Таинство Крещения – это очень ответственный шаг в жизни, и относиться к нему надо серьёзно, оно является одним из основных условий спасения любого человека. Ведь Сам Господь сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3,5).
Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую.
Свт. Филарет (Дроздов) «Православный катехизис»
Следует понимать, что, принимая Крещение, крещаемый принимает и вероучение Православной Церкви. И это логично, ведь он становится чадом, т.е. ребенком – сыном или дочерью – Церкви. А так как участвовать в этом Таинстве можно только добровольно, то предполагается, что данный человек во всем согласен с православным вероучением. Нужно отметить, что главными причинами для Крещения должны являться стремление спастись и наследовать Царство Небесное, стать частью Церкви, осознание того, что без помощи Божией и Церкви спасение невозможно. Не следует в Таинстве искать здоровья, ума, способностей к ученью. Это – второстепенное, оно не должно заслонять главного. Христос сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6, 33).
Плодом Крещения человека должно быть то, что он перестает жить для себя и начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни. Необходимым условием принятия этого великого Таинства взрослым человеком являются твердая вера и покаяние во всех грехах, совершенных до Крещения. Человек, ставший христианином, должен решительно переродиться по слову Господа, сказавшего: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14, 15), и обещавшего таковым: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15, 10).
Из слов Спасителя: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк.16,16), следует, что Крещению должна обязательно предшествовать вера. В 12 в. в Патриарший Синод в Константинополе пришли несколько турок, заявивших, что они христиане. «Как же случилось, что вас, турок, магометан, окрестили?» – спросили их. Они отвечали, что у них «существует обычай крестить своих детей у православных священников, потому что, по их мнению, во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и “смердит как собака”, пока ребенок не получит христианского Крещения». Синод не признал такого Крещения, потому что они искали его не как средства, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, не с добрым православным намерением, но как некое «телесное лекарство» и чародейство (см.: Правила Православной Церкви с толкованиями еп. Никодима Милаша).
Юноши и девушки при поступлении в институт или колледж не осмеливаются прийти на экзамен без подготовки. Здесь же дело более великое, более страшное, здесь Сам Бог, сами Ангелы предстоят, принимая вашу веру, вашу готовность.
Приходящих ко Крещению приходится спрашивать, молятся ли они Богу. Очень часто получаешь ответ: «Нет». Некоторые даже добавляют: «Как можно молиться некрещеному?» А между тем, именно некрещеному надлежит, может быть, даже больше молиться, чтобы Бог сподобил его Святого Крещения. Из житий свтт. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, равноап. Константина Великого, вмч. Пантелеимона и мн. др. мы видим, как долго молились они перед Крещением, посещали богослужения в храме, изучали догматы святой веры. Еще до принятия Таинства Крещения своей горячей молитвой они совершали чудеса.
Итак, перед Крещением необходимо чтение Евангелия, изучение истин святой веры, истории Церкви, посещение богослужений. Недаром Христос заповедал апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28,19).
Крещаемый не просто исповедует свою веру на словах, он изъявляет готовность и на деле начать жизнь по заповедям Христовым, бросив тем самым вызов силам зла. Вот как об этом пишет священник Константин Пархоменко: «Приходящим к крещальной купели я говорю: вы понимаете, что всегда, именно всегда, будете противостоять сатане. Сатана будет всегда вредить вам и враждовать против вас. Вы готовы к этому?.. И далее я привожу пример. После Крещения жизнь у человека становится сложнее, труднее. Все, что раньше получалось, рушится, могут обостриться болезни… Все это потому, что вашим врагом станет диавол, и лишь жизнь церковная может нас уберечь от демонического злого воздействия. Креститься и не жить жизнью Церкви – это все равно, что объявить войну могущественному врагу и потом, бросив оружие, бежать от него. Вы готовы, крестившись, ежедневно противостоять разъяренному диаволу, готовы во всем доверять Богу, ежедневно молиться, ходить в храм, как того требует Церковь, упражняться в доброделании? И многие из приходящих к Крещению честно отвечают: “Не готовы”, и уходят от купели». Эти слова многим покажутся очень жесткими, но они основаны на Священном Писании, в котором говорится: «наша брань не против крови и плоти, но против … мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6,12).
Крестные родители
Для крещения младенцев, которые не могут подготовиться к Таинству Крещения, необходимы восприемники (крестные). Восприемник (греч. анадехоменос – поручитель за должника) – человек, принимающий на себя обязанность наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, следить за его воспитанием, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости, воздержанию, любви и другим добродетелям. На крестного ложится часть ответственности за поступки его крестника.
