16 февраля Русская Православная Церковь чтит память святого равноапостольного Николая Японского, жизненный подвиг которого настолько удивителен, что нам дорого каждое свидетельство о нем.
Святитель Николай воспринимается как один из самых близких святых. Он близок нам не только по времени (жил в конце XIX – начале XX века), но и по своему особому миссионерскому служению. Ведь сегодня каждый человек, старающийся жить по христианским заповедям, иногда в своей стране оказывается таким же одиноким, как святитель Николай в Японии. Поэтому труды святителя, а также пример его жизни могут научить, утешить.
Иван Дмитриевич Касаткин (так звали будущего святителя в миру), родился 1 августа 1836 года в Смоленской губернии. Отец, Дмитрий Иванович, служил диаконом, мать, Ксения Ивановна, умерла в возрасте 34 лет, когда мальчику было всего 5 лет. Семья была такой бедной, что в Смоленскую семинарию за 150 верст от дома Ивану пришлось идти пешком.
В семинарии, а затем в Петербургской Духовной академии юноша проявлял выдающиеся способности. Будучи студентом четвертого курса, он случайно заметил объявление о том, что требуется священник в церковь Русского посольства в Хакодатэ в Японии. Решение принять монашество и ехать в Японию пришло внезапно, во время всенощной. 21 июня 1860 года Иван Дмитриевич был пострижен в монашество с именем Николай, затем рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха и уже через несколько дней отправился в далекий путь. Дорога в Хакодатэ из Петербурга заняла почти год.
Проезжая через Сибирь, отец Николай встретился с архиепископом Иннокентием (впоследствии митрополитом Московским). Святитель ласково принял начинающего миссионера, дал ему множество полезных советов и наставлений.
2 июля 1861 года иеромонах Николай прибыл в Хакодатэ. Начать сразу миссионерскую деятельность молодому иноку было чрезвычайно трудно. Японцы в то время смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство – как на злодейскую секту. Первые восемь лет своей жизни в Японии отец Николай изучал страну, ее язык, присматривался к жизни японцев. Постепенно вокруг него стали собираться японцы, уверовавшие во Христа.
Только в 1873 году последовала отмена старых антихристианских эдиктов, и христианство можно стало открыто проповедовать в стране Восходящего Солнца. Юная Церковь Христова, тайно основанная в Хакодатэ, стала расти и крепнуть по всей Японии. Началось строительство храмов, совершались богослужения, образовывались христианские общины, открывались школы.
Видя, что Японская Церковь растет и развивается, Святейший Синод решил поставить туда архипастыря. Отец Николай был вызван в Петербург и 30 марта 1880 года рукоположен во епископа. Это была вторая и последняя поездка святителя в родную страну, остальные 32 года он провел в Японии безвыездно.
Сегодня это кажется немыслимым: человек, горя желанием просветить незнакомую землю светом Христовой истины, приезжает в далекую страну с неповторимой культурой и сложнейшим языком. Он начинает свой труд в полном одиночестве, но итогом этого труда становится создание Поместной Церкви.
Для обучения своей паствы и подготовки священнослужителей святитель Николай устроил семинарию, сам преподавал в ней и знал каждого ученика по имени. Он устроил женскую духовную школу, библиотеку, основал православные журналы. Много сил было потрачено святителем для перевода на японский язык Священного Писания и богослужебных, святоотеческих книг.
Заветной мечтой Святителя Николая было устройство православного храма в столице Японии – Токио. Строительство Кафедрального собора в честь Воскресения Христова началось в 1884 году. Много горьких минут пережил владыка Николай, прежде чем окончил это святое дело. Сейчас этот храм благодарные японцы не называют иначе как «Николай-до» («храм Николай»), считая здание своей гордостью.
Возле собора были построены дома, в которых помещались: Духовная семинария, женское училище, миссионерское управление, типография, жилище самого архиепископа и ближайших его помощников.
Самым скорбным и тяжелым периодом для святителя Николая стало время русско-японской войны 1905 года. Вражда против Православия была в то время очень велика. Но святитель Николай показал японскому народу, что, оставаясь русским патриотом, он далек от политики. Святитель благословил японских христиан на защиту Отечества. Сам же отказался участвовать на время боевых действий в общественных богослужениях, поскольку не мог молиться о поражении Родины. Такое поведение святителя предотвратило много нежелательных и печальных явлений. Во время войны он принял все меры к тому, чтобы облегчить тяжелую участь пленников-русских.
С течением времени силы его стали ослабевать. 3 февраля 1912 года после продолжительной болезни святитель Николай тихо скончался в госпитале. 10 апреля 1970 года было принято решение о прославлении святителя Николая в лике святых, с именованием «равноапостольный».
Неизмерима была скорбь Японской Церкви о кончине своего апостола-святителя. Даже языческая Япония относилась к нему с чувством, граничащим с благоговением. Его праведность, его ревность о вере, его прямота в словах и действиях, его необычайно высокая, редкая образованность даже в области японской истории и литературы сделали святителя Николая человеком поистине выдающимся. Вся жизнь и все силы святителя были отданы проповеди Евангелия в стране Восходящего Солнца. И сегодня святитель Николай по-прежнему один из самых известных русских в Японии.
Елена Елисеева