В 2006 г., после значительной реставрации, открыл свои двери для прихожан Троицкого собора нижний – Успенский – храм. Несколько лет здесь проходил капитальный ремонт и велись работы по восстановлению интерьеров. Были полностью удалены старые осыпавшиеся росписи, выполненные в 1950-х гг. Для росписи внутреннего пространства храма пригласили мастеров из Палеха, продолжая давнюю традицию собора обращаться в этот прославленный иконописный центр.
Небольшое местечко в Ивановской области – Палех, является старинным иконописным центром древнейшей владимиро-суздальской художественной школы. Иконописный промысел зародился здесь еще в 16-17 вв. Палехские мастера придерживались древней техники иконописания и фрески даже в конце 19 столетия. В наше время промысел не умер, сохранились технологические секреты и стилистические приемы палехского иконописания. И сейчас художники Палеха возрождают старинную традицию создания полного внутреннего убранства храма – от золоченых киотов и иконостасов до икон и настенной фресковой живописи.
Росписи Успенского храма Троицкого собора были выполнены мастерской «Лик» под руководством О.Р. Шуркуса в традиционном для палехской художественной школы стиле живописи 17 в., который объединил архитектуру собора с решением его внутреннего убранства. Возведенный в конце 17 столетия храм был выполнен в особом стиле, условно называемом «нарышкинское барокко», который стал отражением народной любви к красоте, яркости окружающего мира. Пространство храма разделено арками на алтарную, подкупольную, трапезную части и притвор, кроме того, росписи можно увидеть на фасаде и паперти. Живопись каждой из частей посвящена своей теме; все вместе они воссоздают духовную модель мироздания, сложившуюся еще в первые века христианства.
Созданная позднее всего цикла росписей, в 2008 г., фреска фронтона стала одновременно завершающей и предваряющей его нотой. Выбор иконографии «Троицы ветхозаветной», обогащенной изображениями Авраама и Сарры, отражает общее стремление создателей росписи в подборе сюжетов и персонажей вернуться к ранним периодам христианства и демонстрирует умение палешан сочетать в изображении определенную жизненность и величавую монументальность.
Уже на паперти настенная роспись поражает своим размахом, сложностью и оригинальностью. Величественный образ Спаса Нерукотворного над дверью, ведущей в притвор, разделяет изображения северной и южной стен, повествующих об основании собора. По преданию, московские стрельцы привезли с собой образ Спаса Нерукотворного, который был списан иконописцем Троице-Сергиевой Лавры с фрески прп. Андрея Рублева. Северная стена представляет две композиции, отображающие создание иконы в келье монастыря и многолюдное шествие, провожающее образ в новопостроенную крепость на волжских берегах. На южной стене представлена грандиозная сцена строительства нового города среди диких необжитых земель. В новую деревянную церковь священник вносит Божественный образ, который охранит и защитит первопроходцев. А вдалеке, на правом берегу реки виднеется уже узнаваемый каменный Троицкий собор, заменивший первый деревянный. Создавая росписи паперти, палехские иконописцы показали не только свое прекрасное владение искусством композиции – они сумели передать с помощью иконописного языка своеобразие саратовского края и атмосферу освоения новых российских земель.
Роспись притвора Успенского храма посвящена наиболее ярким персонажам Ветхого Завета, и только западная стена, по традиции, представляет композицию Страшного Суда. Последовательность и повествовательный характер отображенных сцен дают возможность зрителю ознакомиться с библейскими событиями. Орнаментальные украшения, выполненные в позднем византийском стиле, придают цельность и завершенность всей росписи в целом.
Главным действующим лицом северной стены является святой праведный Авраам, и роспись этой части открывается сценой встречи его святым праведным Мелхиседеком после победы над царем Северного Ханаана. Мелхиседек, который представлен здесь как прообраз Сына Божия и, одновременно, христианского священства, благословляет Авраама хлебом и вином. Главные герои окружены большим количеством второстепенных лиц, что традиционно для палехских иконописцев. Сюжетные сцены объединяются пейзажными элементами, создавая эффект непрекращающегося рассказа. Так, дерево, декоративно обрамляющее первую композицию, превращается в дуб, под которым располагаются Ангелы в гостях у Авраама.
