Протоиерей Геннадий Махровский: жизнь и служение священника Свято-Троицкого собора г. Саратова

Статья написана в рамках проекта «Сохраненная культура».

Скоро исполняется 100 лет со времени одного из первых показательных судебных процессов против духовенства в нашей стране – суда над саратовскими священниками в 1918-1919 гг.(1) Однако чаще саратовской Чрезвычайной Комиссией чинились внесудебные расправы над духовенством. Это были первые трагические события в новейшей истории саратовской епархии. Судьбы мученически погибших за исповедание веры священников требуют пристального внимания и изучения ради благодарной памяти о них и назидания нам, потомкам. Служение саратовского протоиерея Геннадия Ивановича Махровского представляется нам примером подобного исповедания и вместе с тем – судьба его типична для тысяч и тысяч священников его поколения, жизни которых были перемолоты «жерновами истории» в ХХ веке.

Протоиерей Г. Махровский с общей фотографии преподавателей СДС, 1914 г.

Отец Геннадий происходил из семьи потомственных священников. Архивные сведения позволяют предположить, что родился он в 1857 г., в селе Махрово Буйского уезда Костромской губернии, где его дед, Николай Стефанович Махровский, был священником и скончался за штатом в 1876 году; отец же, Иван Николаевич, был дьячком. Известно, что в 1866-1868 гг. он служил в Архангельской церкви села Контеево Буйского уезда Костромской губернии(2). В селе этом сохранился замечательный по своей архитектуре храмовый комплекс постройки ХVIII – ХIХ веков: храм во имя Архангела Михаила и церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1866 г., когда Геннадию исполнилось 9 лет, он был принят в низшее отделение Галичского уездного духовного училища(3) , в 1867 г. переведен во 2-й параллельный класс(4) .

Автограф отца Геннадия Махровского

В дальнейшем вся жизнь Геннадия Махровского была связана с волжскими городами. В 1877 году он закончил Костромскую духовную семинарию. По окончании семинарии он поступает в Казанскую духовную академию и заканчивает ее в 1881 г. кандидатом богословия «с правом на получение степени магистра без нового устного испытания»(5). Выпускник академии, Геннадий Махровский направляется на преподавательскую должность в город Саратов. Сохранился протокол педагогического собрания правления саратовской духовной семинарии, на котором рассматривалось отношение обер-прокурора Святейшего Синода на имя Его Преосвященства об определении «кандидата Казанской духовной академии Геннадия Махровского на вакансию преподавателя церковной истории в Саратовской духовной семинарии с 15-го текущего (1881 года) августа»(6).

Саратовская духовная семинария в бывшем особняке М.А. Устинова

К тому времени Саратов не был среднестатистической провинцией. С середины XIX столетия начинается быстрый экономический и культурный рост города, превратившегося к XX в. в один из крупнейших и красивейших городов на Волге. Он был третьим в России по численности населения после Петербурга и Москвы и к концу XIX в. приобрел в глазах современников статус «столицы Поволжья».
В Саратове Геннадий женился на Лидии Алфионовой, дочери саратовского протоиерея Иоанна Алфионова, который вскоре будет пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита и станет настоятелем саратовского мужского Спасо-Преображенского монастыря. Лидия была на 6 лет моложе Геннадия и училась в Саратовском епархиальном женском Иоанникиевском училище(7) .

Пастырское служение

13 февраля 1882 г. епископом Саратовским и Царицынским Тихоном (Покровским) Геннадий Махровский был рукоположен во иерея и определен к Свято-Троицкому собору, в котором суждено было ему прослужить 37 лет. Троицкий собор был старейшим в городе. Построен он на рубеже ХVII-ХVIII вв. на месте основания современного Саратова, недалеко от берега Волги. Более века собор был кафедральным, пока в городе не воздвигли в 1826 г. новый храм во имя св. благоверного князя Александра Невского, в честь победы в войне 1812 года. С тех пор Троицкий собор стал именоваться «старым». Строился храм в стиле московского («нарышкинского») барокко, в течение ХVIII в. претерпел некоторые изменения в своем внешнем облике, которые сделали его своеобразным и неповторимым памятником архитектуры. Однако, при всех перестройках Троицкий собор Саратова остается цельным и органичным памятником московского барокко и является единственным сохранившимся в Саратовской Митрополии храмом, построенным в этом стиле. Собор пережил вместе с городом все драматические события ХХ века и чудом уцелел, вернув себе статус кафедрального. В наше время саратовский собор – одно из древнейших, духовно значимых и представительных культовых сооружений Среднего Поволжья.

Свято-Троицкий (старый) собор, конец 19 в.

Сохранился в нем и древний образ Спаса Нерукотворного, который почитался чудотворным и перед которым, несомненно, молился о. Геннадий. С 15 ноября 1894 г. Геннадий Махровский становится настоятелем собора.

Среди сохранившихся документов, отражающих исполнение пастырских обязанностей настоятелем храма, наиболее информативными являются «Книга описи имущества Троицкого собора»(8), в которую о. Геннадий заносил сведения о пожертвованных в храм предметах и о благотворителях, жертвующих их; две Клировые ведомости собора(9); «Книги обысков брачных»(10): сведения о произнесенных о. Геннадием проповедях(11), Летопись Троицкого собора(12), арендные договоры на сдачу земельных участков Свято-Троицкой церкви(13); рапорты настоятеля собора Махровского благочинному(14). В течение 7-ми лет о. Геннадий состоял членом испытательной комиссии для кандидатов на хиротонию во диакона (с 1894 по 1901 гг.), с 1895-го года был помощником благочинного приходских церквей Саратова, в 1903 году исполнял должность благочинного саратовских приходских церквей(15). 6 мая 1904 г. отец Геннадий был возведен в сан протоиерея.

