Приближаются недели Великого поста. Мы стремимся духовно подготовить себя к великопостному подвигу. Церковь тоже готовится встретить постовые дни: изменяются действие и смысловая нагрузка богослужений, получают новую окраску– более сдержанную и строгую – церковные песнопения.
В эти дни в нашем соборе звучат глубокие, созерцательные произведения композиторов А.Д. Кастальского, А.Т. Гречанинова, переложения старинных знаменных напевов, сделанные композиторами Московской синодальной школы и современными авторами, регентами православных храмов.
Среди таких авторов ярко выделяется имя руководителя хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии архимандрита Матфея, скончавшегося в 2009 г. Его памяти и посвящается эта статья.
Почти 50 лет о. Матфей руководил пением в обители Преподобного Сергия. За это время им была создана своя школа церковного пения, переложено большое число песнопений на распевы, которые принято считать Лаврскими. Он полностью посвятил свою жизнь служению Богу и церковному пению.
С детства на клиросе
Лев Васильевич Мормыль — так звали архим. Матфея до принятия монашеского пострига — родился 5 марта 1938 г. Родина о. Матфея — Северный Кавказ, пригород Владикавказа, станица Архонская бывшей Терской области. Он явился выходцем из благочестивой православной певческой семьи. В своем роду о. Матфей представлял уже четвертое поколение певчих. Его мать много лет была певчей на клиросе в большом праздничном хоре. Дед о. Матфея тоже пел в церкви и был помощником руководителя знаменитого хора, составлявшего почетный конвой наместника Кавказа генерал-губернатора графа И.И. Воронцова-Дашкова. Сам будущий регент попал в храм и на клирос в возрасте семи лет, здесь и состоялось первое знакомство с нотной азбукой и начальными музыкальными навыками. Стал приобщаться к пению: подсказывал и помогал слепым певчим, которые в то время составляли как бы костяк ежедневной службы (современный повседневный левый хор).
Мечтая стать священнослужителем, о. Матфей через год после окончания школы поступил в Ставропольскую духовную семинарию, где одним из специальных предметов было церковное пение. На богослужение здесь обращал особое внимание Ставропольский архиепископ Антоний (Романовский). В свое время он был участником «Идеальной всенощной» (так называли всенощное бдение, которое было совершено в Киевской духовной академии в начале 20 в. в строгом соответствии с Церковным Уставом под научным руководством профессора литургики М.Н. Скабаллановича, автора «Толкового Типикона»). Было на что посмотреть, что выбрать, чему поучиться и что полюбить.
Семинарист Лев учился практически во время службы. На правом клиросе кафедрального храма располагался архиерейский смешанный хор, на левом — семинарский, мужской. Именно здесь, в Ставропольской духовной семинарии Лев приобрел ценнейший и полезнейший навык — расписывать и распевать стихиры, так как приходилось регулярно переписывать богослужебные тексты вручную (ведь ксероксов и копировальных машин ещё не существовало). Благодаря этой ответственной работе тексты многих стихир Лев выучил наизусть.
«На моем пути все было как бы предопределено», – признавался в одном из интервью о. Матфей. Даже каникулы в семинарии были наполнены бурной певческой деятельностью: Льву выпала возможность поехать в курортный город Ессентуки, где он был псаломщиком и впервые попробовал себя в качестве регента на левом клиросе одного из храмов города. Тогда этим хором управлял диакон Павел Звоник — известный на Северном Кавказе регент и композитор. Безусловно, молодому семинаристу было чему поучиться у знаменитого мастера церковного пения.
Позже (в 1959-63гг.), обучаясь в Московской духовной академии, о. Матфей открывает для себя так называемый «Местный Обиход». Оказывается, в каждом храме существуют свои варианты одних и тех же песнопений. Будущий архимандрит знакомится с особенностями исполнения распевов Киево-Печерской Лавры, Почаевской Лавры, т.е. происходит накопление ценного слухового опыта, который зачастую отсутствует у современных регентов. Церковно-певческая исполнительская практика о. Матфея, сочетаясь с научной деятельностью и изучением древних распевов, буквально кипит, с головой захватывая молодого регента.
И вот, наконец, 14 октября 1961 г.— на праздник Покрова Пресвятой Богородицы — в Лавре состоялась первая служба со смешанным хором, которым руководил тогда еще послушник Лев. По будням он пел службы с народом, а по праздникам — со смешанным хором. Потом к этим послушаниям прибавился еще мужской хор. С 1961 г. и до последних дней своей жизни о. Матфей являлся уставщиком и старшим регентом хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, руководителем объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных академии и семинарии (одновременно он преподавал в Московских духовных школах «Церковный Устав», «Священное Писание Ветхого Завета» и «Литургику»).
Церковное песнотворчество
Одна их главных трудностей, с которой пришлось столкнуться новому регенту, – почти полное отсутствие нотной библиотеки. Все песнопения приходилось переписывать от руки и расписывать по партиям. Библиотеку для хора, которая имеется сейчас в Лавре, о. Матфей собирал буквально по крупицам. Здесь родилось главное правило: регент всегда должен быть готов к тому, чтобы какой-то распев поменять на более упрощенный (или наоборот) для исполнения тем непостоянным составом певцов, который собрался в настоящий момент на клиросе.
