Поминовение усопших

str127 ноября совершается Димитриевская родительская суббота, установленная еще в 14 в. в память о воинах, павших на поле Куликовом. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан. О смысле и значении заупокойных богослужений для живых и умерших, об истории панихиды мы рассказываем в статье.

Современный человек живет в безрелигиозном обществе, поэтому и смерть воспринимает как трагедию. В то время как для человека верующего – это всего лишь переход к иному образу бытия. Смерть и погребение не прекращают отношений христианской любви, которые связывали живых с умершими во время земной жизни. Продолжение этих отношений выражается в молитвенном поминовении умерших.

Основанием и удостоверением в необходимости и реальности молитвенной связи живых с умершими являются слова Господа Иисуса Христа: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых; ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38). Поэтому умершие о Господе православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви. Они сохраняют с нею и со всеми остальными ее чадами самое действительное, живое общение.

Другим основанием поминовения усопших является вера Церкви в неисчерпаемую и спасительную силу молитвы, если мы просим по воле Сына Божия. И Священное Писание указывает, что на молитву за умерших есть несомненная воля Божия, потому что Христос умер и воскрес, чтобы обладать живыми и мертвыми.

Посредством богослужения и молитвы верующие вступают в таинственное единение со Святой Церковью и друг с другом. Молитва — главнейшая сила этого единения. «Молитеся друг за друга», – заповедует нам Господь. Молитва о всех, особенно о близких, является долгом каждого православного христианина, потому что и о нем молятся. Потому-то он становится должником всех — и живых, и умерших. Умершие, не только праведные, но и грешные, продолжают молитву свою о собратиях, потому что молитва есть в то же самое время и выражение любви, а истинная любовь никогда не умирает. Многочисленные обнаружения силы загробных молитв о живых делают последних еще большими должниками первых.

Молитву о живых и усопших Святая Церковь считает частью как общественного богослужения, так и келейного домашнего правила, предлагая соответствующие молитвословия. Она особенно побуждает молиться об усопших при последнем прощании с ними в день погребения.

Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь, на том же основании, творит в определенные дни года поминовение всех от века усопших православных христиан (как сподобившихся христианской кончины, так и тех, которые были застигнуты внезапной смертью и не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви).

Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2, 3). У евреев суббота (шаббат) была днем праздничного покоя. Воскресение Христово положило начало новому Израилю. Седьмым, праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день Воскресения Спасителя мира. А суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4, 9-10). Отсюда обычай, закрепленный Уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы в субботу.

В древних Литургиях (Иакова и Марка), дошедших до нас, встречаются молитвы за усопших. С особенной ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления апостольские. Здесь мы находим как молитвы за усопших при совершении Евхаристии, так и указания на дни, в которые особенно прилично поминать усопших, а именно: третий, девятый, сороковой и годовой. Тертуллиан, свв. Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Августин, Иоанн Дамаскин и др., объясняя смысл поминовения усопших, указывали, что истинный смысл его состоит в молитвах, совершении бескровной Жертвы и милостыне.

Панихида

Панихида – один из видов церковного поминовения усопших. По своему составу панихида является сокращением чина погребения. Слово панихида означает всенощную службу, или бдение (греч. pas – весь, nis – ночь, ado – пою; другое греч. слово pannihis – всенощное бдение). Это наименование указывает на близкое ее сходство с частью всенощного бдения – утреней.

В древнехристианской Церкви, по причине гонений, молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались у гробов мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. После умиротворения Церкви погребальное богослужение выделилось из всенощного. Но и за тем, и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.

Панихиды поются над умершим, еще не погребенным, и потом в третий, девятый, сороковой день после смерти усопшего и в другие дни (годовщину смерти, дни рождения, тезоименитства).

Но следует помнить, что не во всякий день в храмах совершается панихида и звучат молитвы об усопших. Святая Церковь установила определенный чин и порядок молитв о живых и умерших. В будничные дни Церковью умножаются покаянные и просительные моления о своих живущих и усопших членах. В праздники таковые моления Церковь сокращает. И чем больше праздник, тем меньше прошений о нуждах верующих, тем более мысли молящихся должны обращаться к отмечаемому событию.

Юлия Клюева