В Свято–Троицком снова большие перемены. Настоятелем нашего кафедрального собора теперь будет сам Преосвященнейший Владыка Лонгин, а ключарем – отец Александр Домовитов. Ему-то и предстоит взять на свои плечи те ежедневные заботы и попечения о приходе, которые ранее нес нынешний епископ Пахомий.
Когда вместо ныне покойного всеми любимого отца Геннадия Белякова появился игумен Пахомий, мы ничего не знали о нем и, конечно, волновались за приход, как и за судьбу отца Геннадия. Нынешняя ситуация немного другая. Отец Александр Домовитов – личность в городе известная, его очень любят все, кто даже недолго общался с ним, а те, кто увидел его впервые, как-то сразу определили: «Хороший батюшка, смиренный…» И почти ни у кого не вызывало сомнений, что именно он и возглавит приход.
Узнав о предстоящей хиротонии отца Пахомия, большинство из нас испытало настоящий шок, так как к этому никто не был готов, как нельзя быть готовым к разлуке с тем, кто стал по-родственному близок и необходим. Даже показалось, что теперь все рухнет, потому что вся приходская жизнь держалось на батюшке, и кто еще с этим может справиться? Да, конечно мы рады за отца Пахомия, но к кому мы теперь придем со своими проблемами, кто еще будет так возиться с нашими детьми, кто так помолится за нас?
Но вот мы видим, как много новых лиц появилось в нашем храме – это духовные чада отца Александра сразу же пришли за ним на новый приход. А ведь, действительно, перемены коснулись и их, и отца Александра, и им нисколько не легче, чем нам, а может, и еще труднее. Во всяком случае, батюшке уж точно труднее – ему ведь предстоит нести на своих плечах и попечение о старейшем кафедральном соборе, о большой воскресной школе, у него появятся сотни новых прихожан, и еще ему предстоит выдержать сравнение со своим предшественником…
Говорят, что Бог ни делает, все к лучшему, перемены необходимы всем, нужно продолжать учиться терпеть, любить, смиряться с переменами. Пришло время и нам понять, чему научило нас долгое общение с теперешним Владыкой Пахомием, какими нас видят новый батюшка и новые прихожане.
Об этом и многом другом мы беседуем с отцом Александром.
– Батюшка, для начала разрешите мое недоумение – за Вами к нам пришло столько новых людей, даже непонятно, где все они размещались в крохотном храме во имя свт. Луки, исп. Крымского?
– Когда храм только открылся, на службы приходило не более 10 человек, а через какое-то время в воскресные дни там молилось до 80 …Размещались как-то,– улыбается батюшка.
– Отец Александр, поделитесь секретом, что Вы почувствовали, когда узнали о предстоящем назначении ?
– Я очень сильно испугался. Свято–Троицкий собор – старейший и красивейший в городе, со своей удивительной историей, традициями, множеством святынь, здесь молились многие тысячи, а может, и миллионы людей. Опыта управления таким приходом у меня нет. Как я справлюсь с этим благословением? Справлюсь ли? До сих пор в этом не уверен. Но как сказал апостол Павел: «Все могу в укрепляющем меня Христе». С Божией помощью…
– И мы поможем…
– Вы даже не представляете, как мне важно слышать эти слова.
– Я почитала одно из Ваших интервью, да и просто имела возможность наблюдать, как Вы служите, проповедуете, общаетесь с людьми – и стало понятно, почему наш приход доверен именно Вам. Владыка Пахомий сумел создать в Троицком атмосферу большой дружной семьи – прихожане активно участвуют в жизни родного прихода, тесно общаются друг с другом, для нас характерно трепетное, родственное отношение к батюшкам, каждый из которых нам по–своему дорог. Все это было и на приходе храма свт. Луки..
– Эта «семейная» атмосфера, на самом деле, очень помогает полноценной жизни прихода. Дистанция между духовенством и прихожанами должна быть минимальной, тогда на приходе будет здоровая обстановка. Внешним, нецерковным людям это трудно понять. Владыка Пахомий действительно сумел создать удивительный приход – радостный, теплый, дружный.
– Значит, больших перемен не будет?
– В чужой монастырь со своим уставом не ходят. У вас все прекрасно «работает», все знают свои обязанности, я хочу как можно незаметнее встроиться в вашу жизнь – ведь одному человеку легче подстроиться к новым порядкам и традициям, чем всем людям перестраивать порядок своей жизни.
– Батюшка, теперь перейдем к самому интересному – всегда хочется побольше узнать о новом священнике. Откуда вы родом? Как пришли в Церковь?
– Я родился в селе Донгуз – это на границе с Пензенской и Ульяновской областями. Мои родители работали в колхозе и не были церковными людьми. О Боге мне рассказывала моя верующая бабушка, когда приходила к нам. Интересно, что из ее рассказов мне больше всего запомнилась картина Страшного Суда. Храм во имя Архангела Михаила в Донгузе был в полуразрушенном состоянии, я со своими друзьями любил иногда заходить в него, с благоговением рассматривать уцелевшие росписи на стенах. Теперь этот храм восстановлен.
– Вы с детства мечтали стать священником?
– Нет, сначала я поступил в Саратовский аграрный институт, и очень тяжело переживал разлуку с домом. Так начался мой духовный путь – первым был Серафимовский храм, и именно в нем началось мое служение после окончания семинарии. Вообще я всегда ощущаю себя под покровом прп. Серафима Саровского.
– Так Вы закончили институт?
– Да, хотя на первых курсах хотел бросить и поступить в семинарию. Но мой духовник благословил меня начать свое служение с послушания родителям и окончить институт…
– А что написано в дипломе?
– В дипломе написано – инженер-рыбовод,– улыбается батюшка.
