30 августа (12 сентября – по новому стилю) Русская Православная Церковь празднует перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского (ок. 1220–1263). Его официальная канонизация состоялась в 1547 г. на Московском соборе, созванном митрополитом Макарием (1482–1563) и царем Иваном Грозным (1530–1584). С тех пор сотни церквей и монастырей были освящены во имя святого, как минимум два десятка из них находятся за пределами нашего Отечества.
Среди зарубежных храмов особым благолепием и пышностью оформления отличается собор Александра Невского в Париже. Несмотря на обилие и разнообразие достопримечательностей французской столицы, он неизменно привлекает внимание местных жителей и туристов.
Закладка первого камня в основание будущей Свято-Александро-Невской церкви состоялась 3 марта 1859 г. и была приурочена к годовщине восшествия на престол императора Александра II (1818–1881). Основатель собора – протоиерей Иосиф Васильев (1821–1881), понимал, что «неудобно» в столице Франции возводить скромное, ничем не примечательное здание, тем более что на протяжении многих лет православная церковь в Париже ютилась в небольших квартирах, принадлежавших российскому посольству. В течение нескольких десятилетий он добивался разрешения на строительство, лично организовал сбор средств, получил аудиенцию императора Александра II и первые 50000 рублей на сооружение церкви. Вслед за государем немалые средства пожертвовали Святейший Синод, московские и нижегородские купцы, представители русской общины в Европе. Усилия отца Иосифа оказались не напрасны: под парижским небом засияли купола великолепного собора, и, наконец, православие было официально признано во Франции.
Хотя иностранные архитекторы предлагали свои услуги по проектированию церкви, протоиерей Васильев обратился к русским мастерам, выпускникам Императорской Академии художеств – Роману Кузьмину (1811–1867) и Ивану Штрому (1823–1887). Имя последнего должно быть хорошо знакомо саратовцам, ведь именно он являлся автором проекта здания Радищевского музея, в котором, что интересно, хранятся эскизы некоторых росписей парижского собора.
Кузьмин предполагал построить собор по образцу церкви Вознесения Господня в Коломенском, однако архитектор Штром внес свои коррективы, и в конечном итоге была возведена пятиглавая церковь с шатровыми навершиями. В середине 1861 г. художники Евграф Сорокин (1821–1892), Александр Бейдеман (1826–1869), Федор Бронников (1827–1902) приступили к ее живописному оформлению. Выбор именно этих мастеров оказался неслучаен. Это были действительно талантливые авторы, к тому же – в 50-60-е гг. они постоянно проживали в Европе: в Италии, Франции. Их рекомендовал отцу Иосифу дипломат, князь Николай Орлов, который, в свою очередь, следовал совету давнего знакомого – известного художника Алексея Боголюбова (1824–1896), в будущем – основателя Радищевского музея.
Живописное оформление собора было завершено в 1885 г. К тому времени были расписаны стены, плафон, резной иконостас, а в апсидах левого и правого крыла красовались два полотна Боголюбова, исполненные на холсте масляными красками – «Проповедь Христа на Генисаретском озере» и «Хождение Спасителя по водам».
Росписи Сорокина, Бронникова и Васильева в парижской церкви – характерный пример академической религиозной живописи середины XIX в., ориентированной на классические образцы эпохи Возрождения. Они способствуют погружению человека в атмосферу евангельских событий и главное – понятно и живо иллюстрируют их.
В 1886–1888 гг. Бронников передал в Радищевский музей 130 живописных работ и свыше 200 рисунков, среди которых оказались два акварельных эскиза росписи южного полукупола Свято-Александро-Невского собора – «Вход Господень в Иерусалим». Художник изобразил Христа в окружении учеников и жителей города с пальмовыми ветвями в руках. Примерно в то же время музейное собрание пополнилось рисунками Боголюбова, в том числе карандашными эскизами «Проповеди Христа на Генисаретском озере». Мастер исполнил их в начале 1870-х гг. В «Записках моряка-художника» он вспоминал, что работать в церкви «приходилось с большой сноровкой, так как надо было рассчитывать на падающую тень…»
Картины Боголюбова украсили собор спустя 10 лет после его освящения, которое состоялось 11 сентября 1861 г. По воспоминаниям современников, в тот день тысячи людей – не только православных, но и католиков, протестантов – собрались на улице Дарю, дабы своими глазами увидеть первую православную церковь. Лишь несколько сот человек были удостоены права войти в нее и принять участие в Божественной литургии, которую совершил епископ Ревельский Леонтий (1822–1893), прибывший из Петербурга. Великолепие богослужения произвело на французов столь большое впечатление, что некоторые из них впоследствии перешли в православие. К примеру, аббат Гетте, оставивший интересные воспоминания о строительстве и освящении собора, который, по его словам, стал «одним из самых красивых украшений Парижа».
По окончании Литургии епископ Леонтий обратился к присутствующим с проповедью: «Здесь, вдали от отечества, братия мои, один православный храм. Как же не радоваться, что он не в обыкновенном уже доме, а есть отдельный дом Божий, куда каждый, во всякое время, может притекать с молитвою… Этот дом Божий, во славу Божию, для вас, чада Православной Церкви, для вашего назидания, освящения, спасения, для вас, кои, хотя, по обязанностям службы, по немощам телесным или по другим каким-либо обстоятельствам, обитаете здесь, вне России, однако ж, с членами ее составляете одно семейство, по единству крови и веры…»
В 1867 г. собор посетил Александр II, небесным покровителем которого являлся святой благоверный князь Александр Невский. Это был первый визит российского государя в Париж после 1815 г. «Большое количество знатных особ и все члены парижской русской и греческой колонии густо обступили великого православного императора. Церковь была переполнена. Церковный двор и соседние улицы были заполнены такой густой толпой, что городовым с трудом удавалось открыть проход для экипажей».
Впоследствии члены императорской семьи не раз посещали собор, а в 1896 г. на Литургии присутствовал Николай II (1868–1918). Император «был глубоко тронут приветствиями, которыми с утра его встречал парижский народ, и весьма поражен тем порядком, который толпа хранила повсюду, в том числе и в таких узких местах, как подступы к русской церкви…»
В 1883 г. в соборе отпевали известного писателя Ивана Тургенева (1818–1883). Протоиерей Дмитрий Васильев (1822–1902) – брат отца Иосифа Васильева «сказал над гробом прекрасное слово…» Литератора провожали в последний путь сотни почитателей его таланта.
Количество прихожан Свято-Александро-Невской церкви увеличивалось с каждым годом. Всё больше российских подданных эмигрировали во Францию, со временем собор стал «оплотом православного благочестия в… Париже», а после революции 1917 г. – религиозными культурным центром русской эмиграции. В церковь приходили не только «за утешением веры», но также узнавали последние новости о событиях, происходящих на родине, морально поддерживали друг друга.
В XX столетии в соборе венчались Пабло Пикассо и Ольга Хохлова, здесь отпевали Федора Шаляпина, Василия Кандинского, Ивана Бунина, Андрея Тарковского. В 1920-е гг. церковь переживала сложные времена: советское правительство притязало на принадлежащее ей имущество, однако судебные разбирательства окончились в пользу Церкви. Вплоть до этого времени она оставалась единственной Православной Церковью Парижа. А в 1983 г. получила статус исторического памятника.
За долгие годы существования тысячи людей нашли под сенью парижского Свято-Александро-Невского собора утешение и веру. По сей день в нем молятся за «всех наших братьев в православии… за соединение всех в истине и любви».
Ирина Яфарова
ст. научный сотрудник СГХМ им. А.Н. Радищева