Русская Фиваида

Вологда – город и регион, который принято называть Русским Севером — это удивительный край белых ночей, где можно увидеть Северное сияние. Край, с тысячами озер и рек с чистой питьевой водой, это край, где много неба и водной глади.Вологодский край в 1855 году религиозный писатель Андрей Муравьев назвал «Русской Фиваидой на севере» – по аналогии с египетской пустыней и городом Фивы, местностью, которая во времена Византии прославилась обилием христианских монастырей и подвигами иноческой жизни. Поэтическое сравнение «Северная Фиваида» так и осталось в обиходе описания данного края.

Не уступили величию северной природы и люди, святые подвижники, воздвигшие удивительные по красоте и мощи церкви и монастыри-крепости.

С двумя самыми величественными и известными монастырями Вологодского края кратко я бы и хотел познакомить наших читателей.

Одним из самых древних монастырей Русского Севера является Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Основанный в 1371 году учеником преподобного Сергия Радонежского, святым Димитрием Прилуцким.

Монастырь находится к северу от Вологды, на левом берегу одноименной реки, на ее повороте или излучине, «луце», отсюда и название Прилуцкий.

Преподобный Димитрий пришел в северные края из Переславля-Залесского и искал место для монастыря. Осматривая окрестности Вологды, он просил Господа и Богородицу указать ему место, где душа обрела бы покой. Тогда ему и явилась красивая речная излучина с колосившейся хлебной нивой. Поле принадлежало местным жителям Исидору Выпрягу и Илие Ракову. Узнав о желании монаха создать здесь обитель, они не только добровольно отдали Димитрию земли для устроения монастыря, но сами вытоптали на поле еще не созревший хлеб.

Спасо-Прилуцкая обитель стала первым на Вологодчине монастырем со строгим общежительным уставом, организованная по примеру Троице-Сергиевой лавры. Сам Спасо-Прилуцкий монастырь во время игуменства преподобного Димитрия также именовался лаврой.

Спасо-Прилуцкий монастырь пользовался большим уважением со стороны великих князей Иоанна III, Василия III и Иоанна IV Грозного.

Василий III с женой Еленой Глинской посетили Спасо-Прилуцкий монастырь в 1528 году во время паломничества по русским монастырям, в котором они молились о даровании наследников.

В 1542 году в монастыре был воздвигнут каменный Спасский собор, на его освящении присутствует 12-летний великий князь Иоанн IV Грозный.

В 1618 году монастырь подвергся разорению от отрядов поляков-литовцев, был полностью разорен, а монахи убиты.

В 1656 году Спасо-Прилуцкий монастырь возрождается и заканчивает постройку каменных стен и башен, возведенных по всем правилам строительства крепости.

Так в 1812 году, при вторжении французов в столицу, в Спасском соборе монастыря хранились вывезенные из Москвы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой Лавры и многих других монастырей и московских соборов. Драгоценности хранились до освобождения Москвы.

Спасо-Прилуцкий монастырь был основным форпостом Московского государства на Севере Руси. Связано это с удобным и выгодным расположением – на пересечении и водных, и сухопутных путей, обитель являлась важным военно-стратегическим и торговым пунктом на Севере России. При этом обитель всегда оставалась духовным центром Вологодчины, связанным с именами великих святых и с почитанием значимых для всей России святынь.

Сегодня монастырская жизнь активно возрождается. Восстановлены монастырские строения и ежедневно совершается полный круг богослужений. В обители располагается Вологодская духовная семинария, открытая в 2014 году трудами митрополита Игнатия, ныне Саратовского и Вольского.

Кирилло-Белозерский Успенский монастырь был основан в 1397 году архимандритом московского Симонова монастыря Кириллом, учеником преподобного Сергия Радонежского.

Монастырь находится в 130 километрах к северу от Вологды и со своей монументальной обителью-крепостью по сей день считается самым большим в Европе.

Житие преподобного Кирилла повествует о чудесном явлении преподобному Пресвятой Богородицы, которая повелевает ему идти в северные леса Белого озера для спасения: «Кирилле, изыде отсюду и иди на Белоезеро, тамо бо уготовах ти место, в немже можеши спастися».