Центральной сценой северной стены является изображение Пресвятой Троицы. Использована иконография так называемой ветхозаветной Троицы – три Ангела, благословляющие Жертву. Создавая свою композицию, палехские иконописцы опирались на всенародно почитаемую икону Андрея Рублева. Несмотря на обилие деталей, им удалось сохранить рублевскую интонацию – благоговейное безмолвие перед непостижимым Таинством. Завершает роспись северной стены отображение главного подвига Авраама – жертвоприношение Исаака, очень экспрессивное по своему характеру и, одновременно, выдержанное в духе подробного повествования.
Роспись восточной стены посвящена святому пророку Иоанну Предтече. Арка, ведущая в глубину храма, разделяет стену на две части. Левая часть изображает встречу пророка Захарии и Ангела и рождество Иоанна. Обе сцены объединены нарядными постройками, которые раскрывают радость передаваемых событий. По крутому склону арки Ангел ведет отрока Иоанна к вершине горы, чтобы укрыть его от преследователей. Из этой же вершины берут начало воды Иордана и бегут вниз по другой стороне арки, омывая крещаемого Христа. Его величественная фигура является центром композиции. Лик Его сосредоточен и строг, взор Его погружен в Себя. Сцена мученической смерти Иоанна пронизана драматизмом: мощной фигуре оруженосца, занесшего свой меч, противостоит величие смирения пророка, стоически принимающего свою кончину.
Доминирующим цветом южной стены притвора стал пламенный красный, цвет огня – стихии одного из самых суровых ветхозаветных пророков. История пророка Илии представлена здесь тремя самыми главными моментами его земной жизни. Первая сцена посвящена испытаниям пророка в пустыне, переданным с помощью древнейшей иконографии. Центральная часть композиции, повествующая о соревновании пророка Илии со жрецами Ваала, отличается оригинальностью и экспрессией. Третий сюжет росписи стены отражает чудесный конец пророческого служения Илии, когда Ангел уносит его на небо живым на огненной колеснице.
На западной стене, по традиции, развернулась огромная сцена «Страшного Суда», чтобы верующий видел ее последней, покидая храм после службы. Иконография этого сюжета выражает идею Божественного правосудия и иллюстрирует евангельский текст о разделении праведных и грешных. Избавленная от многочисленных дополнений, композиция производит внушительное впечатление и воспринимается с большим волнением.
Настенная живопись притвора Успенского храма дополняется единоличными изображениями святых на столпах, которые отличаются тонкостью исполнения и грациозностью фигур. Авторами росписи были подобраны образы мучеников, которым довелось переносить тяготы воинского служения и жесточайшие испытания за веру. В правой части притвора изображены великомученики Федор Тирон († ок. 306), Федор Стратилат (†319), Никита († ок. 372), Димитрий Солунский († ок. 306) и Артемий Антиохийский (†362). В левой – великомученики Евстафий Плакида († ок. 118), Георгий Победоносец (†303), Меркурий (3 в.), Иаков Персянин (†421), а также мученик Христофор († ок. 250). Рядом, на стенах арки, ведущей в следующую часть храма, можно увидеть полнофигурные парные изображения святых равноапостольных императора Константина (†337) и царицы Елены (†327) и равноапостольных князя Владимира († 1015) и княгини Ольги (†969).
Следующая часть храма – трапезная, обладает еще более камерным характером. Ее роспись посвящена Пресвятой Богородице, в честь которой был освящен нижний храм. Для украшения стен трапезной были выбраны следующие моменты из Ее жизни: на южной стене размещены сцены «Рождества Пресвятой Девы» и «Введения во храм»; на западной стене представлена очень почитаемая на Руси иконография «Покров Богоматери». Но венчает росписи этой части храма одна из самых многофигурных, грандиозных и драматических композиций всего цикла росписей – «Успение Богоматери». На смертном ложе, окруженная апостолами, возлежит усопшая. Над ней возвышается благословляющий Христос в голубой мандорле со звездами, на покровенной руке он держит душу Марии, утверждая тем самым бессмертие человеческой души и вечную жизнь в ином мире.