В 1903 г. по инициативе Епископа Саратовского и Царицынского Гермогена при Троицком соборе был учрежден «Строительный Комитет для ремонта и благоукрашения собора». В архиве Института истории и материальной культуры РАН (Петербург) хранится подробный доклад Епископа Гермогена, направленный им в Петербургскую Археологическую комиссию, с описанием деятельности этого комитета. Председателем комитета был избран саратовский вице-губернатор В.Н. Азанчеев-Азанчевский, товарищем председателя — настоятель Троицкого собора протоиерей Геннадий Махровский(16).

Фрагмент Протокола Строительного комитета за подписью протоиерея Г. Махровского

Уже в начале прошлого века собор относился к числу древних церквей и любые работы по его ремонту должны были быть согласованы с Императорской Археологической Комиссией и велись под ее строгим надзором. Сохранилась переписка Строительного комитета с Императорской Археологической Комиссией, в которой обсуждались практические вопросы ремонта с участием протоиерея Геннадия Махровского(17). В результате этой реконструкции были освобождены от жилья помещения в нижнем храме и устроено размещение сторожей вне церкви; вместо бывших деревянных были устроены новые каменные лестницы в верхний этаж церкви и реконструирован главный вход в храм; устроено отопление верхнего этажа храма (до этого верхний храм был летним, холодным); полусгнившие деревянные полы на галерее были заменены на цементно-бетонные своды, на которые настилалась плитка; ветхие оконные рамы в храме заменили новыми, восстановив прежний просвет окон, вынув заложенную позднее кладку кирпича. Строительный Комитет предпринял также издание книги члена Саратовской ученой архивной комиссии В.П. Соколова «Саратовский Троицкий (старый) собор», до последнего времени служившей основным источником по истории саратовского Троицкого собора.

На настоятеле лежали заботы не только по благоустройству храма, но и хлопоты по эксплуатации принадлежавших церкви земель, заключение договоров аренды. В 20-ти верстах от Саратова Троицкий собор владел участком земли в 909 десятин 606 сажень, пожертвованный храму еще в середине ХVIII века. Известно, что в 1914 г. участок этот был сдан в аренду на 6 лет крестьянам села Широкое и приносил доход в среднем 2 000 руб. в год. По особому ходатайству причта, усилиями настоятеля, указом правительствующего Сената от 9 декабря 1915 г. за № 18 656 на имя саратовского губернатора, земля эта была освобождена от налога(18). Указом Саратовской духовной консистории от 16 января 1916 г. за № 776 о. Геннадию Махровскому была выражена благодарность епархиального начальства за безвозмездное и успешное ведение дела в Правительствующем Сенате об освобождении церковной земли от земского обложения. В Клировой ведомости Троицкого собора за 1918 г. о. Геннадий в графе о церковных землях пишет: «после октябрьской революции 1917 года этот участок отошел от церкви и… крестьяне села Широкого в 1918 году арендных денег не платили»(19).

На ниве духовного просвещения

В Государственном архиве Саратовской области (ГАСО) сохранился «Формулярный список преподавателя Саратовской семинарии Геннадия Махровского», составленный в 1912 г(20). Наряду с Клировыми ведомостями собора за 1917-й и 1918 гг., он предоставляет нам достоверные сведения об этапах служения о. Геннадия. Геннадий Иванович занимал множество должностей, связанных с духовным образованием в епархии, был членом нескольких советов, комиссий и комитетов. После двух лет преподавания он утвержден членом Правления семинарии, а с 1893 г. становится членом Педагогического Собрания правления семинарии, в функции которого входило решение многочисленных вопросов, связанных с учебным процессом.

Педагогами семинарии большое значение придавалось не только получению учениками знаний, но и воспитанию их в нравственном и духовном плане. В приложении к журналу Педагогического собрания от 21 мая 1884 г. Махровским зафиксировано его особое мнение по поводу «меры взыскания» за проступок семинариста Юнгерова. Геннадий Иванович считал недопустимым слишком жесткую меру наказания, учитывая неокрепшую психику этого воспитанника, что говорит о его внимательном отношении к душевному состоянию учеников(21).

В архиве сохранились некоторые экземпляры «Отчетов саратовской духовной семинарии по учебно-воспитательной части», в которых приведены отчеты преподавателя библейской и церковной истории Махровского(22). Предмет этот преподавался ученикам со 2-го по 6-й классы. В частности, в отчетах за 1890-91-й и 1892-93 учебные годы Махровский высказывает свое отношение к рекомендованным учебным пособиям и отмечает сложности преподавания библейской истории, связанные с отсутствием необходимых учебников.

 

Черновой отчет о преподавании церковной истории преподавателя Махровского за 1890-1891 гг.

В отчете за 1895-1896 й гг. Геннадий Иванович. пишет о затруднениях, связанных с несовершенством, по его мнению, учебной программы: «В 3-м классе, согласно с требованием программы, преподана по учебнику Евграфа Смирнова первая половина общей истории Христианской Церкви. Затруднения, какие чувствовались прежде от не совсем своевременного изучения оной науки в 3-м классе, чувствуются и в отчетном году и заставляли, как и прежде, касаться таких предметов, объяснение которых совсем не входит в задачу преподавателя церковной истории. Большая часть преподанного, при всей скудости учебного времени за отменою экзаменов нами была повторена в канун учебного года… »(23).

Урок церковной истории в 4-м классе СПДС проводит протоиерей Г. Махровский, 1914 г.

В ГАСО находятся также несколько классных журналов семинарии за разные годы по библейской и церковной истории, заполненных преподавателем Махровским: в них содержатся полные списки учащихся, записи о преподанных темах, выставленные ученикам отметки(24).