Преподобный Кирилл оставляет всё и с иноком Ферапонтом уходит в указанное Божией Матерью место. На берегу Сиверского озера преподобный выкапывает землянку, где пребывает в молитвенных подвигах. Вскоре число учеников преподобного Кирилла увеличивается, начинается строительство монастыря. Позже инок Ферапонт, желавший безмолвия и уединенной жизни, уходит и неподалеку основывает Богородице-Рождественскую обитель, известную сегодня как Ферапонтов монастырь, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Преподобный Кирилл Белозерский обладал большим духовным авторитетом, вел переписку с князьями – сыновьями благоверного князя Дмитрия Донского: великим князем Василием, Георгием Звенигородским и Андреем Можайским, пишет им об ответственности носителей власти по отношению к своим подданным, призывает их судить праведно и честно и дает многие другие наставления, призывая их жить в мире.

Господь наградил основателя Белозерской обители даром прозорливости и исцелений.

Высокий духовный авторитет Кирилла Белозерского становится основой для превращения далекого северного монастыря в крупный культурный, просветительский и духовный центр Руси. Сюда стекались лучшие умы своего времени – книжники, богословы, иконописцы. С момента основания в монастыре действовал строгий устав, отличительной особенностью монастыря становится деятельность монахов по переписи книг, причем не только церковного содержания. К примеру, некоторые главы из Галеновской «Физики» переписывал сам преподобный Кирилл. Позже библиотека монастыря была одной из самых крупных библиотек Руси: 1065 книг насчитывалось в ней в 1601 году.

Среди паломников и вкладчиков Кирилло-Белозерского монастыря многие русские аристократические фамилии: сыновья Дмитрия Донского, великие князья Василий II Тёмный и Василий III, цари Иван IV Грозный, Борис Годунов, Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович Романовы, император Петр I, императрица Екатерина I, бояре Воротынские, Шереметевы, Голицыны, Воронцовы и многие другие.

Основное строительство развернулось на территории монастыря в XVI –XVII вв. Меньше чем за два столетия после кончины основателя затерянный в глухих северных лесах небольшой деревянный монастырь вырос в великолепный город, поражавший взоры паломников обилием церквей, узорочьем башен, стен, живописностью служебных построек.

В монастыре находились отдельные деревянные покои часто приезжавшего в монастырь царя Ивана Васильевича Грозного.

Бурные события первой четверти XVII века не обошли сторо­ной монастырь. После освобождения Москвы разрознен­ные отряды польских и литовских интервентов двинулись на Се­вер, разоряя по пути города. 20 августа 1612 года вражеские отряды пришли к стенам Кирилло-Белозерского монастыря. Благодаря мощным стенам и героической борьбе гарнизона, монахов и местных жителей монастырь сумел выстоять в многомесячной осаде и отбить несколько штурмов.

С 1676 по 1681 год в Кирилло-Белозерском монастыре, до самой своей смерти, в ссылке пребывал низверженный патриарх Никон, осужденный на соборе 1666 года.

В 1764 году, после указа императрицы Екатерины II об изъятии у монастырей земельных угодий, богатейшая обитель разорилась. Последующие века заботами игуменов монастыря станет лишь сохранение монастырского ансамбля и пресечение полного упадка монастыря.

После событий 1917 года новая власть грабит обитель, расстреливает настоятеля. От полного разорения монастырь спасло присвоение ему в 1924 году статуса историко-архитектурного музея.

Комплекс храмов обители насчитывает 11 храмов. Главнейшим достоянием монастыря является богатейший иконостас 1497 года, почти полностью сохранившийся до наших дней – потеряв лишь две иконы из 60-ти.

В 1998 году начинается новая история Кирилло-Белозерского монастыря – часть обители передают Русской Православной Церкви. Сегодня в главном Успенском соборе совершаются ежедневные богослужения.

Иерей Андрей Фомин, апрель 2022 год