О великопостном богослужении и личной молитве, покаянии и движении человека к Богу мы беседуем с клириком Свято-Троицкого собора иереем Вадимом Мартьяновым( ныне клирик Свято-Троицкого Кафедрального собора г. Покровска).
– Отец Вадим, расскажите, пожалуйста, как складывался Ваш путь к Богу?
– Я помню себя с двухлетнего возраста и привык к тому, что в нашем доме всегда была молитвенная обстановка. Моя прабабушка все время молилась, ежедневно читала утреннее и вечернее правило. Она родилась до революции и воспитывалась в церковной семье. А когда в их селе разрушали храм, ей удалось спрятать у себя дома несколько икон. Эти иконы стояли у нее в божнице, и перед ними все время горела лампада. У прабабушки были старая, еще дореволюционного издания Псалтирь, Евангелие.
Помню, как мы с прабабушкой ежегодно на Радоницу ходили на кладбище, ухаживали за могилками. Мои родители также всегда верили в Бога. Когда мне было одиннадцать лет, они повенчались. А затем мы всей семьей совершили паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. И там я окончательно решил, что стану либо священнослужителем, либо военным. А на деле получилось и то и другое. Несколько лет учился в военном училище, а теперь вот стал священником. Хотя всегда мечтал быть военным священником.
Сейчас мы переживаем особое время постного странствия. А что значит Великий пост для Вас?
– Для меня Великий пост – это, прежде всего, следование опыту Церкви, святоотеческой традиции. Ведь каждый христианин должен следовать проторенной дорожкой святых отцов, нам нет нужды выдумывать что-то свое. Пост – это время работы над собой. Для меня это, с одной стороны, нечто особое, праздничное, напряженное, но, одновременно, и обыденное, привычное с детства.
– Великий пост – это целый путь от Прощеного воскресения до Пасхи. Церковь предлагает нам в эти дни множество особых служб. Есть ли у Вас любимое великопостное богослужение?
– Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Почему? Наверное, это риторический вопрос, который не требует ответа. Даже если человек первый раз в эти дни переступил порог храма, он обязательно останется хотя бы ненадолго и послушает эти удивительные по своему содержанию слова.
– Великопостное богослужение в нашем соборе отличается благолепием, продолжительностью. А насколько это следование Уставу тяжело дается вам, священнослужителям?
– Конечно, как и все люди, мы имеем свои немощи, утомляемся. Но, прежде всего, мы – священнослужители. Кроме того, в нашем храме служат образованные священники, которые не только слушают богослужение, но и принимают в нем активное участие. А перед мысленным взором участника богослужения проходит в молитвенных образах вся Библейская история человечества. Ведь православное богослужение вырабатывалось два тысячелетия.
Человек, который внимательно слушает все, что поется или читается в храме, переносится от эпохи к эпохе, постепенно продвигаясь к распятию и Воскресению, которое находит свое отражение в Литургии. Все это актуализируется во время молитвы, приобретает личное значение.
– В наши дни многие люди только начинают поститься, ходить на богослужения. На что, по Вашему мнению, стоит обратить особое внимание христианину, который только начинает воцерковление?
– Прежде всего, в церковной жизни должно быть молитвенное общение. Я бы посоветовал этим людям сначала поговорить со священником и установить для себя домашнее молитвенное правило. Затем с определенной частотой посещать общественное богослужение. При этом нужно прислушиваться к советам священника, принимая его благословение на веру. И, конечно, просить у Бога, чтобы Он даровал понимание богослужения.
Для меня, например, церковно-славянский язык открылся через чтение бабушкиной Псалтири. Я, честно говоря, тоже многое не понимал. Просто читал ежедневно по кафизме, какие-то слова, возможно, произносил неправильно. А потом стал как-то интуитивно понимать смысл.
– А тому, кто в Церкви многие годы? Ведь, к сожалению, восприятие богослужений, поразительных великопостных стихир и канонов с годами становится менее острым.
– Мне кажется, что переживание богослужения с годами должно не только не притупляться, а наоборот – становиться все более острым. Ведь чем больше мы читаем Евангелие, чем чаще слышим слова молитв, тем глубже раскрывается перед нами их смысл.
И хотя иногда, действительно, случается состояние сердечной холодности, равнодушия, его нужно воспринимать как обыденное искушение. Ведь случается, что и погода портится, солнце прячется за тучами. В такие моменты нужно просто перетерпеть, проявить мужество, еще большее усердие, и тогда наступит благодатное утешение.
– Человек, который только приходит в храм, порой не знает, как правильно молиться. Что бы Вы посоветовали в этом случае?
– Умение молиться – это великая наука. Тем, кто только начинает ее постигать, я бы посоветовал следующее. Если вам что-то непонятно в утренних или вечерних молитвах, просто возьмите молитвослов, прочтите, как обычную книгу. Попытайтесь понять, о чем говорится в каждой молитве. Если нужно, переведите какие-то слова со словарем.
А потом, во время молитвы, старайтесь, прежде всего, удерживать внимание, не отвлекайтесь. Святые отцы говорят, что нужно обращаться к Богу как к Личности. Молитва в чем-то похожа на разговор двух людей между собой. Ведь когда мы общаемся с человеком, он всецело занимает наше внимание.
– Чьи произведения о молитве Вы посоветовали бы прочитать?
– Я посоветовал бы почитать книгу о жизни старца Иосифа Афонского. Он жил на Афоне в середине двадцатого века. У этого человека возникло острое желание подвига. Он прочитал, что нужно следовать за старцем. Отец Иосиф прибыл на Афон, общался с разными людьми, которые обучали его Иисусовой молитве. Затем он сам стал старцем, и сейчас выходят книги его учеников.
Еще мне очень нравится книга о преподобном Силуане Афонском. Он принадлежит к особому типу подвижников, которым Бог сразу ниспосылает огромные благодатные дары, а затем совершенно оставляет. В аскетике есть такое понятие «убегающий Бог», когда человек достигает какого-то рубежа, каких-то духовных целей, а потом чувствует совершенную богооставленность.
Состояние холодности, богооставленности бывает в жизни каждого человека. Но Бог не оставляет, а задает новый рубеж, который требует новых трудов. Время поста как раз подходит для этого. Нужно заглянуть вглубь своего сердца, увидеть этот рубеж. Потому что духовная жизнь христианина требует постоянного движения. Покаяние не имеет конечного этапа. Даже великие угодники Божии продолжали всю жизнь каяться. Покаяние – это постоянное движение души к Богу.
– Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям на оставшиеся дни Великого поста?
– Я бы хотел пожелать всем нам, чтобы не только Великим постом, но и во все дни своей жизни, мы воспринимали все, что с нами происходит, как урок Божий. Чтобы все события мы подвергали евангельскому анализу, вспоминая, что по этому поводу читали в Священном Писании. Это будет самым лучшим проведением нашей земной жизни.
Беседовала Марина Шмелева