«Пресвятая, Пречистая, Преблагословенная…» О почитании Божией Матери в Православной Церкви

Характернейшей чертой церковного благочестия является почитание Божией Матери. В православном богослужении едва ли найдется какой-либо чин, хотя бы и самый краткий, в котором не было бы обращения к Богородице с прославлением, с просьбой о помощи, с благодарением. По словам отцов, «бессмертным молитвенным жемчугом» осыпает Церковь Пресвятую Деву…
«Из всего доброго – Она лучшая, из всего святого – Она святейшая, из всего чистого – Она чистейшая, из всего чудесного – Она чудеснейшая… После Господа Христа – Она совершеннейшая Вседобродетель в роде человеческом» (св. Иустин Попович).
Уяснить причины такого поистине безграничного почитания поможет учение Церкви о Божией Матери. Рассмотрение его предварим замечанием: в силу неразрывной связи этого учения с учением о Господе Иисусе Христе всякое неправомыслие в отношении Пресвятой Богородицы неизбежно повреждает самую сердцевину христианской веры – учение о спасении рода человеческого воплотившимся Сыном Божиим. В наши дни такие неправомыслия существуют так же, как и в древности.
Замечательным учебником богословия, позволяющим постичь все тонкости православного вероучения, является церковное богослужение. Сущность учения о Божией Матери хорошо выражена в глубоко догматическом церковном песнопении, в котором беспримерная слава Пресвятой Богородицы соотносится с Ее столь же беспримерными и вышеестественными достоинствами. Это хорошо всем известное песнопение звучит так: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Песнь содержит две существенно важные для нашей веры истины – о Богоматеринстве и приснодевстве Преблагословенной Девы Марии. Эти истины проясняют вопрос о досточтимости и прославлении Девы Марии в Церкви, поставляющей Ее превыше всех сотворенных существ – не только людей, но и Ангелов.

Богоматерь

Пресвятая Дева Мария, истинная Матерь Иисуса Христа, есть в собственном и истинном смысле Богородица. Ибо, как объясняет св. Иоанн Дама-скин, родившийся от Нее есть истинный Бог, посему и родившая истинного Бога, из Нее воплотившегося, есть истинная Богородица.
Именование «Богородица» было догматически закреплено в 5 в. на III Вселенском Соборе в связи с ересью Константинопольского патриарха Нестория, неправильно учившего о Лице Господа Иисуса Христа и, в соответствии с этим, не считавшего Пресвятую Деву Богородицей. Показательна та величайшая строгость, которую Церковь проявила в те времена к уничижителю Божией Матери и Ее Сына: «Несторию – новому Иуде», – так была надписана хартия от Вселенского Собора к ересиарху Несторию, с низложением и отлучением от Церкви. Нередко говорят: «Какая разница – так или иначе мыслить о предметах веры?» История Вселенских Соборов свидетельствует, что разница есть.

Приснодева

Хотя Христос произошел от нас по плоти, воспринял единосущное нам естество человеческое, но произошел не так, как происходят все люди, а сверхъестественным образом: Он воплотился и вочеловечился от «Духа Свята и Марии Девы» (Символ веры), так что Пресвятая Матерь Его и до рождества Его, и в рождестве, и по рождестве Его пребыла Девою и есть Приснодева.
Св. Предание подтверждает, что Пренепорочная Богородительница сохранила обет девства до конца. Учения, дерзающие отрицать приснодевство Марии, Церковь отвергала сразу же по появлении, называла их ересью и богохульством и не раз осуждала на Соборах.
В торжественном слове после III Вселенского Собора было произнесено такое славословие Божией Матери: «Ты – венец девства! Ты – Матерь и Дева… И кто из человеков возможет достойно восхвалить всепетую Марию? Она, о чудо, и Матерь и Дева!»

Матерь спасения

«Пресвятая Богородица – величайшая… дарительница рода человеческого. В человеческий мир греха, смерти и диавола Она ввела Бога ради нашего спасения» (св. Иустин Попович).
Пресвятая Богородица совершила особое, исключительное служение Богу и спасению рода человеческого. Единая воля Божия создала человека, но спасти его она не могла без согласия воли человеческой – спасение, по словам отцов, «дается желающим а не принуждаемым». Такое согласие дает от лица всего человечества «предызбранная от всех родов» Пресвятая Дева в момент Благовещения словами: Се, раба Господня: буди Ми по глаголу твоему (Лк. 1, 38), согласие на явление в мир воплотившегося Бога, который со-вершит дело спасения.

«Очевидна нелепость двух… учений Запада, из которых учение папистов приписывает Божией Матери зачатие вне первородного греха, подобное зачатию Спасителя, а учение протестантов Деву не признает Приснодевой. Истина чужда всех преувеличений и умалений: она всему дает подобающую меру и подобающее место» (св.  Игнатий Брянчанинов).