По канонам, необходимым считается только один восприемник: мужчина – для крещаемого лица мужского пола, женщина – для лица женского пола. Но по традиции, укоренившейся в России с 15 в., родители, как правило, выбирают двоих восприемников: мужчину и женщину.
Когда ребенок достигнет сознательного возраста, восприемник должен будет объяснять ему основы Православной веры, водить его к Причастию и заботиться о его нравственном воспитании. Поэтому, выбирая крестных для своих детей, родители должны руководствоваться, прежде всего, не соображениями их высокого социального или имущественного статуса, а уверенностью в том, что будущие крестные, сами являясь верными чадами Православной Церкви, смогут выполнить те обязанности, которые налагает на них Церковь по отношению к крестнику.
Крестный родитель обязательно должен быть не просто крещеным, но и воцерковленным человеком, который участвует в жизни Церкви, т.е. кается в своих грехах и регулярно причащается Тела и Крови Христовых.
У крестных родителей по отношению к крестникам есть три основные обязанности:
Молитвенная. Крестный обязан молиться за своего крестника, а также по мере возрастания и его научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом и просить Его о помощи;
Вероучительная. Крестный должен обучать крестника основам христианского вероучения, при этом восполняя пробелы и своего христианского образования;
Нравоучительная. На собственном примере крестный должен показать малышу образец исполнения христианских добродетелей: веры, любви, милосердия и т.д., чтобы малыш возрастал настоящим христианином.
Не могут быть восприемниками следующие лица: монахи и монахини; родители (для собственных детей); неверующие; некрещеные; малолетние дети; психически ненормальные (душевнобольные) люди; лица, пришедшие в храм в нетрезвом виде. Лица, состоящие между собой в браке (либо жених и невеста) не могут быть крестными одного ребенка, т.к. при духовном родстве брак недопустим. (При этом они могут быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей).
В крайнем случае допускается Крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом. Отец и мать могут присутствовать на Крещении собственного ребенка. Но мать крещаемого может быть и не допущена к участию в Таинстве, если не прошло еще 40 дней после родов и над ней не прочитана особая молитва.
Чинопоследование Таинств Крещения и Миропомазания
Готовящийся стать членом Церкви через принятие Таинств Крещения и Миропомазания должен ознакомиться с их чинопоследованием.
Пред началом Таинства Крещения читается молитва на наречение имени.
Затем начинается чин оглашения. Он состоит из молитв запрещения на нечистых духов, отречения от сатаны и соединения со Христом, исповедания веры и молитвы, в которой испрашивается благодать Божия на приступающего к Крещению.
По учению Церкви, основанному на библейских свидетельствах, пророческих откровениях и ее мистическом опыте, источник зла в мире не абстрактен, а совершенно определенно персонифицирован в падших духовных сущностях. Именно поэтому в чине оглашения есть три молитвы запрещения на нечистых духов. В исповедании веры крещаемый либо крестный читает «Символ веры» – краткое, но точное изложение основных догматов Православной веры.
Крещение начинается с освящения воды, затем следует елеопомазание, после которого совершается погружение в освященную воду крещаемого со словами: «Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, аминь» (первое погружение), «И Сына, аминь» (второе погружение), «И Святаго Духа, аминь» (третье погружение). Сразу после погружения на новокрещенного возлагается крест – знак принятия им крестной жертвы Господа Иисуса Христа, веры, что Христос истинно умер и истинно Воскрес из мертвых, так что в Нем мы можем умереть для греха по отношению к нашей смертной жизни и стать причастниками – здесь и теперь – жизни вечной.
После погружения в купель священник в Таинстве Миропомазания помазует новопросвещенного св. Миром: запечатлевает «печатью дара Духа Святаго». Через Миропомазание Святой Дух сходит на каждого христианина, исполняя его силой Божией, как некогда в день Пятидесятницы Он сошел на учеников Христовых. Св. Миром помазуются лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки и ноги, дабы через помазание освятить всего человека: и тело, и душу. Миропомазание – самостоятельное Таинство, хотя оно связано с Крещением и совершается, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель.
Завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания совершаются сразу же после чтения Евангелия. Первый обряд – это омывание с тела новокрещенного св. Мира. Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу. Христианин должен нести печать дара Духа Святого в своем сердце.
Пострижение волос, которое совершается сразу после омывания Мира, с древнейших времен было символом послушания и жертвы. В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты начинается с жертвы Богу, т.е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты, – волос.
***
Святое Крещение является духовным рождением человека, т.е. началом его духовной жизни, и в ранние годы от родителей и крестных зависит, каким будет продолжение. Постарайтесь, чтобы общение вашего ребенка с Богом продолжалось, и прежде всего в Таинстве Причащения, в котором человек воистину соединяется с Богом.
Иерей Александр Степовик