцам, ты спасешься», – пишет свт. Игнатий.
Свт. Игнатий и Святоотеческое Предание
Как важно нам, последним христианам, получить вдохновляющий пример и руководство св. отцов недавней поры или наших дней, тех, кто жил в таких же условиях, что и мы … и сберег в целости и сохранности первоначальное нестареющее учение. Иеромонах Серафим Роуз
В течение веков единогласно свидетельствуют св. отцы единое Божественное учение – принесенное на землю Вочеловечившимся Богом, переданное Им апостолам и воспринятое от апостолов св. отцами.
Живым звеном великой и неразрывной святоотеческой традиции является выдающийся подвижник и духовный писатель 19 в. свт. Игнатий Брянчанинов (1807 – 1867), прославленный в 1988 г. Русской Православной Церковью в лике святых «за святость жизни, которая раскрывается в его творениях, написанных в духе подлинно Православного Святоотеческого Предания».
Сочинения свт. Игнатия основаны полностью на учении отцов и раскрывают его применительно к современности. Святитель пишет: «Писания мои мне не принадлежат; их источник – отцы, они принадлежат отцам Православной Церкви».
Неуклонное последование святоотеческому учению, из которого составляется догматическое и нравственное Предание Церкви, святитель, в полном согласии со всеми отцами, считает единственным путем ко спасению.
Творения свт. Игнатия приняты во всем православном мире в качестве верного руководства в духовной жизни как монашествующих, так и мирян.
Одна из книг святителя не является, в полном смысле слова, его сочинением. Это «Отечник», составленный на основании различных патериков и сообщающий читателю удивительные примеры святой жизни.
«Отечник» свт. Игнатия
Патерики, в славянской книжности отечники, представляют собой сборники изречений св. отцов-подвижников или рассказов о них. Появившиеся с распространением монашества в 4-5 вв. три сборника: патерики Азбучный, Египетский и Лавсаик, положили начало жанру, ставшему необычайно популярным в христианской литературе.
«Отечник» свт. Игнатия содержит высказывания по вопросам христианской аскетики более 80 подвижников, а также примеры из их жизни. Для облегчения правильного понимания современным читателем мудрости древних святых «Отечник» прокомментирован святителем.
Патерики отражают великие образцы святости монашеской, но и миряне могут почерпнуть из них много полезного. И, помимо прочего, принести себе упрек за то, что мы так далеки от примеров совершенства, которые Господь показывает нам в Своих святых.
«Тут нет ничего измышленного… сочиненного; тут только пережитое, лично выстраданное и на опыте других, мудрейших и праведнейших, проверенное … никакому лабораторному физиологу и психологу не превзойти глубоких сердцеведцев – Макария Египетского, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина и др.» (Архиеп. Феодор Поздеевский)
Из «Отечника» свт. Игнатия
Брат спросил авву Пимена: каким образом должен человек проводить свое жительство? Старец отвечал: видим Даниила, на которого не нашлось другого обвинения, кроме обвинения в служении Богу.
Антоний Великий, преподобный авва, египетский пустынножитель, сказал: Братия! Будем веровать в Господа нашего Иисуса Христа и поклоняться Ему. Покорим себя Ему и потщимся исполнять волю Его во всякое мгновение. В другого Бога, кроме Его, не будем веровать… Будем веровать в Него от всего сердца нашего и жительствовать по заповедям Его, потому что вера без дел мертва есть (Иак. 2,20).
Непрестанно бодрствуй над собою, чтоб не быть обольщенным и сведенным в заблуждение, чтоб тебе не впасть в леность и нерадение, чтоб не быть отверженным в будущем веке … Ежедневно умирай, чтоб жить вечно: потому что боящийся Бога жив будет во веки.
Некоторому старцу сказали, что иные сподобляются видеть Ангелов. На это старец сказал: блаженны те, которые непрестанно видят грех свой.
Брат спросил авву Пимена Великого, что делать мне со грехом моим? Старец сказал: желающий избавиться от грехов избавляется от них плачем, – и желающий не впадать вновь в грехи плачем избегает впадения в них. Это – путь покаяния, преданный нам Писанием и отцами, которые сказали: плачьте! другого пути, кроме плача, нет.
Сказывали об авве Арсении Великом, что он постоянно имел платок на коленях, в то время, как сидел за рукоделием, по причине слез, падавших из очей его.
Людмила Кузнецова