Завершает богородичный цикл образ «Богоматерь Знамение» на арке, ведущей в следующую часть храма. По обеим сторонам от Богоматери предстоят перед нею преподобные Антоний (†1073) и Феодосий Печерские (†1074), а также преподобные Сергий (†1392) и Никон Радонежские (†1426). Эти святые открывают галерею изображенных в храме древних российских и вселенских преподобных, среди которых можно увидеть великого христианского писателя Ефрема Сирина († 373-379), основателя пустынножительства и монашества Антония Великого (†356), защитника иконопочитания Феодора Студита (†826), основателя Великой Лавры на Горе Афон Афанасия Афонского (†1000), борца с монофелитской ересью Максима Исповедника (†662), чудотворца и подвижника Евфимия Великого (†473), богослова и церковного деятеля Максима Грека (†1556), отшельника Иоанна Рыльского (†946) и создателя Иерусалимского устава Саввы Освященного (†532).
Самая драматическая часть росписей находится в подкупольной части Успенского храма, где фрески отличаются от созерцательной тишины богородичного цикла передаваемыми бурными событиями и взволнованной манерой повествования. В центре росписей этой части храма – Господь наш Иисус Христос. Предваряет эти росписи еще в трапезной композиция – Христос в окружении евангелистов, символизирующих описанную ими земную жизнь Спасителя.
Повествование начинается с южной стены и замыкается иконостасом, как олицетворением славы Иисуса Христа и Его торжества над смертью. Композиции подкупольной части заметно усложняются, становятся более динамичными, что отражает общий катастрофичный характер разворачивающихся сцен. Открывается цикл традиционной иконографией «Моление о чаше», тревожная тишина которой сменяется экспрессией «Поцелуя Иуды» и драматизмом суда первосвященников. Лишь только образ Спасителя олицетворяет спокойствие и смирение. Он предал Себя воле Божией, позволяя исполниться тому, что предопределено.
Северная стена открывается изображением уже свершившегося суда римского наместника Пилата. Центральной композицией и, пожалуй, самой драматической сценой всей росписи подкупольной части является «Несение Креста». Она чрезвычайно проста по своему решению и необычайно выразительна. Весь смысл и трагизм происходящего заключен в согбенной фигуре Спасителя. Лик Его выражает крайнюю степень страдания, Он бледен, тени вокруг запавших глаз и скул выказывают сильнейшую муку. Рядом с «Несением Креста» композиция «Распятие» смотрится как избавление Господа от выпавших Ему страстей.
Сокровенная алтарная часть росписей отличается ярким и праздничным характером. Со стороны алтаря над царскими вратами, как и при входе в храм, изображен образ «Спаса Нерукотворного» на белом плате с многочисленными оборками. Ему служат шесть святителей – митрополиты Московские Петр (†1326), Алексий (†1378), Иона (†1461), Филипп (†1569), Киприан (†1406) и патриарх Московский Гермоген (†1612). Напротив, в апсидном углублении, находится изображение благословляющего Христа в облаках. Ему предстоят архиепископы Александрийский Афанасий (†373), Александрийский Кирилл (†444), Фессалоникийский Григорий Палама (†1357) и епископ Медиоланский Амвросий († 397).
Между двумя образами Спасителя на западной и восточной стенах, на потолке представлено каноническое изображение «Распятия Господня», заключенное в овал. От него расходятся в разные стороны проросшие ветви с изображениями двенадцати апостолов в круглых розетках. На северной и южной стенах представлены композиции «Великий вход» и «Служба святых отец», которые отражают таинственную сторону Божественной литургии.
Благодаря многолетней работе, внутреннее убранство Успенского храма отличается светлым, праздничным настроением, его интерьеры украшены иконами в нарядных киотах и разнообразными произведениями прикладного искусства. Но главную роль в его оформлении играет монументальная живопись, погружающая зрителя в волнующие библейские события. И даже спустя время не меркнет радость от соприкосновения с настоящим произведением современной православной живописи.
Ирина Колобухова