 

Страницы классного журнала по библейской и церковной истории, заполненные Геннадием Махровским

С 1884 г. Геннадию Махровскому была доверена должность инспектора семинарии, которую он исполнял по 1900-й год в каникулярное время. Саратовская духовная семинария занимала здание бывшего особняка статского советника М.А. Устинова напротив Свято-Троицкого собора. В этот храм воспитанники семинарии ходили на богослужения, т. к своего домового храма в учебном заведении не было. В 1882 г. началось строительство нового здания семинарии на углу Александровской и Малой Сергиевской улиц по проекту синодального архитектора Н.Н. Маркова. Епархиальным архитектором, выполнявшим надзор за строительством, был известный саратовский зодчий А.М. Салько. По условиям контракта семинария должна была быть построена за 3 года. В течение всего летнего периода 1884 г. Геннадий Махровский, будучи инспектором, являлся членом Распорядительного собрания правления семинарии, в обязанности которого входило обсуждение и решение различных практических вопросов, связанных со строительством семинарского здания(25).

Здание Саратовской духовной православной семинарии. Фото начала ХХ века

В 1885 г. строительство было завершено(26). После переезда семинарии в новое помещение, Св. Синод разрешил Саратовской епархии приобрести в собственность старое здание семинарии «для устройства в ней общежития для своекоштных воспитанников семинарии или для какой иной надобности». С декабря 1887 г. о. Геннадий был назначен членом Строительной Комиссии по устройству общежития для своекоштных учеников. Запущенное здание было отделано заново. Внутри его произвели переделку классов по новому плану с прямым общим коридором. 1 октября 1888 г. было открыто общежитие семинаристов, пробывшее здесь до лета 1907 г.

С 1888 по 1914 год Геннадий Иванович принимал деятельное участие в работе Епархиального училищного совета, в течение 10-ти лет – с 1904 по 1914 г. исполняя функции заместителя председателя этого Совета. Одновременно в течение нескольких лет с 1899 г. Геннадий Махровский был членом и председателем совета Саратовского епархиального женского училища. Добрую память о своем преподавателе сохранили многие поколения воспитанников Саратовской духовной семинарии и епархиальных училищ. Более ста лет в саратовском Троицком соборе хранится аналойная икона великомученика Пантелеймона афонского письма, подаренная настоятелю о. Геннадию. Полустертая надпись на обороте иконы состоит из двух частей: «Благословение Святой Афонской горы от недост. иеромон. Феофана», под которой едва заметен год 1904-й, и продолжения: «и иеромонаха Виктора дорогому преподавателю нашему о. протоиерею Геннадию Ивановичу Махровскому. 1905 г. 3 марта».Что касается имени дарителя иконы, иеромонаха Виктора, то с большой долей вероятности можно предположить, что это Виктор (Островидов), епископ Глазовский, викарий Вятской епархии, бывший в свое время учеником о. Геннадия в Саратовской семинарии (выпуск 1899 г.)., а ныне прославленный в лике святых.

Почти 35 лет трудился Геннадий Иванович на ниве духовного просвещения. По его собственному прошению он был уволен от должности преподавателя семинарии в августе 1914 года.

Геннадий Иванович проявил себя также на поприще хозяйственной и отчетно-финансовой деятельности епархии. В 1887-1889 гг. он был членом Епархиального ревизионного комитета; несколько лет председательствовал в Саратовском подготовительном Сметном Комитете, с 1911 г. был председателем «раскладочной комиссии»(27), а с 1913 г. – председателем Сметного комитета Епархии(28), с 1898-го по 1901 г. был членом и председателем «Комиссии по обревизованию экономического отчета по содержанию Саратовского духовного училища»; в течение 7-ми лет, с 1898 г. состоял членом Комиссии по Епархиальному свечному заводу, а с 1905 г. был назначен Председателем ревизионной Комиссии по свечному заводу и семинарскому общежитию(29).

Когда разразился страшный голод после неурожая 1891 года, коснувшийся и Саратовской губернии, Святейший Синод предписывал «учредить в епархиальных городах из духовных и светских лиц… особые комитеты для сбора от доброхотных людей пожертвований и распределения в епархиях, пострадавших от неурожая». Отец Геннадий с 1892 г. стал членом новообразованного епархиального комитета о голодающих «за прохождение каковой должности» ему была «выражена признательность епархиального начальства»(30).

За годы своей долгой пастырской и педагогической деятельности отец Геннадий был награжден: 27 декабря 1882 г. — набедренником; 28 марта 1886 г. — скуфьей; 29 апреля 1891 г. — награжден камилавкой; 12 апреля 1895 г. — наперсным крестом; 6 мая 1900 г. — орденом Св. Анны III степени; 11 мая 1907 г. — Библией от Св. Синода; 6 мая 1910 г. — орденом Св. Анны II степени; 6 мая 1914 г. — орденом Св. Владимира IV степени; в 1918 г. — палицей(31).

«Послужить благу церкви по мере своих сил»

20 февраля 1906 г. император Николай II в связи с созданием Государственной думы подписал указ о преобразовании функций Государственного совета в верхнюю законодательную палату. К прежнему составу Государственного Совета была добавлена равная по числу выборная часть. Половина членов Госсовета назначалась императором, другая половина — избиралась. От духовенства Православной Российской Церкви избирались Святейшим Синодом шесть Членов Государственного Совета: трое из монашествующего православного духовенства и трое из белого православного духовенства. Срок избрания членов по выборам составлял 9 лет. Каждые 3 года проводилась ротация, в результате которой выбывала 1/3 членов Совета, таким образом, каждые три года треть состава обновлялась. В связи с этим были назначены выборы в Государственный совет. Кандидатом от белого духовенства Саратовской епархии был избран протоиерей Геннадий Иванович Махровский. 20 мая 1906 г. Определением Священного Синода он был утвержден в звании заместителя к членам Государственного совета на трехлетний срок, который в 1909 г. был продлен в том же звании еще на три года(32). В Государственном архиве Саратовской области в фонде Духовной консистории хранится дело «К выборам в Государственный Совет» в 1909 г.(33) Дело это представляет собой внушительный том на 146-ти листах и состоит из копий Указов Святейшего Синода, рапортов и актов благочинных саратовской Епархии о выборах в Государственный Совет на вакансию выбывшего члена Совета от белого духовенства созыва 1906 г. протоиерея Тимофея Буткевича.