О. Матфей никогда не сидел без дела, постоянно работал над собой, самообразовывался. Часто в Лавру приезжали интереснейшие, выдающиеся в области церковного пения люди, с которыми отцу Матфею посчастливилось встречаться. Живое общение с ними было очень важным и утверждающим для молодого регента. Это и беседы с богословом и музыковедом Николаем Дмитриевичем Успенским, и разговоры с регентом патриаршего хора Виктором Степановичем Комаровым, чуть позже, будучи уже архимандритом, он работал с Сергеем Зосимовичем Трубачёвым – опытным педагогом и дирижёром. С последним у о. Матфея сложились дружеские отношения, основанные на профессиональном интересе к старинной церковной музыке и особенностям звучания монастырских хоров. Именно благодаря общению этих двух людей у С.З. Трубачёва появилось желание сочинять песнопения. Сначала о. Матфею было предложено переложение одного из духовных сочинений, созданное Трубачёвым. Предложенный вариант был принят и стал исполняться. В дальнейшем Сергей Зосимович стал писать не только обработки, но и самостоятельные сочинения. О. Матфей был первым слушателем, строгим рецензентом и исполнителем большинства произведений С. З. Трубачева. Во взаимном общении двух мастеров проявлялись черты соборного церковного творчества, которое, безусловно, приносило обильные плоды.
Сам о. Матфей тоже начинает заниматься переложением стихир на различные старинные напевы и пробует себя в качестве композитора. Так, под редакцией о. Матфея формируется и утверждается напев Троице-Сергиевой Лавры, звучащий в настоящее время повсеместно. Благодаря этому репертуар хора Троице-Сергиевой Лавры не только обогатился и стал особенно выразителен, но и несколько изменились и обрели завершенность определённые церковные чинопоследования (Пассия, служба Рождества Христова, чин Погребения Пресвятой Богородицы, царские часы, утреня Великой Пятницы).
Важно также сказать, что архим. Матфей совместно с несколькими опытнейшими священнослужителями в преддверии празднования 1000-летия Крещения Руси занимался подготовкой богослужебных текстов и специального чинопоследования к этому празднику. Позднее (в 1989г.) эти священнослужители вошли в состав Синодальной Богослужебной комиссии, в которой о. Матфей участвовал в составлении и редактировании новых богослужебных текстов, а также в решении других литургических вопросов.
В это же время хоровой коллектив Троице-Сергиевой Лавры под управлением архим. Матфея достигает своего высочайшего исполнительского мастерства. Объединенный хор приобретает мировую известность, начинаются гастрольные поездки по городам России и за рубежом. Этот православный певческий коллектив своими выступлениями и молитвенным исполнением русской духовной музыки производит особенное и незабываемое впечатление на слушателей. Параллельно с гастролями осуществляются записи концертных выступлений хора, издаются пластинки и компакт-диски. Кроме этого, о. Матфей отдает в печать значительную часть своих рукописных нот – этот накопленный и отшлифованный им на практике бесценный опыт регентского служения в Лавре. Из богослужебного репертуара хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры выходят в свет крупнейшие нотные сборники: «Рождественский праздничный триптих», «Всенощное бдение», «Подобны старинных монастырских напевов», «Песнопения Постной Триоди», «Песнопения Страстной седмицы».
Разворачивается бурная концертно-музыкальная и просветительская деятельность архим. Матфея. За заслуги он удостоен звания профессора кафедры литургического богословия и богослужебного пения. Его имя становится известно даже неискушённым любителям церковного искусства. Не имея специального музыкального образования, опираясь лишь на живой слуховой опыт и творческое сотрудничество с мастерами церковного пения, о. Матфей создал свой неповторимый исполнительский стиль и составил целый багаж практических музыкальных навыков. Его стилю свойственен особенный – энергичный, вдохновенный, полиритмичный – характер звучания мужского хора. Под регентскими руками о. Матфея возникало неповторимое по своей палитре, внутреннему пульсу и духовному проникновению звучание Лаврского хора на всех важнейших службах Русской Церкви в течение нескольких десятилетий. Но главным служебным принципом, по словам о. Матфея, было провести службу так, чтобы не совестно было ни перед Богом и святыми, ни перед распевщиками и музыкантами. Приблизить исполнение, насколько можно, к каноническому идеалу. Многим людям хорошо известна фраза архимандрита: «Поя — служи! Служа — пой!»В ней раскрывается глубинная связь между богослужением и его музыкальным оформлением, эту связь о. Матфей ставил превыше всего.
***
15 сентября 2009 г. после продолжительной болезни архим. Матфей ушёл из жизни. Для Троице-Сергиевой Лавры это был удар, ведь о. Матфей был буквально её душой, человеком, который трудился не покладая рук и до последнего дня оставался преданным Церкви и своему регентскому делу. Архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских духовных академии и семинарии назвал архим. Матфея самородком, который обладал талантом от Бога и этот талант приумножил, достигнув необычайных высот в церковном пении. Владыка-ректор добавил: «Он может уверенно сказать: “Вот те таланты, Господи, которые Ты мне дал, и вот те, еще приумноженные, которые я принес Тебе”».
В настоящее время самобытные традиции монастырского пения, заложенные архим. Матфеем, сохраняются в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и продолжают распространяться через плеяду его учеников. Многие из них, являясь священниками и архиереями в разных уголках страны и мира, продолжают дело своего учителя — несут людям и Богу православное пение. А о. Матфей навсегда останется в памяти людей величайшим русским регентом, регентом от Бога.
Вера Попечителева