В православном сознании спасительный подвиг Господа Иисуса Христа неотделим от Пресвятой Богородицы. По мысли св. Иоанна Златоуста, «среди людей не могло найтись никого, подобного Богородице. Она – Матерь спасения, ибо родила Спасителя». Без Нее нет Богочеловека, нет Спасителя, нет Церкви, нет спасения. Она – соучастница дела спасения, хотя Спасителем является Господь.

Всесвятая

«Воистину обрела Ты благодать – достойная благодати» (св. Иоанн Дамаскин).
Чрезвычайному по высоте служению Божией Матери соответствовало Ее внутреннее достоинство, нравственное Ее совершенство, высшая степень, предел святости, доступной человеческому существу под воздействием Божественной благодати. По словам св. Григория Паламы, «Дева Матерь является как бы единственной границей между тварным и несотворенным Божеским естеством». Рожденная, как и все люди, с первородным грехом, Она достигла вершины святости не в результате привилегий за подвиг Богоматеринства, а в силу жизни, соответствующей исключительной высоте этого подвига: Ее воля, все силы души и тела были, по словам отцов, «Богу и Владыке посвящены». Она – единственное всесовершенное человеческое существо после Богочеловека Господа Иисуса Христа.
Св. Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы видеть Богоматерь, писал: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной в такой мере исполненного Божественной силы и благодати…»

О почитании и призывании Божией Матери

Как Матерь Божия и участница домостроительства спасения человечества Богом, а также в силу Своей величайшей святости Пресвятая Дева – несравненно высшая всех Ангелов и святых. В третий день по блаженном Своем успении Она воскресла и ныне жительствует на небесах душой и телом. И не просто жительствует, но царствует – Церковь называет Ее «Царицей Небесной», Ей воздается особое почитание и прославление.
Пророчество о почитании Пресвятой Богородицы изречено, по внушению Святого Духа, Ей Самой: се бо отныне ублажат Мя вси роди (Лк. 1, 48), и являет собой соизволение Божие на обязанность христиан почитать Божию Матерь. Первое в истории величание Ее совершается в евангельском эпизоде женщиной, воскликнувшей Господу: Блаженно чрево, носившее Тя (Лк. 11, 27). Первый пример молитвенного призывания показали апостолы, которые на третий день по успении Пресвятой Девы, увидев Ее на небесах, воззвали: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»

«Почитание Божией Матери является одной из отраднейших сторон христианства и угаснет только тогда, когда будет вытравлена в душе человеческой жажда материнской любви, материнской ласки и заботы» (Е. Поселянин).

На вопрос, почему мы должны прибегать к предстательству Божией Матери, когда можно молиться непосредственно Самому Богу, ответим молитвой, выражающей верование всей Православной Церкви: «Яко не имамы дерзновения за премногия грехи наша, Ты иже от Тебе рождшагося моли, Богородице Дево: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки». Пресвятой Богородице даны особенная власть и дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве. Мы взываем к Ней: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Что означает: «Твоими молитвами к нашему Спасителю сделай так, чтобы мы осуществили (усвоили) данный нам дар спасения».
Как должно почитать Божию Матерь? Конечно, не так, как Богу. Про-стерший чествование Божией Матери до степени того почитания и поклонения, которыми мы обязаны Богу, составит не честь, а оскорбление Пресвятой Деве, т. к. на земле Она называла Себя рабой Господа и на небесах не оставляет Своего смирения, и там Она – Матерь, но вместе – и раба Господня. Но между Ангелами и святыми мы должны Ей первой после Бога приносить свои молитвы. И конечно же, не только по чувству долга почитаем мы Божию Матерь, но и по великой любви и благодарности к нашей Небесной Заступнице.

«Во успении мира не оставила еси…»

Перед Своим успением Божия Матерь говорила плачущим пред Ней христианам, что теперь Ей легче будет помогать людям, всегда видя Сына Своего. Она обещала посещать мир и заботиться о нем. И личный опыт каждого из обращающихся к Ней за помощью и заступлением свидетельствует – Она сдержала Свое обещание.
Не страхом, не угрозами, а бесконечным милосердием ведет людей ко Христу Богоматерь. Одному афонскому монастырю угрожали разбойники, и воля Божия была в том, чтобы иноки были наказаны разрушением обители за нерадивую жизнь. Тогда один из иноков, молившийся пред иконою Богоматери, услышал голос, предупреждавший об опасности. Младенец Христос хотел заградить рукой уста Приснодевы, но Богоматерь с улыбкой отвела эту руку от Своих уст – и обитель была спасена. Этот случай являет собой трогательный символ чудной, продолжающейся в веках «борьбы» Божественного правосудия и ничем неистощимого, никогда еще не побежденного милосердия Пресвятой Девы.
Мы чувствуем радость при воспоминании о словах, которыми Христос с высоты Креста в лице св. Иоанна усыновил Ей каждого из нас: «Жено, се сын Твой – се Мати твоя…» Она Матерь всех, за кого пострадал, умер и воскрес Ее Божественный Сын, – Матерь всех христиан.

Подготовила Людмила Кузнецова