При выборах 1909 г. руководствовались «Правилами избрания членов Государственного Совета от православного духовенства», изложенными в Синодальном циркулярном Указе от 10 марта 1906 г. за № 4 и Высочайше утвержденными 7 марта того же года. По правилам, из числа кандидатов белого духовенства Святейший Синод избирал трех членов Государственного Совета и трех к ним заместителей. Для правильного понимания и руководства этими правилами святейший Синод считал нужным разъяснить: «Высочайшею волею даровано право духовенству господствующей в Империи церкви, в лице лучших ее представителей, участие в Государственном Совете. Это право рассматривается как преимущество, предоставленное священнослужителям именно господствующей церкви. Это явствует из того, что, во-1-х, в Госсовете не имеет представителей никакое иное духовенство, кроме духовенства православной церкви, и во 2-х, из того, что их избрание предоставлено высшей церковной власти… К выборам кандидатов, как Преосвященными, так и на благочиннических собраниях, следует относиться с глубоким вниманием, помня всю важность того дела, которое может выпасть на долю избираемых… Кандидаты должны обладать способностью быть деятельными, полезными и авторитетными членами высокого законодательного учреждения.» В упоминаемом «Деле…» представлены рапорты всех благочинных Саратовской Епархии из всех округов с автографами всех служащих в церквях данного благочиния, включая дьяконов и псаломщиков. Таким образом, «Дело» содержит самый полный список клира Саратовской епархии на 1909 год. В большинстве случаев о. Геннадий был избран единодушно, т. е. абсолютным большинством голосов всех членов благочиннических собраний. В ряде случаев, когда на собраниях не было достигнуто единодушия, к рапортам прикладывались акты с баллотировочными листами, где было указано количество голосов за представленных кандидатов. В нескольких случаях избранными оказались другие представители духовенства. В «Деле» содержится Представление Досифея, епископа Вольского, викария Саратовской епархии, Святейшему Правительствующему Синоду, в котором он пишет: «12 сентября под моим надзором (за отсутствием Преосвященнейшего Гермогена в Саратове по его указанию) было произведено вскрытие пакетов, доставленных благочинными епархии…. Всех избирателей, как оказалось по актам, было 1 263 лица. По подсчету голосов избранным оказался (1 066 против 197) протоиерей Троицкой церкви г. Саратова, кандидат богословия, Геннадий Махровский. Со своей стороны, я нахожу протоиерея Махровского вполне достойным кандидатом в члены Государственного Совета как по его личным качествам, так и по пастырской и церковно-учительской деятельности.» Последним листом в «Деле…» является Уведомление от 30 сентября 1909 г. из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященнейшего Германа об Указе Его Императорского Величества о лицах, избранных в члены Госсовета и их заместителях, в частности, об избрании «протоиерея Саратовской Свято-Троицкой церкви Геннадия Махровского заместителем к наличным членам Госсовета». Уведомление было получено в Саратовской духовной Консистории 6 октября 1909 г.

Лист из «Дела к выборам в Госсовет в 1909 г.»

После Февральской революции 1917 года духовенство активно включилось в обсуждение происходящих в стране перемен; по всей стране стали созываться многочисленные епархиальные, викариатские, городские и благочиннические собрания и съезды духовенства. В 1917 г. о. Геннадий оказался в гуще бурных послереволюционных преобразований в сфере церковного управления. Он принял активное участие в работе Чрезвычайного Епархиального съезда духовенства и мирян, который проходил в Саратове 14-22 апреля 1917 г. «Закрытою баллотировкой» протоиерей Махровский был избран председателем этого съезда и способствовал принятию съездом решения о ходатайстве перед Св. Синодом об удалении из епархии епископа Палладия и его викария Леонтия. Временное управление Саратовской епархией поручалось первому викарию епископу Вольскому Досифею, о чем съезд уведомил его телеграммой. По инициативе о. Геннадия на съезде был создан «Епархиальный организационный Комитет по делам церковного управления» из 12-ти представителей, в который он также был избран. На этом же съезде Махровский был назначен представителем от духовенства Саратовской епархии на Всероссийский съезд духовенства и мирян в Москве, а также был единогласно избран в члены Правления Саратовской духовной семинарии вместо протоиерея Беляева. Протоколы съезда повествуют о телеграммах, полученных его председателем в ответ на поздравления и приветствия съезда от обер-прокурора Св. Синода В.Н. Львова от 21 апреля 1917 г. и от военного министра А.И. Гучкова от 19 апреля 1917 года.

30 апреля 1917 г. в Саратове состоялось первое собрание Комитета объединенных прихожан всех церквей города, в состав которого был приглашен о. Геннадий. От лица «проектированного организационного Епархиального Комитета по делам церковной реформы», председателем которого стал Махровский, он предложил Комитету произвести избрание 3-х представителей от мирян в Саратовский Епископский Совет(34).

Участие о. Геннадия в организационной епархиальной деятельности в тот момент определялось его искренней убежденностью в необходимости преобразований в сфере церковного управления, в частности, он был горячим сторонником сокращения размеров русских епархий, разделения их на более мелкие. Именно с целью выступить с проектом этой идеи он отправился на открывшийся 1 июня Всероссийский съезд духовенства и мирян в Москву. Вопрос этот был принципиальным для Махровского, о чем говорят все его последующие действия. «Главным, коренным и основным злом русской церковной жизни и русского церковного быта» о. Геннадий, вслед за «авторитетнейшими учеными» считал то обстоятельство, что «наши русские епархии по своим размерам чрезвычайно велики, чудовищно велики сравнительно с епархиями древней вселенской церкви и современными епархиями восточных православных церквей»(35). «С таким сознанием и с таким убеждением, — пишет он, — я и решился послужить благу церкви по мере своих сил после этой революции, когда начались собрания и рассуждения об обновлении и возрождении церкви, т. е. решился по мере своих сил содействовать искоренению главного зла русской церковной жизни. Вопрос о разделении саратовской епархии на несколько самостоятельных епархий был поднят мною со всею ясностью и определенностью на минувшем епархиальном съезде духовенства и мирян в апреле сего года…»(36).

