Просите, и дано будет вам… (Мф. 7, 7)

Молебен («молебный», «молитвенный») в православном богослужении – краткое частное богослужение просительного или благодарственного характера (благодарственный молебен) с молитвенным обращением к Богу, Богородице и другим православным святым. Данное богослужение получило очень широкое распространение и популярность. Но всегда ли результат молебна соответствует ожиданиям просящих?

Центральной частью молебна является, конечно, чтение Евангелия, которое звучит следующим образом: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 7–11). По прочтении данного отрывка возникают следующие вопросы: Что и как нужно просить? Что можно просить, а чего не стоит? Для получения ответов обратимся к святоотеческой экзегезе (толкованиям Священного Писания) и новейшим толкователям.

Святитель Иоанн Златоуст так поясняет приведенный евангельский текст: поскольку исполнять заповеди Божии (к чему призван каждый христианин) без помощи Бога невозможно, Он (Господь) говорит, что не самим только должно стараться, но и свыше призывать помощь, которая непременно придет, и предстанет, и облегчит наши подвиги, и всё сделает для нас легким. Потому и просить повелел, и обещал исполнение прошения. Впрочем, не просто повелел просить, но с великим тщанием и усилием, – что и выражается словом: ищите. В самом деле, кто ищет, тот, выбросив всё из своих мыслей, напрягает свое внимание только к тому, чего ищет, и ни о чем настоящем не помышляет. Мои слова (свт. Иоанна) понимают все те, которые, потерявши золото или рабов, после ищут. Это-то и означает Спаситель словом: ищите.

А сказав: стучите, показывает, что должны приступать к Богу с силою и теплою мыслию. Итак, не унывай, человек, не прилагай старания о добродетели гораздо меньшего, нежели какое имеешь о богатстве. Богатства ты часто не находишь, хотя бы и много раз принимался искать его.

И тем не менее, хотя и знаешь, что не всегда найдешь его, все-таки употребляешь все способы к его приобретению. А о добродетели, хотя и имеешь обещание, что непременно получишь помощь, не хочешь показать даже и частицы такого старания. Если же не тотчас получаешь, то и в таком случае не отчаивайся. Христос ведь для того и сказал: стучите, чтобы показать, что, если и не скоро отверзет двери, должно ждать».

Прп. Авва Дорофей вторит свт. Иоанну: «Если будем искать, то найдем, и если будем просить Бога, то Он просветит нас; ибо в святом Евангелии сказано: просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам. Сказано: просите, для того, чтобы мы призывали Его в молитве; а ищите значит, чтобы мы испытывали, каким образом приходит самая добродетель, что ее приносит, что мы должны делать для приобретения ее; так всегда (в греч. – ежедневно) испытывать и значит: ищите и обрящете. А толцыте значит исполнять заповеди, ибо каждый, кто толкает, толкает руками, а руки означают деятельность. Итак, мы должны не только просить, но искать и действовать, стараясь, как сказал Апостол, быть годным на всякое благое дело (2 Тим. 2, 21)».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Просите… ищите… стучите… Эти слова относятся преимущественно к исканию Царствия Небесного и к избавлению от грехов, как являет это молитва Господня…» Таким образом, получается, что человек должен просить себе только добродетели… Ни о какой материальной подоплеке речи даже не идет…

Однако, обращаясь к Толковой Библии Лопухина, мы видим следующее мнение: «Большинство толкователей утверждает, что тут разумеются исключительно духовные блага. Типом такого толкования могут служить слова Иоанна Златоуста: “ничего не проси мирского, но всего духовного, и получишь всё”. Однако Сам Спаситель не ограничивает наших просьб только духовным и вообще ничего не говорит о том, каково должно быть содержание наших просьб. Речь же, изложенная в 7–11 стихах, одна из самых привлекательнейших и любезнейших для человеческого сердца. По-видимому, и Церковь понимает эти слова в более широком смысле, а не в одном только духовном, т.е. что Спаситель, в ответ на просьбы верующих, обещал им преподание не только духовных, но и вещественных благ. Эти слова читаются у нас на молебнах Спасителю, совершаемых по разным случаям и при различных обстоятельствах. Следовательно, мы можем, согласно словам Спасителя, просить себе у Бога всяких благ, и духовных и телесных, и надеяться на получение их. Но мы считаем благом многое, что на самом деле не есть никакое благо. Вещественные блага, по евангельскому учению, находятся в ближайшей связи с духовными, и, следовательно, мы можем просить и вещественных благ, каковы благосостояние, здоровье, жизненные успехи, имея постоянно в виду близкую зависимость вещественного от духовного, и особенно же стремиться к правде Божьей, будучи уверены, что остальное всё приложится нам».

Но отчего же Отец Небесный не всегда исполняет наши прошения? Оттого, что часто мы сами просим у Бога камень вместо хлеба, просим того, что для нас неполезно. «Молящемуся должно соблюдать два правила: первое то, чтобы просить усиленно, второе – чтобы просить должного» (свт. Иоанн Златоуст).

Таким образом, в первую очередь мы должны просить себе стяжания духовных благ. Святоотеческая экзегетика сходится на этом мнении. Однако это не отменяет того, что мы можем просить себе и вещественных благ, непрестанно помня, что духовные блага для нас должны быть на первом месте, и было бы очень странно просить телесного, не прося о духовном, ведь Господь печется не столько о временной, сколько о нашей вечной участи…

Иерей Борис Бурлаков, 5 мая 2021 год