Церковное шитье с каждым годом становится все более популярным у православных женщин. И это не случайно. Узорчатые ткани фона, разноцветные шелковые, золотые и серебряные нити вместо красок, искусно выполненные образы, близкие к иконописным, орнаментальные украшения, дополненные жемчугом и камнями и производящие эффект драгоценного оклада — все это попытка передать красоту и полноту православной веры визуальными средствами в дополнение к другим видам церковного искусства. Сохранившиеся образцы древнерусского церковного шитья позволяют получить представление об этапах восприятия Русью православных представлений о духовном мире. Изучая вышивку, мы имеем возможность глубже познать свою веру, историю Церкви и послужить ей своим мастерством.
Сегодня небольшие мастерские и группы обучения существуют при многих храмах по всей стране. Изучением церковной вышивки занимаются как при православных университетах, духовных школах, так и на кафедрах искусствоведения и истории культур в ведущих вузах страны и зарубежья. Для любительниц рукоделия работают несколько дистанционных и выездных курсов церковного шитья при крупных учебных центрах и мастерских.
В 2008 году попечением настоятеля саратовского храма Рождества Христова игумена Тарасия (Владимирова), ныне епископа Балашовского и Ртищевского, прихожанки-художники начали изучать технику золотного шитья, при воскресной школе открылся кружок церковной вышивки.
В 2017 году аналогичный кружок начал работать при Свято-Троицком кафедральном соборе г. Саратова. Здесь все желающие получили возможность познакомиться с основами церковного орнаментального шитья.
Занятия по орнаментальному шитью начали проводиться под руководством автора этих строк. Я с детства интересовалась традиционными видами рукоделия, историей и созданием этнографического костюма. Прошла обучение по краткому курсу «Церковное орнаментальное шитье» Школы церковных искусств золотошвейной мастерской во имя святой праведной Тавифы и повышение квалификации по авторскому курсу «Основы золотного шитья» творческой мастерской «Древо».
В мае 2018 года для участниц кружка и всех желающих в духовно-просветительском центре Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова прошел семинар по древнерусскому лицевому золотному шитью. Его провели мастера школы церковной вышивки и древнерусского лицевого шитья золотошвейной мастерской Троице-Сергиевой Лавры Надежда и Нина Осиповы. В течение последних 26 лет они дважды в год проводят курсы по вышиванию на Новом Валааме, в Финляндии. Эти специалисты хорошо известны в Русской Православной Церкви среди вышивальщиц.
С октября 2018 года помимо изучения орнаментального шитья при Свято-Троицком соборе г. Саратова начали проходить занятия по лицевому шитью с Еленой Балашовой, закончившей ПСТГУ (кафедра церковного шитья, магистратура, г. Москва). До этого она обучалась церковному шитью в мастерской «Убрус». Елена занимается церковным шитьем более десяти лет и имеет диплом художника декоративно-прикладного искусства, является дипломированным специалистом по церковной вышивке. На занятиях участницы курсов осваивают приемы орнаментального и лицевого шитья, изучают историю их развития и особенности, посещают музеи, изготавливают сувениры, подарки и шитые богослужебные предметы (хоругви, закладки для Евангелия, стихари), участвуют в выставках, ярмарках, тематических мастер-классах и конференциях.
Я считаю, что занятия проводятся в старейшем храме Саратова не случайно. Рядом располагался Крестовоздвиженский женский монастырь, ныне утраченный, где в начале XX века действовали мастерские: ризничная — для изготовления церковных одежд и облачений, образная — для убранства икон, белошвейная, где исполнялись по всевозможным узорам гладевые работы, золотошвейная, где работали мастерицы по бархату и другим материям золотом, серебром, шелками, бисером, синелью. При Троицком соборе действует музей, где в комнате-ризнице выставлены образцы старинного шитья, чудом уцелевшие во время гонений и повсеместного уничтожения церковного имущества. На этих примерах можно познакомиться с различными техниками золотного шитья.
Специалист по церковной вышивке Елена Балашова рассказывает об экспонатах музея следующее: «Небольшой музей при нашем Троицком храме содержит немало предметов церковного шитья. Среди них попадаются и достаточно интересные даже для специалиста вещи. Самым старым из предметов, по-видимому, является находящийся в запасниках поруч, относящийся к XVIII веку. Он выполнен из серебряной галунной ткани, с вышивкой в форме рокайля серебряной битью. Также к концу XVIII века возможно отнести и еще несколько интересных деталей облачений.
Из более поздних экспонатов в коллекции музея есть несколько иерейских и архиерейских митр, фелони и отдельные вышитые оплечья к ним, стихарь с вышитым оплечьем, комплект покровцов с вышивкой, отдельные вышитые детали от облачений, большая Господская плащаница, омофор и несколько вышитых окладов к Богородичным иконам, фрагменты шитья. Узоры орнаментальных декоративных вышивок имитируют растительные и геометрические формы. Также с помощью вышивки изображаются святые — лики всегда писаные, одежды и окружение — вышитые. В XIX веке не была распространена церковная вышивка шелком, и почти все вышивалось золотной нитью, а также битью, канителью и трунцалом, пайетками — драгоценными серебряными и позолоченными материалами. Золотная нить — это намотанная спирально на тонкую шелковую или хлопковую «душу» расплющенная серебряная или позолоченная, иногда чисто золотая проволочка. Зачастую использовались и волоченные нити — в виде тончайшей проволоки из серебра и позолоченного серебра. Из таких ниток ткалась праздничная церемониальная ткань — серебряный или золотой глазет. Также с золотой или серебряной ниткой ткались узорная парча и рытый золотный бархат. В XIX веке работало немало мануфактур, в больших количествах производящих изделия для церковного обихода, в том числе и шитые предметы».
С образцами церковного шитья можно также ознакомиться, посетив музей Саратовской митрополии, отдельные предметы выставлены в музеях города и области.
Современные магазины товаров для рукоделия предлагают, среди множества мотивов для вышивки, и многочисленные иконографические образы. Любая ли рукодельница, умеющая держать в руках нитку и иголку, может вышить икону? Вот что пишет об этом протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств ПСТГУ: «Я ничего плохого не вижу в том, что рукодельница вышивает иконный образ, если в этом нет никакого дурного умысла. Но думаю, что она при этом должна получить на свою работу благословение священника. Если хорошо получается работа — то и пусть себе делает рукодельница вышивку. Может быть, эта вышивка станет первым шагом к тому, что мастерица решит больше узнать о церковном искусстве, об иконе и об образе, на ней изображенном, затем и об иконографии. Может быть, захочет — и это главное — углубиться в духовную жизнь».
Также хочется обратить внимание на то, что изготовление предметов для конкретного храма должно согласовываться со священноначалием. Вышивка не должна мешать и отвлекать — она должна создавать ощущение покоя, величия и бесстрастия. Форма, композиция, цвет вышивки должны гармонично вписываться в интерьер всего храма, внутреннее пространство которого благоукрашается в одной художественной манере или бережно сохраняется как исторически сложившееся в старинных храмах.
Газета «Православная вера», № 15 (683), август 2021 г.
[Юлия Сергиенко]