На московском съезде он записался в Секцию по реформе церковного управления, где решительно поднял вопрос о разделении епархий. Отец Геннадий считал, что «во всех отношениях лучше и логичнее, чтобы границы епархий совпадали с границами гражданских округов, т. е. уездов». По возвращению из Москвы он обратился к Саратовскому духовенству с воззванием: «Вниманию духовенства и мирян Саратовской епархии в виду предстоящего епархиального собрания 8 августа по выбору уполномоченных на Всероссийский Церковный собор»(37), в котором предостерегал от соблазна выбрать епископа на Саратовскую кафедру слишком поспешно, на предстоящем 8 августа собрании. Махровский считал подобные выборы неканоничными, т. к. правила избрания епископов к тому времени не только не были утверждены Св. Синодом, но даже еще и не выработаны в Епархии. В Саратовских епархиальных ведомостях в № 23 1917 г. напечатан доклад протоиерея Махровского в «Комиссию по выработке правил избрания епархиального Епископа на вакантную саратовскую кафедру», прочитанный им на 2-х собраниях: Пастырского союза и Саратовского уездного съезда духовенства и мирян(38). В докладе о. Геннадий убеждает Комиссию не торопиться с выборами одного епископа, а воспользоваться благоприятным моментом для окончательного решения вопроса о разделении Саратовской Епархии на части по уездам, т. к. в случае разделения Епархии на несколько новых, предстояло бы избрать не одного, а нескольких епископов. Он пишет о реакции на его выступление в Москве: «Секция приняла мой проект разделения русских епархий по уездам и внесла его в пленарное заседание Всероссийского съезда… и это пленарное заседание приняло проект без всяких возражений. Я несказанно обрадовался такому результату. А когда в газетах прочитал, что и Комиссия при Св. Синоде признала этот проект серьезным и заслуживающим внимания, я возымел смелую надежду… Но по прибытии со съезда из Москвы я вскоре был официально уведомлен, что здесь уже образована епископским советом особая Комиссия для выработки правил избрания Епископа на Саратовскую кафедру и что я должен принять самое деятельное участие в ее работе, а 14 июля Комиссия единогласно избрала меня своим председателем…И вот создалось странное для меня положение: я глубоко убежден, что для блага Саратовской епархии нужно избрать не одного, а 10 архиереев, убежден, что время для этого самое благоприятное, ибо кафедра вакантная…, а меня побуждают позаботиться поскорее о замещении именно одной Саратовской кафедры, оставляя в стороне вопрос о разделении епархии на части…» (39).

Вопрос о времени выборов саратовского епископа стал причиной разногласий среди духовенства(40). Многие поддерживали точку зрения Махровского и были против немедленных выборов епископа на епархиальном собрании 8 августа, считая епархию неподготовленной к этому времени для такого важного акта. Однако, «как только Епархиальное собрание закончило выборы делегатов на Поместный Всероссийский собор, так тотчас же, а именно, 10 августа, по желанию большинства членов собрания и был поставлен вопрос о выборах епископа немедленно, не откладывая их до другого времени. Напрасно председатель Комиссии по составлению правил по выборам епископа Махровский доказывал собранию неподготовленность епархии к немедленным выборам епископа и незаконность этих выборов, напрасно ссылался он при этом на 13 пр. Лаодикийского Собора, запрещающее «сборищу народа избирать имеющего произвестись во священство», напрасно призывал ответственность за эти выборы на головы выборщиков…», — восторженно писал редактор Саратовских епархиальных ведомостей в статье «Первые в Саратове выборы епархиального епископа»(41). Интересно отметить, что в своем докладе Махровский приводит мнение известного церковного историка, профессора Московской академии Е.Е. Голубинского, который также видел корень зла в церковном управлении в размерах епархий Русской православной церкви; однако, о. Геннадий недоумевает, почему этот ученый, перед авторитетом которого он всегда преклонялся, «после солиднейших исторических трудов стал писать повести для пропаганды своих идей о церковной реформе и обновлении церковной жизни… Эти повести так же идут к нему, — пишет он, — как идет к Н.В. Гоголю его толкование на литургию, за которое, будь оно написано учеником семинарии, я поставил бы ему с сожалением отметку — 3» Убеждение Махровского в том, что необходимо воспользоваться ситуацией и резко сократить размеры епархий, возможно, не соответствовало историческому моменту, но рассуждения о. Геннадия выдают в нем человека неравнодушного и самостоятельно мыслящего.

Таким образом, на 2-м послереволюционном съезде Саратовского духовенства, проходившем с 8 по 19 августа 1917 г., большинством голосов епархиальным архиереем был избран владыка Досифей. По словам современного исследователя церковной истории ХХ века А.И. Мраморнова «Саратовская епархия стала одной из тех, где произошел своего рода «демократический переворот»… Впервые (и единственный раз!) в истории епархии прошли свободные соборные выборы правящего архиерея…»(42).

Нужно заметить, что проект по «разукрупнению» епархий, за который так ратовал Геннадий Махровский, оставался актуальным в течение всего ХХ века и лишь в 2011 году РПЦ смогла приступить к его осуществлению.

