Свято-Троицкий собор по праву можно считать одним из главных символов Саратова. Однако трудно себе представить, что привычной городской картины, которую мы видим, проходя или проезжая мимо Музейной площади, 300-400 лет назад не существовало. Не было ни здания Краеведческого музея, ни классической русской гимназии, ни даже привычного для большинства верующих горожан каменного двухэтажного собора. Летом 1674 г. здесь вовсю кипела работа, шло выполнение указа царя Алексея Михайловича: «Саратов город делать на горах новый». Проходила выгрузка с подходящих к берегу судов провианта, пушек и боевого припаса к ним. Разбирались плоты, связанные из мощных древесных стволов, годных для городового дела. Происходила разметка линий, по которым предстояло копать рвы, строить крепостные стены и боевые башни.
Храм расположился на обустраиваемой в то время главной площади, мимо которой проходила дорога на Москву (ставшая впоследствии Московской улицей). Посвящен он был Святой Троице. Его строители – московские стрельцы – пожелали дать новому храму наименование «Троицкий», вероятно, в напоминание о великой святыне Руси – Троице-Сергиевой Лавре.
Храм был деревянным, построенным на манер обычной избы. И имел всего один этаж, т.к. в то время, по причине большой пожароопасности, не возводились двухэтажные деревянные храмы, чтобы молящиеся в случае пожара могли свободно покинуть храм. Внутреннее убранство церкви соответствовало её простому внешнему виду: стены сруба не были оштукатурены, но оклеены холстом, по которому «были нарисованы иконы и картины из Священного Писания».
Окна в храме имели продолговатую форму и были узкими, поэтому внутри царил полумрак. Стекло в 17 веке при строительстве не употребляли из-за большой цены редкого материала. Вместо него использовали небольшие тонкие листы слюды, вставляемые в специальные рамки, из которых и составлялось оконце.
Священникам и прихожанам того времени приходилось в зимний период молиться в неотапливаемом храме, т.к. в старину в деревянных церквах, во избежание пожаров, вовсе не устраивалось печного отопления. Только в каменных церквах допускалось устраивать печи. Причем, если храм был двухэтажный, печи размещались на нижним этаже, верхний же нагревался трубами, проводимыми из печей нижнего храма.
Колокольни, как и колоколов, при первом храме не существовало. Их с успехом заменяли била, подвешенные на сооруженной для них звоннице, которая представляла собой перекладину, укрепленную на столбах и покрытую обыкновенно двускатной крышей. Это были т.н. била великие, имевшие вид металлических пластин разной величины. В настоящее время на колокольне Троицкого собора размещается одно из таких бил массой 500 кг.
Первый храм простоял недолго – всего 10 лет. Причиной тому послужили многочисленные пожары, от которых пострадал и наш храм. Поэтому в 1684г. «протопоп с братиею» бьёт челом митрополиту Астраханскому и Терскому Савватию (Саратовской епархии в то время не существовало) с просьбою благословить постройку нового каменного храма.
Только через 5 лет, после троекратного обращения, было получено разрешение на строительство. Интересно отметить, что владыка Савватий не разрешил строить церковь шатровой формы, излюбленной на Руси. Запрет действующий с 1589г., объяснялся тем, что «высокие шатровые церкви Божьим повелением молнией пожигает».
Помимо Троицкого собора, в городе на то время было еще несколько церквей. Самая старая – Казанская. Она стояла еще в левобережном Саратове. Была разобрана и перенесена в новый правобережный город и отстроена заново. В 1712 г. она, как и весь Саратов, сгорела дотла. На её месте в скором времени воздвигли новый храм, освященный также в честь Казанской иконы Божьей Матери. В настоящее время на месте, где был храм, по улице Лермонтова, расположен жилой пятиэтажный дом. О церкви напоминает только сохранившееся от храмового комплекса здание часовни.
Спасо-Преображенская церковь находилась за Глебучевым оврагом на берегу Волги (своё название он получил по имени первого воеводы, ранее же овраг назывался Воровским, т.к., поросший густым лесом и кустарником, давал прибежище разбойникам, грабившим суда, плывшие мимо оврага по Волге). На её месте сейчас стоит Областной институт усовершенствования учителей.
Но вернемся к нашему храму. После получения разрешения на строительство закипела работа. И через 6 лет, в 1695г., новый двухэтажный храм, выстроенный на месте старого, был освящен. Верхний придел – в честь Святой Троицы, а нижний – в честь Успения Божьей Матери.
Не следует однако думать, что Троицкий собор в 1695 году выглядел так же, как и в наше время. Тогда он был значительно меньше. И нижний, и верхний храм состоял из трех отделений: алтаря, средней и трапезной части, к которой с западной стороны примыкала небольшая галерея-фронтон.
Александр Станотин (ныне иерей Александр)