– ?
– Знаете, с детства моим любимым занятием была рыбалка. С друзьями мы отправлялись далеко от дома, родители даже бывали этим недовольны. Помню, я размышлял иногда: «Вот в Царствии Небесном как я буду без рыбалки, без прудов?» Расстраивался даже…
– Что ж, вполне апостольское занятие.
– Ну да, мои друзья шутили – отец Александр переквалифицировался… А если серьезно, все в моей жизни происходило по Промыслу Божию обо мне. Студентом я решил посетить какой-нибудь монастырь. Мечтал о Почаевской Лавре, но средств ехать на Украину не было. Стал собираться в Оптину… Но тут как раз в зимние каникулы появилась возможность, а главное, мама разрешила. Представляете, совершенно нецерковный человек, вдруг спокойно сказала: «Поезжай…» Я жил там почти две недели, мне открылся новый мир, я познакомился с монашеством, жизнью семинаристов, увидел мощи святых, чудотворные иконы, впервые увидел бесноватых. Вот интересно, в Пещерном храме каждое утро наместник прикладывался к мощам Иова Почаевского – для него их открывали, и с этого начинался день наместника. Вместе с ним к мощам прикладывались семинаристы, ну и я вместе с ними… Пещерный храм, достаточно холодный, тем более в феврале, а мощи – температуры человеческого тела. Это было потрясение, первое соприкосновение с чудом, святостью.
– Расскажите о Вашей первой хиротонии.
– Она состоялась в 2002 году. Архиепископ Александр меня рукоположил во диакона, кстати, здесь, в Троицком соборе. Помню первые наставления, которые мне делал протодиакон Андрей. А через два года я был рукоположен в священнический сан уже Владыкой Лонгином в Покровском храме. Помню, мне было очень страшно, сердце трепетало, и я, стоя в алтаре, подумал: хорошо бы, все, кто стоит сейчас в храме помолились обо мне. И вот, я уже стою перед амвоном, накрытый возду́хом, и слышу, как Владыка Лонгин обращается к людям: «Мы сейчас будем совершать хиротонию, прошу всех вас помолиться об этом ставленнике…» Это было огромной поддержкой для меня.
– Как мама отнеслась к Вашему решению связать свою жизнь со служением Богу?
– Когда я сообщил ей об этом, она какое-то время молчала, а потом сказала: «Делай как знаешь». Первый год ей было очень тяжело. А потом пришло смирение, сейчас она стала христианкой, постоянной прихожанкой храма в Донгузе, к нам иногда приезжает, правда, реже, чем хотелось бы.
– Насколько я знаю, у нее уже четверо внуков. Расскажите о вашей семье, о матушке.
– Моя семья, опять же по Промыслу и благословению Божию, сложилась очень быстро и легко. Я познакомился со своей будущей супругой, прихожанкой храма «Утоли моя печали», в июне, а в октябре уже была свадьба. Мою супругу зовут Юлия, она окончила музыкальное училище, пела на клиросе в храме великомученика и целителя Пантелеимона. Сейчас она «работает» мамой четырех малышей.
– Расскажите о ваших детках, как папа – священник общается с ними?
– Старшему сыну – восемь лет, его зовут Федор, потом родилась дочь – Варвара, потом появился Михаил, третий сын родился год назад в январе в день святителя Василия Великого, поэтому он – Васенька. Как общаюсь? Учусь у них многому. А воспитывать нужно своим примером. Они все впитывают своим чистым сердцем. Старший сын уже сам читает молитвослов. Младшие тоже молятся, как умеют. Обязательно встаем на общее молитвенное правило – краткое, ведь у детей очень мало времени, они страшно заняты играми – это их жизнь. На ночь читаю им «Библейские истории». Это инициатива самих детей, Федор руководит этим процессом – укладывает их в постель: «Давайте, давайте, ложитесь быстрее, а то папа нам читать не будет!» А вообще-то, как сказал кто-то из святых старцев: «Больше рассказывайте Богу о детях, чем детям о Боге». Думаю, это правильно, это будет полезнее.
– В Вашем интервью я прочитала, что семья нужна для того, чтобы привести детей к Богу. Меня поразила краткость этой исчерпывающей формулировки.
– Конечно, только для этого.
– Батюшка, открою Вам секрет, что прихожане сразу охарактеризовали Вас как «смиренного батюшку», в заключение нашего разговора поделитесь с нами, как стяжать смирение?
– На самом деле, это просто – все, происходящее в этой жизни, нужно воспринимать как Божий Промысл о нас, будь то радость или скорбь, да то же самое назначение на новый приход… Человек же чаще хочет поступить так, чтобы воля Божия была подчинена воле человеческой. Мы даже в молитве просим того, что нам самим хочется, а не исполнения воли Бога. Когда же необходимо сделать какой-либо выбор, нужно прислушаться к своему сердцу: если оно радуется, значит, выбор правильный, если оно в смятении – значит, это просто искушение. Я всегда в таких случаях читаю канон Божией Матери «Одигитрия», прошу Ее наставления, и через некоторое время приходит правильное решение.
Признаюсь, разговор с отцом Александром очень утешил меня и окончательно утвердил в мысли, что никогда Господь не вторгается в нашу жизнь, чтобы изменить ее к худшему. Хуже нам становится от собственного нежелания понять, что в наших смешных спорах с Ним всегда прав Он. Жизнь в Церкви – это и встречи, и расставания. Но, даже расставаясь, мы никого не теряем. Каждый человек оставляет в наших душах какой-то след: кто-то нежное и утоляющее боль прикосновение, а кто-то – труднозаживающую рану, не дающую забыть о чем-то важном… И то, и другое нам просто необходимо.
Беседовала Елена Гаазе.