В начале октября 1917 г. Саратовский епархиальный организационный Комитет совместно с представителями епископского совета и другими учреждениями духовного ведомства принял решение идти на выборы в Учредительное собрание собственным списком от Православно-народной партии и выдвинул кандидатов в Учредительное собрание от духовенства и мирян, среди которых под номером 10 значился Махровский Геннадий Иванович. Партийный список кандидатов был принят Губернской по выборам Комиссией и зарегистрирован под № 5. В обязанностях кандидатов, в числе наиболее важных значились: стоять в Учредительном собрании за православную веру и церковь, ее первенствующее положение в государстве между всеми другими вероисповеданиями, за неотделимость церкви от государства и за то, чтобы глава государства и министр исповеданий были люди православные по рождению(43). В окончательном списке кандидатов в Учредительное собрание от Православно-народной партии, опубликованном в 30-м номере СЕВ числятся лишь 8 человек и Махровского в нем уже нет(44). Однако, впоследствии о. Геннадий был арестован именно как «кандидат в Учредительное собрание».

Документальными источниками последних лет жизни и служения о. Геннадия являются Клировые ведомости Свято-Троицкой церкви г. Саратова и рапорты Махровского благочинному о выборах нового старосты в соборе (1919 г).

В Клировой ведомости за 1917 г., освидетельствованной благочинным 8 марта 1918 г., о. Геннадий указывает, что кружечных доходов было получено около 4 600 рублей и его личный доход, соответственно, составил около 1 800 рублей, кроме того он получал пенсию преподавателя духовной семинарии в размере 780 рублей; в Клировой ведомости 1918 года, освидетельствованной благочинным 8 февраля 1919 г., настоятель пишет, что кружечного дохода за 1918 г. получено около 9 000 рублей, а его доход составил около 2 400 рублей, но пенсии он в 1918 г. лишился «благодаря октябрьской революции». Обращает на себя внимание резкое увеличение «кружечного» дохода в 1918 году. Связать это можно с увеличением количества треб; население, переживавшее страшные тяготы и невзгоды революционного времени искало утешения в храме…

Далее о. Геннадий указывает на храмовые источники дохода от сдачи в аренду церковного участка земли и от процентов с капитала в 20 288 рублей, которых храм также лишился «благодаря октябрьской революции 1917 года». Церковных денег в кредитных учреждениях состояло 4 400 рублей в процентных бумагах, в 1918 г. они также «были взяты у церкви Комиссией по отделению церкви от государства». «Книга описи церковного имущества», которая велась в храме с 1856 г., приходно-расходные книги, а также копии метрических книг, ведшиеся с 1799 г., «в канун этого года были переданы по требованию советской власти в ее распоряжение», отмечает о. Геннадий. «Книга описи церковного имущества Троицкой церкви» хранится ныне в фондах СОМК; запись на ее последнем листе, датируемая 27 декабря 1918 г.- 9 января 1919 года гласит: «Настоятель Троицкой г. Саратова церкви протоиерей Геннадий Махровский препровождает в Саратовскую Губернскую комиссию по отделению церкви от государства»(45).

Страница из «Книги описи церковного имущества Саратовской Троицкой церкви»

Расстрел

Как известно, борьба с религией была развернута и узаконена большевиками уже в январе 1918 г., когда появился декрет об отделении церкви от государства. Осенью 1919 г. в Саратове начались массовые расстрелы, в том числе – священников. Не миновал внимания местной ЧК и Геннадий Махровский. События последних дней жизни о. Геннадия, связанные с его арестом, подробно изложены в статье саратовского церковного краеведа В.В. Теплова: «25 сентября 1919 года представители партий анархистов и социалистов-революционеров взорвали в Москве дом № 18 по Леонтьевскому переулку, где размещался Московский горком РКП (б). Целью террористов был В.И. Ульянов (Ленин), и покушение не удалось совершенно случайно: председатель Совнаркома РСФСР не смог приехать на собрание партийных работников. При взрыве погибли 12 человек, в числе которых был секретарь МГК Владимир Михайлович Загорский, в 1910 году ведший партийную работу в Саратове. В ответ на это покушение, «согласно резолюций саратовского совета и рабочей беспартийной конференции» 29 сентября 1919 года саратовская «чрезвычайка» постановила «провести красный террор».

«Известия Саратовского губернского Совета»

9 августа 1919 г. председателем Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем был выписан ордер № 5091 на арест гражданина Махровского, Геннадия Ивановича. На следующий день протоиерей Геннадий был арестован и в регистрационной карточке (п. 16 п/п. «д») было указано, что он арестован как кандидат в Учредительное собрание. В проколе обыска и ареста было указано, что «взято в комиссию одно письмо и памятная книжка». В рапорте, составленном товарищем Арефьевым, производившем обыск, сказано: «Священник Махровский показал: «Я служу 37 лет в старом соборе, имею 8 человек детей, политикой я как священник не занимался… По поводу Учредительного собрания я буквально ничего не говорю, я говорю одно, кто имеет физическую силу, тому Богом поручена власть» После этого текста стоит подпись о. Геннадия. На регистрационной карточке протоиерея Геннадия Махровского сохранилась лаконичная резолюция: «В концентрац[ионный] лагерь»(46).

В опубликованной А.И. Мраморновым корреспонденции благочинного 2-го округа Саратова (к которому относился Троицкий собор), есть документ, датированный 26 августа 1919 г. о временном командировании протоиерея Евгения Вторина на служение в собор, вместо протоиерея Геннадия Махровского(47). Так закончилось 37-милетнее служение о.Геннадия в старейшем храме земли саратовской.

Сохранилась выписка из протокола заседания Губернской ЧК от 29 сентября 1919 г. Комиссия заседала в тюрьме № 3 в составе Лобова, Крумина, Чумака и постановила: «На полном собрании Комиссия еще раз утвердила постановление о расстреле бывших полицейских: Махровского Геннадия Ивановича …» Почему священник был окрещен саратовской «чрезвычайкой» полицейским – остается только гадать! За акт, совершенный анархистами, власть просто расстреливала тех, кто в этот момент был в тюрьме Так на практике осуществлялась идея заложников, т. е. «неблагонадежных» людей, арестованных на случай экстренной «разнарядки» о расстрелах в рамках «красного террора». «Органы» торопились выполнить распоряжение и не углублялись в рассмотрение судеб человеческих. К расстрелу тогда были приговорены 28 человек, все они были казнены на следующий день, 17 (30) сентября 1919 г. на окраине саратовского Воскресенского кладбища. «Больше в деле о. Геннадия не имеется ничего, кроме заключения Прокуратуры Саратовской области о реабилитации. 3 июля 1997 г. Прокуратура Саратовской области в своем заключении постановила: «Изучение дела показало, что никаких доказательств контрреволюционной деятельности со стороны Махровского Г.И. в деле не имеется. Сведений в деле об активном участии Махровского в должности полицейского в борьбе против рабочего класса и революционного движения не имеется. Махровский Г.И. репрессирован по социальному признаку». «На основании ст. 3. п. «Б» и ст. 5 п. «Е» Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г. Махровский Геннадий Иванович реабилитирован»(48).

Память об о. Геннадии сохранили пожелтевшие страницы синодиков(49), принадлежавших саратовским священникам и мирянам, где его имя поминается как «убиенного», с датой расстрела; а в Троицком соборе сохранилась «Следованная псалтирь», принадлежавшая протоиерею Махровскому, на форзаце которой сделана надпись чернилами: «Эта книга принадлежала настоятелю Св. Троицкого собора протоиерею о. Геннадию Махровскому, погибшему в 1919 году. Да упокоит Господь его душу». Книга ныне хранится в музее Свято-Троицкого собора. Почитание расстрелянных страдальцев, останки которых покоятся в братской могиле на Воскресенском кладбище, началось в Саратове сразу же после случившийся над ними расправы. Над могилой был воздвигнут крест из рельсов; долгие годы не были известны точно ни имена, ни сан, ни общее количество захороненных под рельсовым крестом. И только в 1998 г. были уточнены имена казненных, сан, даты мученической кончины. Сейчас могила благоустроена, на месте погребения совершаются молебны новомученикам нашей земли и панихиды по расстрелянным с ними жертвам красного террора, недалеко от могилы воздвигнут храм в честь Воскресения Христова.

Семья

Геннадий Иванович и его супруга Лидия Ивановна воспитали восьмерых детей. Приведем краткие сведения о них: Александр, род. 8 января 1883 г., учитель Петровского Духовного училища; Виктор, род. 10 марта 1886 г., закончил физико-математический факультет Казанского университета, работал преподавателем математики, физики и космографии в Петровской женской гимназии, затем закончил Петроградский технологический институт и стал видным специалистом в области общей метрологии и механических измерений; Константин, род. 9 июня 1887 г., обучался в Варшавском университете на медицинском факультете, затем состоял ординатором при военном госпитале; Елена, род. 17 января 1889 г., окончила курс саратовского епархиального училища, обучалась в фельдшерской школе, затем закончила консерваторию и состояла преподавателем в Архангельском музыкальном училище; Надежда, род. 10 июня 1890 г., закончила саратовское епархиальное женское училище, обучалась в фельдшерской школе и на Высших медицинских курсах в Саратове; Антонина, рожденная 25 марта 1892 г., жила при отце; Анна, род. 3 февраля 1896 г. и Серафима, род. 5 марта 1899 г. — обе обучались в Саратовской Министерской женской гимназии, а затем — в Саратовском университете. Проживало большое семейство недалеко от Волги, на углу Обуховского переулка и Покровской (ныне — Лермонтова) улицы в доме № 4, который принадлежал Старому собору.

В 1918–1919 годах в Поволжье свирепствовала эпидемия сыпного тифа. Константина и Надежду, в то время студентку 4-го курса Высших медицинских курсов, направили на борьбу с этим опасным заболеванием. Оба заразились. Надежда умерла 31 декабря 1918 г., Константин – 12 марта 1919 г. В 1921 году от тифа скончалась и их сестра Антонина. После гибели мужа Лидия Ивановна Махровская с дочерями оказалась на Кавказских Минводах. Лидия Ивановна намного пережила Геннадия Ивановича и скончалась в 1940‑х годах в Ессентуках, пережив там фашистскую оккупацию(50).

Лидия Ивановна Махровская с братьями Яковом и Алексеем. Саратов, 1920-е гг.

Так преломилась история в судьбе священника Свято-Троицкого собора г. Саратова протоиерея Геннадия Ивановича Махровского. В созданном в 2012 г. музее собора отцу Геннадию посвящена отдельная экспозиция, о его служении написаны несколько статей(51), бережно хранят память о нем в семьях его потомков.

Современный вид Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова

Куратор  музея истории при Свято-Троицком кафедральном соборе г. Саратова Воронихина Ирина Васильевна

Данная статья опубликована в Научно-практическом журнале «Базис»
№ 2 за 2017 г.

 

[1] См.: Свящ .  Воробьёв Михаил, Плякин М.Е., Теплов В.В. Герман // Православная энциклопедия. Т. 11, С. 248-249.http://www.pravenc.ru/ ; Мраморнов А.И. Судебный процесс против Саратовского духовенства в 1918-1919 гг. Москва — Саратов, 2015.

[2] См.: Форум ярославского историко-родословного общества // http://forum.yar-genealogy.ru/ (Сообщение Г.В. Брезгиной).

[3] См.: Государственный архив Костромской области (ГАКО). Ф. 432. Оп. 1. Д. 2472. Л. 13.

[4] См.: ГАКО. Ф. 432. Оп. 1. Д. 2472. Л. 81.

[5] См.: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html

[6] См.: ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 7711. Журнал педагогического собрания правления семинарии 1881 год.

[7] См.: ГАСО. Ф. 12, Оп. 1. Д. 7861. Опись дел правления семинарии за 1882 год; Д. 2. О вступлении в законный брак преподавателя семинарии Махровского и о поступлении на должность священника.

[8] СОМК № 57346 — «Книга описи церковного имущества Саратовской Троицкой церкви».

[9] См.: ГАСО. Ф. 135.Оп. 1. Д. 8198 — Клировая ведомость Св.-Троицкого собора 1917 г.; Д. 8469 — Клировая ведомость Св.-Троицкого собора 1918.

[10] СОМК № 36258 — «Книга для записей брачных обысков Троицкой церкви г. Саратова 6 июня 1885 – 10 ноября 1906 г.»; № 57349 — «Книга для записей брачных обысков Троицкой церкви г. Саратова 2 января1907 – апрель 1914 г.».

[11] См.: Саратовский духовный вестник. 1912. № 40-41. 4-11 ноября. С. 10-14; № 44-45, 2-9 декабря 1912.

[12] СОМК № 48559 — Церковная летопись Троицкой церкви г. Саратова 18 сентября 1914 – 15 мая 1917 г.

[13] СОМК № 4692, 4694, 4695, № 4696, № 4699, № 65829, 65832.

[14] См.: Мраморнов А.И. Из входящей корреспонденции одного из благочинных Саратова за 1919 год // https://elibrary.ru/

[15] См.: ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 7560. Л. 7-13.

[16] Архив ИИМК РАН. Ф.1, 1904 г. Д.144 Л. 31-43

[17] Там же.

[18] См.: ГАСО. Ф. 135.Оп. 1. Д. 8198 — Клировая ведомость Св.-Троицкого собора 1917 г.

[19] См.: ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 8469 — Клировая ведомость Св.-Троицкого собора 1918.

[20] ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 7560.

[21] См.: ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 5453 — Журнал Педагогического собрания правления семинарии.

[22] См.: ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 6042, 6199, 6285, 6400, 7721.

[23] См.: ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д.6400 – Отчет по учебно-воспитательной части Саратовской духовной семинарии за 1895-1896 й гг.

[24] См.: ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 6378 — Классный журнал СПДС по церковной истории 1895-1896; Д. 5830 – Классный журнал СПДС по библейской и церковной истории 1888-1889.

[25] См.: ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 5452 – Журнал распорядительного собрания правления Саратовской духовной семинарии по делу постройки новых зданий семинарии 1884 г.

[26] Здание семинарии, в которой о. Геннадий преподавал до 1914 г., сохранилось и с 2008 года вновь передано СПДС.

[27] СОМК НВСП № 38483.

[28] См.: ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 7577 – Журналы саратовского епархиального съезда духовенства 1913 г.; СОМК № 66525.

[29] ГАСО.  Ф. 12. Оп. 1. Д. 7560 — Формулярный список о службе преподавателя Саратовской духовной семинарии Геннадия Махровского.

[30] Там же.

[31] См.: ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 8469 — Клировая ведомость Св.-Троицкого собора 1918.

[32] Там же.

[33] См.: ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 6208 – Дело к выборам в Госсовет.

[34] См.: Саратовские епархиальные ведомости. 1917. № 14.

[35] См.: Мраморнов А.И. Предыстория и исторический контекст судебного процесса над саратовским духовенством в 1918-1919: «Саратовская епархия, до выделения в середине 1918 г. Царицына в самостоятельную церковно-административную единицу была одной из крупнейших в регионе, а по числу приходов духовенства была сравнима даже с такой большой и важнейшей епархией, как Московская».

[36] См.: Махровский Г.И. К вопросу об избрании саратовского епархиального епископа // Саратовские епархиальные ведомости. 1917. № 23. 11 августа. С. 803-810.

[37] См.: Саратовские епархиальные ведомости. 1917. № 22. 1 августа. С. 781.

[38] См.: Махровский Г.И. К вопросу об избрании … С. 803-810.

[39] Там же. С. 803-810.

[40] См.: К предстоящему епархиальному собранию // Саратовские епархиальные ведомости. 1917. № 22. 1 августа. С. 749-753.

[41] См.: Саратовские епархиальные ведомости. 1917. № 24. С. 837.

[42] См.: Мраморнов А.И. Предыстория и исторический контекст …

[43] См.: Православным прихожанам церквей Саратова // Саратовские епархиальные ведомости. 1917. № 29. С. 1034, 1038.

[44] Саратовские епархиальные ведомости. № 30. С. 1099.

[45] СОМК № 57346 — «Книга описи церковного имущества Саратовской Троицкой церкви».

[46] Цит. по: Теплов В.В. Крестное служение протоиерея Геннадия Махровского // Троицкий листок Свято-Троицкого собора г. Саратова. Сентябрь, 2012. См.: http://trsobor.ru/krestnoe-sluzhenie-protoiereya-gennad/

[47] См.: Мраморнов А.И. Из входящей корреспонденции одного из благочинных Саратова за 1919 год. Документ № 39 // https://elibrary.ru/

[48] См.: Теплов В.В. Крестное служение протоиерея Геннадия Махровского // Троицкий листок Свято-Троицкого собора г. Саратова. Сентябрь, 2012. См.: http://trsobor.ru/krestnoe-sluzhenie-protoiereya-gennad/

[49] СОМК № 47909 – Синодик.

[50] См.: Теплов В, Лебедев Е. Восстанавливая рвущиеся нити // Православие и Современность № 33 (49).

[51] Диакон Максим Плякин, Валерий Теплов. Три священномученика // Саратовские епархиальные ведомости, №1 (17), 2006. С. 84–93; Теплов В., Богачев Д. Один из многих. Интернет публикация портала Воцерковление.ру, сентябрь, 2011. См.: http://www.vocerkovlenie.ru/index.php/svyatost/2229-2011-09-29-22-56-05.html; Теплов В.В. Крестное служение протоиерея Геннадия Махровского // Троицкий листок Свято-Троицкого собора г. Саратова. Сентябрь, 2012. См.: http://trsobor.ru/krestnoe-sluzhenie-protoiereya-gennad/